Консультация для родителей будущих воспитанников детского сада «Всему свое время!»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов
на лучшую разработку «Консультация для родителей»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Пояснительная записка
Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось
в природу его в его первую пору жизни.
Я. Каменский
На сегодняшний день детский сад является первой важной ступенькой самостоятельного вхождения ребенка в социум.
К большому сожалению, в детский сад приходят малыши совсем неподготовленные к новым условиям. Несмотря на особое внимание специалистов образовательного учреждения к вновь прибывшим детям, адаптационный период у многих малышей протекает сложно, а порой затягивается на длительный период времени.
Как подготовить ребенка к новым условиям и снизить психологические трудности малышей? Этим вопросом задаются все «умные родители».
Данная разработка поможет родителям осознать важность адаптационного периода малышей к ДОУ, эффективно выстроить процесс взаимодействия со своим ребенком задолго до важного в его жизни события и принять правильное решение.
Консультация для родителей
«Всему свое время!»
Цель: просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
активизировать интерес родителей будущих воспитанников ДОУ к процессу адаптации детей;
способствовать своевременному развитию и воспитанию малышей;
формировать психолого-педагогические компетенции родителей.
Участники: родители будущих воспитанников образовательного учреждения.
Форма проведения: дистанционная.
Оборудование: компьютер, интернет ресурс, сайт детского сада.
Роль семьи в жизни каждого человека очень велика: личность зарождается в семье (в прямом и переносном смысле). Духовно-нравственные и социальные основы человека в течение всей его последующей жизни развиваются на той базе, которая была заложена у него в душе в период раннего детства.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от его родителей и всех членов семьи: если близкие люди малыша наполняют его жизнь добром и лаской, обогащают развивающую среду ребенка, закладывают начало ценностям и добродетелям, прививают любовь к устному народному творчеству и чтению художественной литературы. В таких благоприятных условиях полноценное психическое и физическое здоровье ребенку обеспечено. У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Родоначальницей воспитания детей в семье остается женщина. Именно с мамой внутриутробно связан ребенок, а в дальнейшем эта связь становится невидимой. Но эта связь присутствует и от «установок» матери зависит благополучие ребенка во всех сферах деятельности. Когда ребенок постоянно чувствует материнскую любовь (несмотря на положительные или отрицательные поступки), то всю последующую жизнь потом он ощущает внутреннюю, психологическую и эмоциональную безопасность. Если же ребенку не хватает внимания матери, то появляются проблемы в развитии и воспитании.
Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в мягкости и чуткости, но и в строгости, так как, именно мама умеет донести до своего ребенка «что такое хорошо и, что такое плохо». А для этого нужно развить умение слышать и слушать.
Чтобы у родителей с ребенком был сформирован правильный контакт (качество которого влияет на эмоционально-личностное развитие малыша и на благополучие адаптационного периода), следует обратить внимание на личность самой мамы (папы), на укрепление эмоциональных связей с ребенком, на безусловную любовь и понимание, на умение родителей играть с чадом (ведущий вид деятельности у дошкольников – игра).
Следует обратить внимание родителям и на гендерное воспитание. Воспитательные аспекты и требования взрослых с учётом возраста и пола ребёнка существенно отличаются.
О роли матери в воспитании мальчиков и девочек можно ознакомиться в данном источнике: https://micrusha.ru/rol-mamy-v-zhizni-rebenka
Хочется ознакомить родителей с «посланием ребенка» для мамы. Прочитав стихотворение, сразу станет понятно, чего ждут дети от своего самого близкого человека.
Стихотворение «Послание ребенка маме…»
Мама, милая моя!
Ты в раннем детстве - так важна!
Подари тепло души,
От невзгод меня спаси!
Руками крепко обнимай
И улыбкой одаряй…
Поиграй со мной в игру…
Я все сторицей верну!
Научи меня любить…
Миру доверять и жить…
Ты «вложи» в меня добро,
Силу мысли и тепло…
Пониманье и любовь…
И прибудет счастье вновь:
В нашу жизнь с тобой
И в мир!
Будет счастлив ГРАЖДАНИН!
Автор: педагог-психолог Кияйкина Н.Ф.
Если ребёнок, на каждом возрастном периоде жизнедеятельности, получает все свои потребности в должной мере, то личность ребёнка формируется естественным образом, без искажений.
Если взрослым вовремя осуществлять социально-коммуникативное развитие ребенка, познавательное и речевое развитие, полноценно осуществлять двигательную активность и формировать художественно-эстетический вкус, умения и навыки малыша, то ребенок раннего дошкольного возраста будет благополучен и легче проживет процесс адаптации к детскому саду (разлуку с близкими людьми).
Если взглянуть родителям будущих воспитанников детского сада на выдержку из ФГОС ДО (документа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, (редакция от 21.01.2019 г.)), то можно смело сделать вывод: к каким целевым ориентирам дошкольного образования (возрастным характеристикам ребенка раннего возраста) следует стремиться в развитии и воспитании, по подготовке ребенка к детскому саду (Приложение).
Завершить выступление хочется словами выдающегося педагога А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Задача взрослых, способствовать гармоничному развитию личности ребёнка, а без сотрудничества участников образовательных отношений здесь необойтись. И главное, всё делать вовремя!
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и прочее).
Источники
Интернет ресурс:
1. Цитаты, афоризмы о семейном воспитании детей.
https://sherbakova.com/citaty-aforizmy-o-semejnom-vospitani/
2. Картинки про семейное воспитание и роль родителей в воспитании и развитии.
3. Роль мамы в жизни каждого ребенка.
https://micrusha.ru/rol-mamy-v-zhizni-rebenka
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Свирида Елена Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Лупей Виктория Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна