Лекция на тему «Консультация для родителей: Взаимодействие семьи и детского сада в период адаптации ребенка»
Карпеева Светлана Андреевна. Воспитатель
Методическая разработка:
Консультация для родителей «Взаимодействие
семьи и детского сада в период адаптации ребенка»
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей , но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего не сможет сделать самостоятельно. Родители предупреждают каждое действие, ублажают любой каприз. И наоборот, есть родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они могут только оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Однако часто родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда приводят ребенка в группу, ограничиваясь словами : «Тебе здесь будет хорошо!». Зачастую родители не в полной мере осознают, что в детском саду ребёнок попадает в совершенно другие условия, существенно отличающиеся от семейных.
На одного воспитателя в детском саду приходится более двадцати детей, тогда как в семье на двух-трех взрослых – один-два ребенка. В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями, а в детском саду воспитатели работают посменно, отличаются характерами, требованиями и тоном общения. Каждый родитель готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то умение, навык, хотя это является закономерным развитием малыша.
В условиях воспитания детей раннего и среднего возраста в дошкольном учреждении индивидуальный подход к ребенку заключается, с одной стороны, в знании психических и физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроя в данное время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития ребенка. Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно принять все изменения, особенно если ему не помогают взрослые. Следовательно, единство требований, приемов и воздействия – непременное условие его благополучной адаптации.
Очень важно, чтобы ребёнок перед поступлением в детский сад был физически подготовлен. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям. Родители должны обеспечить малышу достаточное пребывание на свежем воздухе в любое время года, учить ребенка выполнять доступные физические упражнения, уделять внимание водным процедурам, воздушным ванным, которые являются важными элементами закаливания. Не должны забывать родители и про необходимость правильно подбирать одежду малышу, не забывая о несовершенстве системы терморегуляции маленького ребенка.
Очень важным фактором для процесса адаптации к детскому саду является режим дня ребенка в семье. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на здоровье ребенка и на сам процесс привыкания к детскому саду. Поэтому просто необходимо заблаговременно перед поступлением в дошкольное учреждение внести корректировки в домашний режим дня и строго следовать ему.
Для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какое мере сформулированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки. Не во всех семьях уделяют достаточное внимание формированию указанных навыков. Нередко дети двух-трех лет приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не приучены к горшку, не умеют пользоваться носовым платком/, одеваться, раздеваться. Поэтому так важно заранее учить ребенка быть самостоятельным в этих вопросах , проводить консультации с родителями, указывая на важность данных навыков в адаптационном периоде и в последствии., необходимо напомнить родителям, что те должны быть терпеливы и настойчивы при прививании культурно-гигиенических навыков, формирование привычки требует достаточного количества времени. А при поступлении в детский сад некоторые привычки ребенка необходимо сохранить какое-то время (например, засыпать с соской ).
Главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребёнка до поступления в ДОУ, тем длительнее формируется у него отношения с воспитателем и с другими ребятами. Поэтому так необходимо формировать в семье опыт общения людьми, не являющимися членами семьи. Важно учить ребенка ,как обратиться к взрослому, вежливым словам. Приучая ребенка к совместным действиям со взрослыми и детьми, родители словами, мимикой, всеми понятными ему средствами выражают свое дружественное расположение к тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша, помогают ему преодолеть боязнь, неуверенность. Расширять круг общения ребенка надо постепенно. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается к матери, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку, - пусть сначала разглядит его, Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем рассматривать игрушку или затеять общую игру. В общении с другими детьми родители должны показать ребенку пример общении, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать и т.п.
Речевая подготовка, игровые умения также очень важны при поступлении ребенка в детский сад. Правила взаимоотношений усваиваются несколько труднее, чем бытовые. Для развития у ребенка навыка общении можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Даша общается с просьбой», « Кукла Саша идет в гости к кукле Маше». Действия, показанные в играх-инсценировках, следует закрепить в аналогичных действиях и поступках ребенка. Научить ребенка вступить в общение с взрослыми и детьми – одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.