12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина Долгобородова32
2

Статья «Развитие сенсорных эталонов у детей с ОВЗ через дидактическую игру»

К.С. Долгобородова,

учитель-дефектолог

 

Развитие сенсорных эталонов у детей с ОВЗ

через дидактическую игру

 

В данной статье рассмотрен опыт развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В качестве основного педагогического средства автор статьи применяет дидактические игры. В статье отмечаются достоинства использования дидактических игр в сенсорном развитии детей, приводятся примеры, отмечаются особенности применения игр в разновозрастной группе детей с ОВЗ. Применяемые автором игры сгруппированы в тематические блоки.

 

Успешное познавательное развитие основано на базовых представлениях о цвете, форме и величине предметов, особенностях звуков, тактильных ощущениях – на сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны представляют собой принятые человечеством стандарты восприятия базовых свойств разнообразных предметов. Развитие сенсорных эталонов осуществляется, прежде всего, в дошкольном детстве. Формирование представлений детей о форме, цвете и размере предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» 3.

Необходимо отметить, что формы и методы сенсорного развития дошкольников являются предметом изучения ряда исследователей, в частности, данные вопросы раскрываются в психолого-педагогической литературе Е.А. Кудрявцевой, М.А. Пермяковой 1 и другими авторами. Вопросам психологии и педагогики игры, в том числе дидактическим играм для сенсорного развития детей, посвящены исследования Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой 2 и др.

Педагогическая работа по развитию сенсорных эталонов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет свою специфику. В процессе такой работы необходим учет состояния здоровья, уровня развития психических функций каждого конкретного ребенка, готовность педагога к тому, что процесс усвоения эталонов детьми с ОВЗ более медленный по сравнению с детьми с нормативным развитием.

В данной статье рассмотрен наш опыт развития сенсорных эталонов у детей с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении. Мы работаем с детьми разновозрастной группы (возраст детей от 3 до 8 лет), имеющими такие нарушения, как умственная отсталость, РАС, ДЦП.

В качестве основного метода сенсорного развития детей мы применяем игровой метод, в частности, дидактические игры. Наши наблюдения показывают, что дидактические игры, с одной стороны, вызывают у детей высокий интерес, их чередование с другими видами деятельности и дозированное применение не приводит к утомляемости детей, при этом дидактические игры показывают хорошие результаты в работе по развитию сенсорных эталонов у детей с ОВЗ.

Одни игры проводим с детьми индивидуально, а другие – в подгруппах по 2-5 детей.

Приведем в качестве примеров некоторые дидактические игры, которые вызвали наибольший интерес у детей, а также показали свою эффективность.

Первый блок игр позволяет сформировать у детей представления о разнообразии форм предметов, их сходстве и отличиях. Например, в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети учатся выявлять форму предметов. Для игры применяется мешочек, два кубика и два шарика одинакового цвета и размера. Показываем ребенку мешочек и кладем в него кубик и шарик, потом показываем ребенку второй кубик, предлагаем его потрогать, внимательно рассмотреть. После этого просим ребенка достать такой же предмет из мешочка. Говорим ребенку, что он достал такой же кубик, просим назвать, что это за предмет, как его можно описать. Затем игра повторяется с применением шарика.

Второй блок игр направлен на знакомство детей с величиной предметов, понятиями «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Например, в игре «Спрячь шарик в ладошках», которая проводится в подгруппе детей, учим ориентироваться на величину предметов. Для игры требуется несколько пар шариков, одинаковых по цвету, но контрастных по величине (большие и маленькие). Показываем детям два шарика – большой и маленький, показываем, как спрятать маленький шарик в ладошке. Предлагаем одному ребенку взять любой шарик и тоже спрятать его. Если ребенок взял маленький шарик, то он выполнит задание, а если большой – то шарик будет видимым, его не получится спрятать. Говорим детям, что шарик большой, поэтому он не смог спрятаться. После этого раздаем детям остальные шарики и просим спрятать их в свои ладошки. Результаты задания обсуждаем с детьми.

Третий блок дидактических игр позволяет нам познакомить детей с разнообразными цветами, понятиями «теплые цвета», «холодные цвета», научить группировать цвета по тону, выявлять оттенки. В качестве примера приведу игру «Дорисуй ниточку шарику», которая очень нравится детям, вызывает у них положительные эмоции. Посредством данной игры у детей развивается зрительная ориентировка на цвет предметов посредством сличения цвета. Перед детьми – круги двух или трех цветов, которые нарисованы на листе бумаги, а также соответствующего цвета фломастеры. Педагог показывает круги детям и говорит, что это шарики, которые могут улететь. Детям предлагается нарисовать к шарикам ниточки, чтобы шары не улетели. Шарики разного цвета, ребенку нужно взять подходящий фломастер и нарисовать свою ниточку каждому шарику соответствующего цвета.

Четвертый блок дидактических игр включает в себя игры, направленные на расширение представлений детей о тактильных эталонах восприятия (холодно, тепло, гладкий, шершавый), эталонах звука (тихо, громко).

Следует отметить, что каждое задание на развитие сенсорных эталонов мы адаптируем для каждого конкретного ребенка в соответствии с его возрастом и особенностями развития. Адаптация осуществляется, прежде всего, посредством увеличения или уменьшения количества объектов в задании, а также посредством регулирования сложности словесной инструкции.

В ходе проведения занятий с играми большое внимание мы уделяем словесным инструкциям: они должны быть понятны детям, при необходимости инструкцию нужно повторить два или даже три раза. Важно не выполнять задания за детей, а помочь им разобраться и выполнить самостоятельно.

Таким образом, основным средством развития сенсорных эталонов у детей с ОВЗ, которое мы применяем в своей работе, является дидактическая игра. Она позволяет получать хорошие результаты в динамике развития детей, при этом вызывает у детей большой познавательный и творческий интерес, мотивирует к познавательной деятельности, поддерживает радостное настроение во время занятий.

 

Список литературы

 

1. Кудрявцева Е.А., М.А. Пермякова. Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет, форма, размер. – СПб: Учитель, 2014. – 40 с.

2. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. – М.: ЮРАЙТ, 2022. – 223 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.