Сообщение для педагогов «Обучение детей составлять загадки»

3
0
Материал опубликован 27 February 2022 в группе


Слайд 1 Сообщение для педагогов «Обучение детей составлять загадки».



Слайд 2 План сообщения:

1.Вступление

-Что такое загадка?

-Задачи развития речи в детском саду, решаемые с помощью составления детьми загадок.

2.Подготовительная работа с детьми по составлению загадки.

3.Технология обучения детей составлению загадок. Модели составления загадок.

4.Практикум для педагогов «Составление загадки о самоваре».

5. Представление результатов деятельности детей. «Выставка дидактических пособий по развитию речи».

6. Заключительная часть.



1. Вступление

Здравствуйте уважаемые педагоги! Хочу поделиться опытом работы с дошкольниками по составлению загадок с использованием приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.



Слайд 3. Загадка-это краткое описание предмета или явления.

Другое определение-загадка-это логическая задача, предложенная в художественной форме( в виде четверостишия).

Загадки играют большую роль в развитие словесного творчества дошкольников. Загадка может служить средством развлечения, умственной игрой, состязанием в сообразительности. На материале загадок можно решить множество дидактических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений, до построения моделей и развития ассоциативного мышления.

Слайд 4. С помощью загадки мы решаем задачи разных образовательных областей в том числе и речевого развития:

Взвуковой и интоннационной культуре речи- закрепляем у детей правильное,отчетливое произнесение звуков,правильное ударение в словах,развиваем у детей фонематический слух, ритм и мелодикуречи, интонационную выразительность речи и умение рифмовать слова.



Слайд 5 С помощью загадки мы решаем задачи по формированию основ грамотности:формировать у детей представление то составе простого предложения,учить выделять слова в предложении.

Формировать представления у детей о сложном предложении с союзными словами «как», «но не», «такие же».


t1645971002aa.jpg

Слайд 6 Формирование словаря у детей направлено на обогащения речи детей существительными,прилагательными,характеризующими свойства и качества предметов, глаголами,наречиями.Подбираем слова схожие по значению (синонимы) и противоположные по значению(антонимы),сравнения предметов на основе внешнего сходства предметов(общих признаков)словарь детей пополняем многозначными слова.


Слайд 7 Загадки формируют грамматический строй речи детей –

Упражняют детей в умении изменять слова в числе, роде, падеже;

-загадки побуждают детей составлять слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.


Слайд 8. С помощью загадки,мы решаем задачи по формированию связной речи у дошкольников:развиваем у детей монологическую и диалогическую речь,

загадка обучает детей рассказывать о предмете по модели составления загадки,используя признаки предмета.

Уровень развития связной речи ребенка зависит, насколько точно ребенок может обозначить признак и его значение у конкретного объекта.

2. Подготовительная работа с детьми по составлению загадки.

Слайд 9. В начале работы передо мной встал вопрос «С чего начинать учить детей составлять загадки?»

Отгадать загадку для ребенка это не просто найти решение задачи,ответить на вопрос,а совершить довольно сложную мыслительную операцию.


Мы знаем,что все дети любят отгадывать загадки,но придумывать их не могут.

Работу начала с дошкольниками с 4-х лет.





Слайд 10. - Зрительно-слуховое восприятие предметов и загадки

На стол выставляла несколько игрушек и предлагала детям послушать загадку:

«На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры» Про кого ребята эта загадка?

В: Правильно. Про петушка.

Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Я обращала внимание детей на меткую образную характеристику игрушки.

-уделяла внимание при обследовании (игрушки) на его характерные признаки

(цвет предмета ,форму, части, действия, размер, вес, рельеф, звукопроизношение)


-познакомила детей с графическими обозначениями признаков предмета.


- используя, предмет (или картинку) и графическое изображение признака, составляли описание предмета.



Тематика загадок для малышей ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми он чаще сталкивается и которые оказывают на него эмоциональное воздействие. Поэтому для расширения представления детей о окружающих предметах и обогащения словарного запаса детей стали в группе собирать картотеку картинок.


-собрали картотеку картинок таких как «Игрушки», «Растения», «Транспорт», «Домашние, дикие животные», «Предметы гигиены» обогатили словарный запас детей существительными, многозначными словами.

Для обогащения словарного запаса детей прилагательными, наречиями, глаголами появилась необходимость составить словарик значений признаков предметов.


Картотека помогла приступить с детьми к обучению составления сравнений: Для этого использовалась Модель составления сравнений.


1.Предмет.

2.Признак.

3.Сравнение значения признака со значением признака в другом предмете.


Например: В: Цыпленок какой по цвету?

Воспитатель просит ребенка повторить речевое сравнение: Цыпленок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как лимон.

В: Мяч какой по форме?

Воспитатель просит ребенка повторить речевое сравнение: Мяч по форме круглый, такой же круглый по форме, но не арбуз.

Слайд 11.В средней группе, была составлена картотека дидактических игр с признаками, когда дети поняли речевую форму сравнения предметов, имеющим одинаковые признаки, я предложила детям модель составления загадки.

