Консультация для педагогов Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»
Пояснительная записка к презентации
Консультация для педагогов
Тема:
«Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем»
Подготовила Шайхулина Г.Ф..
1 слайд
Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.
2 слайд
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений Образовательной области Социально-коммуникативное развитие является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Образовательная область Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
3 слайд
Направления патриотического воспитания в МБДОУ д/с №25
знакомство детей с народными традициями и промыслами;
знакомство с устным народным творчеством;
знакомство с доступными детям историческими событиями;
расширение представлений о природе, городах России;
знакомство детей с символами государства;
формирование элементарных знаний о правах человека
Воспитание патриотических чувств:
воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
формирование бережного отношения к природе, воспитание уважения к труду;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование нравственного чувства к культурному наследию;
формирование толерантного отношения к др. национальностям
4 слайд
Система и последовательность патриотической работы. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
5 слайд
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв
6 слайд Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина!
7 слайд
Родная семья Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества. Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Наши педагоги плодотворно взаимодействуют с семьями воспитанников в этом направлении. Родители группы «Улыбка» (воспитатель Воробьёва А. А.) совместно с детьми изготовили фотоколлажи. В группе «Капельки» (воспитатель Мартынова Е.Д.) создали «Семейное дерево».
8 слайд
Также хочется поделиться опытом наших педагогов – стажистов. В группе «Семицветики» (воспитатель Масленникова Я. В.) и в группе «Сказка» (воспитатель Соколова О. В. Ребята (выпускники уже) с родителями готовили альбомы «Моя семья», герб семьи. Затем ребята рассказывают о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Тем самым они много узнают о своих родных, о том, чем они занимаются, как живут.
9, 10 слайды
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к детскому саду. Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей, цель которого воспитать духовно развитых людей с твёрдыми нравственными устоями: доброжелательности, доброты, милосердия.
11, 12 слайды
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот город, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, поселковых зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках, о родном крае - Южном Урале. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
13 слайд
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы с городом, со своей «малой родиной», детей нужно подводить к пониманию того, что наш город - это только маленькая частичка большой страны - России, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Посредством чтения художественной литературы, рассматривания картин дети знакомятся с Москвой – столицей нашей Родины и Челябинском – столицей Челябинской области. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне
14, 15, 16 слайд Детей знакомят с Государственной символикой, символикой Челябинской области, родного города Чебаркуль.
17 слайд
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по этому разделу.
Используются разнообразные формы патриотического воспитания НОД; игры; беседы; экскурсии, выставки, викторины, праздники…
Рассказывая дошкольникам о родном городе, его истории и достопримечательностях, необходимо помнить следующее:
– сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.;
– обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город, посёлок? Что может означать название нашего города?);
– не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;
– используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.
Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
18 слайд
Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов. Народные и фольклорные праздники: Масленица, Кузьминки, Праздник Урожая…
Православные праздники – Рождество Христово, Пасха, Троица
19 слайд Государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День села; День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей; бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, развлечения.
20 слайд
О работе с семьёй уже говорилось. Хочется добавить, какие формы взаимодействия с семьями в этом направлении используют наши педагоги: привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций группового мини-музея, организация консультаций и индивидуальных бесед: «Как провести выходной день», «Создание эмоционально-положительного климата в семье»…, оформление стенда с информацией о семейных праздниках, привлечение родителей к организации и проведению групповых досугов, оформление вместе с родителями фотовыставки «Мы – чебаркульцы», творческой выставки «Мама – рукодельница», участие родителей в оформлении участков и клумб к городскому конкурсу «С юбилеем, Чебаркуль!», в разнообразных творческих внутрисадиковских, городских и региональных конкурсах, акциях…
Исходя из опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию, можно утвердительно сказать, что очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. А это сегодня очень важно!
Я считаю, что необходимо продолжать дальнейшую работу в этом направлении.