Консультация для родителей обучающихся 1 класса «Как помочь ребёнку запомнить буквы»
Консультация для родителей: «Учимся слышать звуки и правильно их произносить».
Уважаемые родители! К концу учебного года завершается работа по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь. Продолжительность периода автоматизации поставленных звуков у детей может быть различной. Некоторым детям требуется более длительное время для введения в свободную речь поставленных звуков. Кроме того, в летний период, когда прекращаются занятия с учителем-логопедом, необходимо закреплять навыки правильного произношения звуков. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения.
«Кнопочки».
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.
«Шарик».
Во время произнесения слов с автоматизируемым звуком дети перекатывают (передают из рук в руки) мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Лабиринт».
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения с автоматизируемым звуком, чистоговорки.
«Заборчик».
Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов с автоматизируемым звуком.
«Дорожка».
Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов с автоматизируемым звуком.
«Кубик с цифрами».
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение с автоматизируемым звуком.
«Бусы».
Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
«Пальчики здороваются».
Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог, слово с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
«Кулачки».
Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги, слова с автоматизируемым звуком.
«Слова вокруг нас».
Вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Вспомни животных, в названии которых есть звук …(закрепляемый)».
«Найди на кухне (на улице, в комнате)».
Найти на кухне предметы и четко их проговорить, в названиях которых есть закрепляемый звук.
«Подчеркни букву».
Перед чтением текста подчеркнуть все буквы, соответствующие закрепляемому звуку, а потом уже читать текст.
«Стоп – игра».
Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Угадай-ка».
Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«Исправляй-ка».
Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
«Будь внимателен».
При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«Кто больше?»
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.