Консультация «Готовимся к ГИА. Сочинение на «5»
I. Клише для написания сочинения 15.1
1.Вступление и переходное предложение |
||
Цитирование автора. |
Комментарий к высказыванию. |
Переходное предложение |
Прямая или косвенная речь. (Кто?) ….. писал (считал, думал, подчеркивал и т.д.)… |
Объяснить языковое явление!!! Я согласен с мнением … Чтобы доказать свою точку зрения, вспомню некоторые функции… Прочитав мнение …, я удивилась тому, что |
Попробую разобраться в словах… и приведу примеры из текста … Объясню слова… примерами из текста … |
2.Аргументы из текста |
||
Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор использует (употребил)…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. А в предложении № ___(во-вторых,) автор использует (употребил) ….. чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. |
||
3.Вывод |
||
Еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность Мне кажется, я смог объяснить … важность … в речи (в … стиле речи) Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли …, помогут (помогли) … понять их значимость Таким образом, прав был… Итак, Мне кажется, я смог доказать; я постарался доказать |
Клише для написания сочинения 15.2
1.Вступление |
||
Цитирование автора |
Объяснение слов автора, поступка, проблемы текста |
Переходное предложение |
Цитирование. Автор текста (писатель, известный публицист и т.д.) ФИО писал: «…» |
Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на…) Он поднимает проблему (называется проблема), заставляет читателя задуматься ... |
Приведу примеры из текста писателя (публициста, автора текста) |
2.Примеры из текста |
||
Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. А в предложении № ___, (во-вторых)… автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. |
||
3.Вывод (ваше мнение) |
||
Автор прав в том, что… |
Клише для написания сочинения 15.3
1.Вступление |
||
Объяснение слова |
Пояснение проблемы текста* |
Переходное предложение |
|
Я в очередной раз задумался... над проблемой (какой?) |
Эту проблему рассматривали и по-своему решали многие писатели, поэты, философы. В частности её затрагивает (пытается решить) и …. (автор текста). |
2.Примеры |
||
1 пример из текста. Например, (во-первых), в тексте писателя (публициста) ФИО сказано: «ЦИТАТА» или вольный пересказ. Автор подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на… |
||
пример из жизненного опыта или из текста. |
||
3.Вывод (ваше мнение) |
||
(Возвращаемся к определению). Хотелось бы верить, что я смог(ла) объяснить значение слова «…»; Мне кажется, я объяснил(а) значение слова «…» и привел(а) удачные примеры. |
II. Шаблоны для сочинения 15.1
а) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и публициста А.С.Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет».
Я согласна с высказыванием А.С. Хомякова: "Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет". Действительно, наш русский язык - живет, развивается, постоянно меняется, слова умирают и вновь возвращаются в повседневную жизнь, благодаря им передаются чувства, эмоции, страдания людей. Это можно проследить на примере отрывка из произведения Л.Н. Толстого, писателя, жившего так давно. А язык его жив и по сей день!
«Жалкий мальчишка» (предложение 19).Благодаря этому эпитету, яркому и очень кстати употребленному, мы испытываем сострадание к бедному французскому пленному – барабанщику и сегодня, через несколько столетий. Это слово не часто, но употребляется и в современном языке, когда необходимо выразить не только жалость, но и презрение к кому-то –«он был очень жалок».
«Нам-то отлично, а ему каково?» (предложение 10). Слово «отлично» - многозначно, здесь оно употреблено в значении «очень хорошо» и описывает чувства солдат после трудного дня войны. Им хорошо, «отлично» у вертела с душистой бараниной, а каково же там бедному французскому мальчику? И это слово не просто иллюстрирует чувства уставших людей, оно очень емко и образно показывает и русскую загадочную душу, и бессознательную тягу Пети Ростова к своему сверстнику!
Прав был А.С. Хомяков, говоря о том, что «… в русском языке… все волнует, дышит, живет». Разве это не так?
б) «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», - утверждает Л. В. Успенский. Доказать правоту этого суждения можно на примерах из текста Ю. Бондарева. Действительно, сами слова в предложения «не сложатся», нужно для этого применить законы грамматики.
Например, в предложении 2 автор показывает нам, что на улице идёт дождь, стоит поздняя осень. Тем самым он передаёт состояние главной героини. В предложении 3 говорится, что « тоска подступала к сердцу». Используя эту метафору, автор показывает, насколько сильную тоску испытывает героиня в этот момент. Передать её внутреннее состояние ему помогают лексические средства.
А в предложениях 14, 17, 18 Ю. Бондарев использует риторические вопросы и восклицания, для того чтобы передать сильные эмоции другого человека, например, удивление, тревогу. Это уже грамматические средства языка.
Итак, эти примеры помогают увидеть, что «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики, получает величайшее значение».
в) Л.В. Успенский сказал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Я считаю, что данное высказывание говорит о том, что грамматика – важнейшая составляющая, которая определяет структуру языка, ведь без неё невозможна речь. Она «строит» словосочетания и предложения. Докажем это на примерах из текста Ю. Бондарева.
Во-первых, автор использует диалог (предложения 13-18), позволяя героям высказать своё представление о счастье-несчастье. Ведь если бы не диалог между отцом и дочерью, нам было бы сложно понять авторский замысел.
Во-вторых, в предложениях 16-18 Бондарев использует риторические вопросы и восклицания. Благодаря этому приёму он глубже описывает эмоции и чувства героя, передаёт удивление отца словами дочери о её несчастливой жизни. Не будь этой риторики, выраженной с помощью грамматики, мы бы по-другому представили его слова, в которых тогда можно было услышать скептическое отношение к предмету разговора.
Таким образом, можно сделать вывод, что Л. Успенский прав. Ведь словарный состав так и останется набором слов, выйди он из-под «надзора» грамматики.
г) Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Убедимся в справедливости данного утверждения. Для этого вспомним, что лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.
Лексика первой части текста Ю. Бондарева – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.
Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».
д) По мнению французского писателя Николя де Шамфора, «автор идёт от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли». Я согласна с этим высказыванием. Действительно, автор излагает свои мысли на письме с помощью слов; читатель же, воспринимая написанное, понимает замысел писателя.
По тому, какие слова человек использует в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить особое эмоциональное состояние женщины-начальницы, автор употребляет т в 14-22 предложениях парцелляцию.
Предложение 42 подтверждает мысль о том, что автор тщательно подбирал слова, чтобы вложить их в уста медсестры, циничной, жёсткой, оценивающей маленьких брошенных детишек как товар. Как не возмутиться, ведь она с таким спокойствием говорит о них: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много…»
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Н. Шамфор. Ведь автор словами рисует образы, описывает поступки, излагает мысли для того, чтобы дать возможность нам, читателям, представить изображаемые события и участвующих в них персонажей, передать свои эмоции и вызвать ответные чувства и переживания.
Шаблоны для сочинения 15.2
а) «Как много и мало нужно человеку для счастья!» - такими словами заканчивает текст русский писатель Ю. В. Бондарев. Конечно, у каждого своё представление о счастье и своё понимание «многого» и «малого». Попробую объяснить смысл этой финальной фразы, приведя примеры из текста.
«Много» и «мало» - это антонимы, то есть слова, противоположные по значению. Но между ними автор ставит союз «И», для того чтобы объединить их в одно целое.
Здоровье семьи, близких людей, возможность много работать ради них, мирное небо над головой (предложения 18, 19) – в этом видит своё счастье один из героев текста – отец Надежды. Для него это и «много» и «мало».
Таким образом, используя антонимы, автор говорит, что и «много» и «мало» нужно для человеческого счастья.
б) Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.
Понимание счастья отцом передано в прямом высказывании в диалоге с дочерью ( предложение 18). Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома - вот счастье. Уберечь родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»?
Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ, «как маленькую», вместе плакать и повторять «мы любим тебя» у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, 23 -24).
Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.
Шаблоны для сочинения 15.3
а) Что такое самовоспитание? Я думаю, что это работа над собой,
важная способность человека самосовершенствоваться.(14 слов)
Анализируя текст, мы можем найти примеры, подтверждающие данное определение. Например, из предложений 10 , 21, 22, 23, 24 мы узнаём, как Демосфен исправлял недостатки своей речи, чтобы стать оратором.(23 слова)
Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль о важности самовоспитания. Готовясь к экзаменам, я понял(а), как важно
работать над собой, преодолевать лень, отказываться от развлечений.
Чтобы освоить сложный материал, мне приходилось подолгу сидеть за
учебниками, усердно заниматься на уроках. Уверен(а), что ничего без труда
не даётся.(46 слов).
Таким образом, я доказал(а), что самовоспитание – это важная способность
человека самосовершенствоваться, работать над собой.(14 слов).
б) Что такое трудолюбие? На мой взгляд, это желание и стремление человека трудиться для достижения поставленных целей.
