Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры и упражнения»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №94 городского округа г. Рыбинск
Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры и упражнения»
Выполнила:
Комова Нина Ивановна
2025 г.
Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры и упражнения»
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является логическое мышление. Что такое логическое мышление?
Логика – наука о правильном мышлении, способность к рассуждению. Под логическим мышлением обычно понимают способность и умение человека самостоятельно совершать простые логические действия
Логическое мышление формируется у детей 5-7 лет и считается высшей стадией развития детского мышления. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения. Важно не только научить ребенка сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Как это сделать? Да очень просто – через игру!
Игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).
В условиях детского сада существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи:
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Игры со счетными палочками
1. Составьте 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.
2. Составьте 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.
3. Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.
Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку.
Такие игры, как «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Игры Воскобовича»
развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Игра «Танграм»
Известная головоломка, пришедшая к нам из Древнего Китая. Суть этой восточной игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур
Игра состоит из нескольких уровней:
части танграм нужно наложить на саму схему;
ребенку дается схема и он по образцу складывает фигуру на столе;
малышу дается контур изображения, а малыш должен выложить части танграма по контуру;
ребенок самостоятельно придумывает образы и складывает их из частей танграм.
На начальном этапе игры в танграм дошкольникам лучше не давать сложных заданий — ребенку нужно время, чтобы разобраться в сути головоломки. И если его первый опыт окажется неудачным (из-за сложности задания и непонимания), интерес к игре у него наверняка пропадет. Поэтому не торопитесь, начинайте всегда с самых простых фигур, постепенно увеличивая сложность. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Игры с блоками Дьенеша
знакомят детей:
• с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
• развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Примеры игр с детьми:
Найди все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме).
Подбери фигуру к картинке.
Составь цепочку.
Продолжи ряд.
Игры Воскобовича
Особенности развивающих игр Воскобовича:
В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за
счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
Самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.
Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое
творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество
образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или
формой; счетом и т. д.).
Игры В.В. Воскобовича безопасны, мобильны, многофункциональны и увлекательны для детей. Играя в них, дети становились уверенными в себе и своих знаниях.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т.е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника.