Консультация для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Консультация для педагогов на тему:
«Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.
Ход консультации
Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече, не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей:
способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста;
обогащают словарь за счет многозначности слов;
помогают увидеть вторичные значения слов;
формируют представления о переносном значении слова;
помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее;
развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки.
К наиболее важным можно отнести следующие:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
Уровни сложности загадок.
Таблица 1.
| Первый уровень сложности | Второй уровень сложности | Третий уровень сложности |
Типы загадок | загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) | загадки с краткой характеристикой предметов - по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета | метафорические загадки |
загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка | загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений | ||
Значение для развития дошкольников | Отгадывание основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу. | Отгадывание основано на знакомстве ребенка с указанными признаками, умении их выделять. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении | Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга. |
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
уровень развития речи детей;
учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Тематика загадок для детей дошкольного возраста
Таблица 1.
| дети младшего дошкольного возраста | дети среднего дошкольного возраста | дети старшего дошкольного возраста |
Особенности тематики | тематика ограничена небольшим жизненным опытом ребенка | более широкая тематика загадок | загадки разнообразной тематики |
Содержание загадок | загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.) | загадки о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. | загадки о явлениях природы, предметах обихода, орудиях труда, средствах передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. |
Виды загадок | рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки | загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. | сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др. |
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.
Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы.
Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
|
|
|
|
|
|
Для составления загадки выбран объект, например, самовар. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам:
- Какой самовар по цвету?
- Блестящий.
Педагог записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям?
- Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме?
- Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Например, блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар:
«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели «Какой - Что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
| |
| |
| |
Образец составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
Например, составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
Семенит | Ребенок, который учится ходить |
Например, составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
| |
| |
| |
Образец составления загадки про гриб:
- На что похож гриб?
- На мужичка.
- А чем отличается от мужичка?
- У гриба нет бороды.
- Еще на что похож?
- На дом, но без окон.
- А еще на что похож?
- На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «На», «Но на» или «Но без».
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Заключение.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с.
Журавлева Н. Составление загадок, основанных на сказках для игры "Да-нет» // Конференциия методического центра ОТСМ-ТРИЗ-педагогики «Использование ОТСМ-ТРИЗ для дошкольного образования детей»: материалы конф. – Ульяновск, 2003.
Сидорчук Т.А. Воображаем, размышляем, творим. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 197 с.
Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников. – Ульяновск, 2005. – 64 с.
Хоменко, Н. Развитие мышления детей 3-10 лет при работе с проблемами // Учим детей думать: 2-й сб. метод. материалов для педагогов дошк. учреждений и начальной школы – Ульяновск, 2006. – С. 10-22.
Молькова Наталия
Соколова Елена Борисовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Полянская Оксана Николаевна
Молькова Наталия
Полянская Оксана Николаевна
Соколова Елена Борисовна
Молькова Наталия
Соколова Елена Борисовна
Молькова Наталия