3.Технология обучения детей составлению загадок

Существует методика составления загадок, разработанная Аллой Нестеренко для начальной школы. Данная методика адаптирована для детей дошкольного возраста Сидорчук Т.А . Начиная со средней группы д/с дети могут составлять загадки по трём моделям -таблицам. ( Модели представлены на экране)

Педагог ведет запись на доске, а дети на листках за столами:

Модель1

Какой?

Что бывает таким же?







Модель2

Что делает?


Что(кто) делает так же?





Модель 3

На что похоже?

Чем отличается?





Слайд 12

4.Практикум для педагогов.

Предлагаю педагогам взять листы с таблицей и всем вместе составить загадку.

В: Для этого, возьмём алгоритм составления загадки.

t1645971002ab.jpg

Слайд 13

Алгоритм составления загадки.


1.Выбрать объект.

2.Выбрать модель загадки.

3.Выделить признаки у объекта.

4. Сравнить с другими объектами.

5. Выбрать понравившееся сравнение

6.Рассказать свой вариант загадки.

1.Выбрать объект

С помощью игры «4 лишний» выбираем объект. (Лишний самовар. Самовар –это посуда, а остальные предметы музыкальные инструменты).

Составим загадку о САМОВАРЕ.


2.Выбираем модель загадки: Модель1 и Модель2 «Какой, чтоt1645971002ac.jpg бывает таким же? Что делает так же?» (Модели таблицы могут дополнять друг друга)

В А какие признаки (или помощники), нам помогут составить загадку?

Д: Признаки.

В: Назовите их?

3. Выделяем признаки у объекта

Д: Цвет, действие, температура.

Модель составления загадки


Какой?

Что делает?

Что бывает таким же?

Что(кто)делает так же?

t1645971002ad.gif

t1645971002ae.gif



t1645971002af.png


t1645971002ag.png




В: с каким первым признаком мы сейчас будем составлять сравнение. С признаком цвета.

В: Какой самовар по цвету?

Д: Красный,черный,желтый, зеленый, разноцветный.

В: Выберем какое слово вам нравится?

Д:Золотой.

Воспитатель записывает на доске первую букву в слове (Зэ), а дети записывают на листе в таблицу.

4. Сравнить с другими объектами.

В: Что бывает таким же?

Д: Солнце, золото, лимон, желток, цыплёнок.

5. Выбрать понравившееся сравнение

В:(Зарисуйте своё сравнение) Работа детей.

В: Прочитайте, что у вас получилось. Каждый ребёнок зачитывает строчку.

В: Очень хорошо!

В: с каким признаком мы сейчас будем составлять сравнение.

Д: Признаком действия.

В: Какие действия выполняет самовар?

Д: Стоит, кипит, шипит, нагревается, льёт, пыхтит, шумит.

В: Какое слово выберем? Выберем «Шипит»

Воспитатель записывает на доске первую букву в слове (Ша), а дети записывают на листе в таблицу.

В:Ребята,что или кто может шипеть?

4. Сравнить с другими объектами.

Д: Поезд, змея, чайник, кошка, когда сердиться, таблетка, лимонад, колесо спускается, сломанный телевизор, шарик спускает воздух.

5. Выбрать понравившееся сравнение

В: (Зарисуйте своё сравнение) Работа детей.

В: Зачитайте своё сравнение, каждый ребёнок зачитывает своё сравнение.

В: Молодцы!

В: С каким признаком нам осталось придумать сравнение?

Д: Температура.

В: Какой по температуре бывает самовар?

Д: Горячий, холодный,тёплый,огненный, ледяной.

В: Какое слово выберем? Выберем Горячий.

Воспитатель записывает на доске первую букву в слове (Гэ), а дети записывают на листе в таблицу.

Что бывает таким же?

4. Сравнить с другими объектами.

Д:(Солнце, батарея, чай, сушилка, микроволновая печь, печка, костер, включенная лампа, огонь, свеча зажженная)

5. Выбрать понравившееся сравнение

В: (Зарисуйте своё сравнение) Работа детей.

В: Зачитайте своё сравнение, каждый ребёнок зачитывает своё сравнение.

В: Молодцы!

Вот мы составили загадку про самовар.

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов союзные слова «как» или «но не».

t1645971002ac.jpg6.Рассказать свой вариант загадки.

В: Зачитайте своё сравнение.

Золотой, как солнце.

Шипит, но не змея.

Горячий, как огонь.

САМОВАР

t1645971002ai.jpgt1645971002ah.jpg



​​​​​​​ Уже в старшей группе ребенок самостоятельно может словесно составить загадку, используя алгоритм составления загадки.





5. Выставка «Дидактические пособия по развитию речи.

Представление результатов деятельности детей.

Хочу представить вашему вниманию результаты проделанной мной работы по составлению загадок детьми:

- оформлялась папка –передвижка по произведению С.Я.Маршака «Где, обедал воробей?».

-Оформлялись книжки-малышки по тематике «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Предметы личной гигиены» и т.д.

-Картотека признаков, картинок.

-Словарик рифмовок.

-Дидактические игры.

-Игровые пособия.

-Оформлялись, коллективные плакаты «Урожай загадок», «Загадки о видах транспорта».






t1645971002aj.jpgt1645971002ak.jpg


7.Заключительная часть

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как ёмко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете.


Слайд 14 Спасибо за внимание!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.