Консультация для педагогов Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»

1
0
Материал опубликован 21 February 2022

Пояснительная записка к презентации

Консультация для педагогов

Тема:
«
Патриотическое   воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»

Подготовила  Шайхулина Г.Ф..

1 слайд

Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.

2 слайд

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений Образовательной области Социально-коммуникативное развитие является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Образовательная область Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

3 слайд

Направления патриотического воспитания в МБДОУ д/с №25

знакомство детей с народными традициями и промыслами;

знакомство с устным народным творчеством;

знакомство с доступными детям историческими событиями;

расширение представлений о природе, городах России;

знакомство детей с символами государства;

формирование элементарных знаний о правах человека

Воспитание патриотических чувств:

воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

формирование бережного отношения к природе, воспитание уважения к труду;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование нравственного чувства к культурному наследию;

формирование толерантного отношения к др. национальностям

4 слайд

Система и последовательность патриотической работы. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

5 слайд

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв

6 слайд Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина!

7 слайд

Родная семья Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества. Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Наши педагоги плодотворно взаимодействуют с семьями воспитанников в этом направлении. Родители группы «Улыбка» (воспитатель Воробьёва А. А.) совместно с детьми изготовили фотоколлажи. В группе «Капельки» (воспитатель Мартынова Е.Д.) создали «Семейное дерево».

8 слайд

Также хочется поделиться опытом наших педагогов – стажистов. В группе «Семицветики» (воспитатель Масленникова Я. В.) и в группе «Сказка» (воспитатель Соколова О. В. Ребята (выпускники уже) с родителями готовили альбомы «Моя семья», герб семьи. Затем ребята рассказывают о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Тем самым они много узнают о своих родных, о том, чем они занимаются, как живут.

9, 10 слайды

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к детскому саду. Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей, цель которого воспитать духовно развитых людей с твёрдыми нравственными устоями: доброжелательности, доброты, милосердия.

11, 12 слайды

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот город, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, поселковых зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках, о родном крае - Южном Урале. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

13 слайд

В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы с городом, со своей «малой родиной», детей нужно подводить к пониманию того, что наш город - это только маленькая частичка большой страны - России, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Посредством чтения художественной литературы, рассматривания картин дети знакомятся с Москвой – столицей нашей Родины и Челябинском – столицей Челябинской области. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне

14, 15, 16 слайд Детей знакомят с Государственной символикой, символикой Челябинской области, родного города Чебаркуль.

17 слайд

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по этому разделу.

Используются разнообразные формы патриотического воспитания НОД; игры; беседы; экскурсии, выставки, викторины, праздники…

Рассказывая дошкольникам о родном городе, его истории и достопримечательностях, необходимо помнить следующее:

сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.;

обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город, посёлок? Что может означать название нашего города?);

не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

18 слайд

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов. Народные и фольклорные праздники: Масленица, Кузьминки, Праздник Урожая…

Православные праздники – Рождество Христово, Пасха, Троица

19 слайд Государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День села; День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей; бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, развлечения.

20 слайд

О работе с семьёй уже говорилось. Хочется добавить, какие формы взаимодействия с семьями в этом направлении используют наши педагоги: привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций группового мини-музея, организация консультаций и индивидуальных бесед: «Как провести выходной день», «Создание эмоционально-положительного климата в семье»…, оформление стенда с информацией о семейных праздниках, привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов, оформление вместе с родителями фотовыставки «Мы – чебаркульцы», творческой выставки «Мама – рукодельница», участие родителей в оформлении участков и клумб к городскому конкурсу «С юбилеем, Чебаркуль!», в разнообразных творческих внутрисадиковских, городских и региональных конкурсах, акциях

Исходя из опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию, можно утвердительно сказать, что очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. А это сегодня очень важно!

Я считаю, что необходимо продолжать дальнейшую работу в этом направлении.

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 «Солнышко» Педагогическая гостиная Патриотическое   воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Старший воспитатель Шайхулина Г.Ф.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; п.1.6.5. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации…формирование первичных представлений… о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,… П.2.6.

Направления патриотического воспитания в МБДОУ д/с №25 Формирование представлений Воспитание патриотических чувств: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными детям историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства формирование элементарных знаний о правах человека воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе, воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного чувства к культурному наследию; формирование толерантного отношения к др. национальностям

Система и последовательность патриотической работы Родной город Семья

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв

Родная семья

Герб семьи Семейный фотоальбом

Наш любимый детский сад

Наш любимый детский сад

Моя малая родина Чебаркуль – «жемчужина Урала» Презентацию составила: Соколова Екатерина Сергеевна

В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы с городом, со своей «малой родиной», расширяются знания детей, даётся информацию о том, что наш город, это только маленькая частичка большой страны - России

Государственная символика Посредством чтения художественной литературы, рассматривания картин дети знакомятся с Москвой – столицей нашей Родины и Челябинском– столицей Челябинской области.

СИМВОЛИКА ГОРОДА ФЛАГ ГЕРБ

Формы патриотического воспитания: НОД, беседы, игры, экскурсии

Работа с родителями

Создание условий в группах для формирования нравственно-патриотических чувств

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.