Консультация для родителей "Использование игр для развития словаря у детей 5-7 лет с ТНР"

1
0
Материал опубликован 29 January в группе

Консультация для родителей

Использование игр для развития словаря у детей 5-7 лет с ТНР


Уважаемые родители!

Формирование словаря и развитие словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи имеют огромное значение по нескольким причинам:

1. Основа коммуникации. Словарный запас – это фундамент для успешного общения. У детей с нарушениями речи часто возникают трудности в выражении своих мыслей и желаний. Развитие словаря помогает им лучше понимать окружающий мир и выражать свои эмоции.

2. Когнитивное развитие. Язык и мышление тесно связаны. Увеличение словарного запаса способствует улучшению когнитивных навыков, помогает детям лучше осмысливать информацию, решать задачи и развивать критическое мышление.

3. Социальная адаптация. Научившись более эффективно общаться, дети с нарушениями речи могут легче устанавливать социальные связи, что позитивно сказывается на их самооценке и эмоциональном состоянии. Это помогает избежать изоляции и способствует интеграции в группу сверстников.

4. Поддержка академического успеха. Хороший словарный запас является необходимым условием для успешного обучения. Он позволяет детям понимать учебный материал, выполнять задания и взаимодействовать с учителями и одноклассниками.

5. Эмоциональное выражение. У детей с нарушениями речи часто возникают трудности в передаче своих чувств и переживаний. Развитие словаря помогает им находить слова для описания своих эмоций, что может снизить уровень стресса и агрессии.

6. Стимуляция интереса к языку. Обогащение словарного запаса может способствовать интересу к чтению и изучению языка, что в свою очередь открывает новые горизонты знаний и увлечений.

7. Терапевтический аспект. Работа над словарным запасом может быть частью логопедической терапии, помогая детям осваивать новые слова и конструкции, что способствует улучшению их речевых навыков.

В общем, развитие словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи – это многогранный процесс, который влияет на их общее развитие, эмоциональное благополучие и социальную адаптацию.

Развитие активного словаря является важной частью речевого развития детей с нарушениями речи. Игры – это один из самых эффективных способов обогатить словарный запас ребенка, сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Вот несколько игр, которые вы можете проводить с ребенком для пополнения его активного словаря.

Игра «Угадай слово»

Цель: развитие слухового восприятия и понимания речи.

Как играть. Один из участников описывает предмет или явление (например, «Это круглый фрукт, который бывает зеленым или красным» – «яблоко»). Остальные игроки должны угадать слово. Объясняя, используйте как можно больше синонимов и характеристик.

Ассоциации

Цель: расширение тематического словаря.

Как играть. Начинает один участник, называя любое слово. Другие игроки по очереди должны назвать слова-ассоциации к нему. Например, на слово «солнце» можно ответить «жарко», «лето», «небо».

Картинки-ассоциации

Цель: изучение объектов и их характеристик.

Как играть. Возьмите различные картинки и попросите ребенка представить, что они могут ассоциироваться с чем-то еще. Например, изображение собаки может вызвать ассоциацию с «другом», «питомцем», «бегом» и т.д. Это помогает расширить образный словарь.

Показать и назвать

Цель: визуализация слов.

Как играть. Используйте игрушки, книги или картинки. Показывайте ребенку предметы и поощряйте его называть их. При этом описывайте их свойства: цвет, форма, размер.

Игры с карточками

Цель: систематизация знаний и активизация словаря.

Как играть. Создайте набор карточек с изображениями и словами. Проведите игры на сортировку (например, по цвету или категории) и запоминание.

Словесные цепочки

Цель: пополнение активного словаря и развитие логического мышления.

Как играть. Начните с любого слова, и следующий игрок должен назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. Например, «мяч» → «чай» → «йогурт». Это помогает детям запоминать и использовать новые слова в контексте.

Словарная охота

Цель: обогащение словаря через поиск и описание.

Как играть. Создайте список слов, связанных с определенной темой (например, «осень»). Попросите ребенка найти предметы или картинки, соответствующие этим словам, и описать их. Например, «лист», «шишка», «гриб». Это помогает связать слова с конкретными объектами.

Мои любимые слова

Цель: обогащение активного словаря.

Как играть. Попросите ребенка по очереди называть свои любимые слова или предметы, которые он видел за день. Можно предложить обсудить, почему ему нравятся эти слова.

Персонажи и эмоции

Цель: развитие эмоционального интеллекта и словарного запаса.

Как играть. Используйте известных персонажей из сказок или мультфильмов. Попросите ребенка описать, как они себя чувствуют в различных ситуациях, используя подходящие прилагательные и глаголы (например, «рад», «грустно», «разозлен»).

Ролевые игры

Цель: практиковать речь в контексте.

Как играть. Сыграйте в различные роли (например, продавец и покупатель в магазине). Используйте соответствующий набор слов, чтобы создать диалог. Это поможет ребенку не только запомнить новые слова, но и научит их использовать в повседневной жизни.

Сказки с недостающими словами

Цель: развитие воображения и использование новых слов.

Как играть. Читайте ребенку знакомую сказку, но пропускайте ключевые слова или фразы и просите его самостоятельно вставить недостающие слова. Это не только развивает словарь, но и способствует пониманию сюжета.

Сказочные истории

Цель: развитие творческого мышления и расширение словаря.

Как играть. Придумайте историю вместе с ребенком, добавляя новые слова и фразы. Каждый может поочередно добавлять фразу, при этом старайтесь включать незнакомые слова и фразы, объясняя их значение.

Сказка на ночь

Цель: развитие воображения и накопление словарного запаса.

Как играть. Придумывайте сказку вместе, поочередно добавляя предложение. Это развивает воображение и помогает использовать различные слова и фразы, а также развивает речь.

Обсуждение дня

Цель: повторение новых слов и развитие навыков.

Как играть. Перед сном обсудите с ребенком, что он сделал за день. Попросите его использовать как можно больше новых слов для описания событий.

Кубики с буквами или словами

Цель: развитие навыков чтения и произнесения слов.

Как играть. Используйте кубики с буквами или картонные карточки со словами. Ребенок бросает кубики и должен составить слово из выпавших букв или выбрать карточки и прочитать написанные слова. Это может быть сделано как в игровой форме (например, наперегонки – кто быстрее составит слово), так и в формате конкурса.

Эти игры помогут вашему ребенку развивать речь и словарный запас в непринужденной и весёлой обстановке!

Игры могут стать отличным инструментом для обогащения активного словаря ребенка и сделают обучение легким и увлекательным, если соблюдать общие рекомендации:

Создавайте положительную атмосферу. Игры должны приносить радость, избегайте критики и неудач.

Используйте повторение. Регулярно возвращайтесь к изученным словам. Чем чаще ваш ребенок будет их слышать и использовать, тем быстрее они войдут в его активный словарь.

Применяйте новые слова в повседневной жизни. Создавайте ситуации, в которых ребенок сможет использовать слова, которые он изучает.

Обратите внимание на тематику. Важно подбирать слова и темы, которые интересуют вашего ребенка. Это поможет сохранить его интерес к обучению.

Поощряйте ребенка задавать вопросы о новых словах и поясняйте их значения.

Обеспечьте возможность для беседы и обсуждения, чтобы ребенок чувствовал, что его мнение важно.

Не забывайте хвалить ребенка за участие и использование новых слов. Это создаст положительную мотивацию к обучению.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в поддержке речевого развития вашего ребенка.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.