Анализируя текст писателя К. Осипова, нахожу примеры, подтверждающие данное определение. Так, в предложенном тексте образцом трудолюбивого человека можно считать великого русского полководца Александра Суворова. «Самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний...» (предложение 4). Из предложений 9,11,12,13 мы узнаём о том, что именно трудолюбие помогло Суворову осуществить мечту о военной службе.
Из рассказов прабабушки я узнала, каким ценным было это качество в годы Великой Отечественной войны. Благодаря трудолюбию людей, находящихся в тылу, русские солдаты разбили врага. Подростки, женщины, старики своим упорным трудом приближали долгожданную победу.
Таким образом, трудолюбие – это положительное духовно нравственное и волевое качество личности, необходимое человеку для достижения поставленных целей. (125 слов)
в) Что такое добро?
Добро – это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих?
Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро.
Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет Андрей Платонов в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец.
Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…
г) Что такое добро?
Добро – это наши бескорыстные поступки, делающие других людей счастливыми. К сожалению, не каждый способен порадовать кого-то, не требуя ничего взамен. А ведь чем больше на свете добра, тем лучше мир. Если бы все поняли это, на планете не осталось бы несчастных людей.
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц заботится о розе и «приручает» Лиса. Поступки мальчика можно считать добром, ведь он пытается сделать близких счастливыми, отдавая им «всю душу».
В рассказе Андрея Платонова «Юшка» звучит мысль о необходимости добра. Главный герой бескорыстно помогает девушке, которая затем становится врачом и спасает людей от тяжёлых болезней.
Таким образом, добро обладает потрясающими возможностями. Его существование даёт нам силы для преодоления жизненных невзгод и не позволяет утратить веру в лучшее.
III. Глоссарий «Моральные категории»
Бескорыстие |
Отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим. |
Благородство |
Высокая нравственность, самоотверженность и честность. |
Великодушие |
Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство. |
Верность |
Морально-этическое понятие, согласно словарю С.И.Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. |
Героизм |
Выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз». |
Детство |
Это беззаботное время, когда ты счастлив только от того, что рядом мама и папа, что не надо думать о том, что будет завтра. Всё, что окружает тебя, кажется родным и доброжелательным. Это пора беспечного счастья, способность верить в чудо. Это способ познания мира и в то же время период взросления. |
Добродушие, доброта |
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. |
Дружба |
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. |
Зависть |
Это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. |
Красота |
То, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. |
Красота человека |
Истинная красота – это красота души. О душевной красоте очень точно и ёмко сказал У.Шекспир: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю». Действительно, если человек не обладает внутренней красотой, его нельзя назвать красивым: только в соединении внешней и душевной красоты человек прекрасен. |
Милосердие |
Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. |
Надежда |
Это самый оптимистичный способ понимания мира. Это состояние души, когда веришь, что всё будет хорошо, когда ждёшь от жизни только приятных сюрпризов. |
Мужество, отвага |
Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие. |
Нравственность |
Совокупность норм, определяющих поведение человека. |
Ответственность |
Стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия |
Призвание |
Это склонность к какому-то делу, профессии. |
Природа |
Это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. |
Преданность |
Это готовность человека пожертвовать собой ради друга, ради Родины. |
Радость |
Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали. |
Родина |
Синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека. |
Самовоспитание |
Это сознательная работа над самим собой, над устранением плохих качеств характера и формированием положительных черт. |
Смелость |
Это способность сохранять самообладание в условиях опасности и держать под контролем чувство страха, не позволяя ему властвовать над собой. |
Справедливость |
Это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком. |
Сострадание |
Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. |
Совесть |
Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. |
Счастье |
Это уверенность в том, что есть человек, который тебя любит, что ты не одинок, что твоя жизнь принадлежит любимому. Счастье – это видеть счастливые лица своих родных, чувствовать их любовь, получать удовольствие от выбранной профессии. |
Учитель |
Джованни Одаринни писал: «Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама». По мнению писателя Федора Абрамова, «учитель - это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты». |
Человечность |
Доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям. Это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. |
Честь |
Это тот нравственный стержень внутри каждого из нас, который не даёт нам совершать плохие поступки. |
Чёрствость души (равнодушие) |
Бессердечность, бездушность, сухость, холодность, нечуткость, неотзывчивость. |
Щедрость |
Оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости |
Эгоизм |
Себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. |
Касимова Людмила Михайловна