Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников с ОВЗ в условиях семьи»
Консультация для родителей
Развитие мыслительной деятельности у дошкольников с ОВЗ в условиях семьи
Для детей с ОВЗ развитие мыслительной деятельности имеет свои особенности. Познавательный интерес, как мотив учения побуждает детей к самостоятельной деятельности. При наличии интереса процесс овладения новыми двигательными и умственными навыками и умениями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.
Развитие познавательных мыслительной деятельности у дошкольников с ОВЗ – процесс сложный, включенный в общую линию их воспитания и развития. Если познавательный интерес устойчив, то он становится свойством личности, которое называется любознательностью, пытливостью, это и есть жажда знаний. Знания, полученные детьми самостоятельно, запоминается надолго. Взаимодействие детей с окружающим миром возможно благодаря их активности и деятельности, т. к. активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности, инициативности. Именно поэтому, мы формируем у дошкольников с ОВЗ представления о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, даем детям ключ к познанию действительности. Надо обеспечить непосредственный интерес ребенка к познанию нового (учению).
Познавательная активность – это состояние готовности к познавательной деятельности. Познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства. Любознательность – направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается мыслительная деятельность.
В коррекционном процессе дошкольного образования развитию мыслительных процессов дошкольников с ОВЗ уделяется серьёзное внимание. Как правило, посещая коррекционные занятия, дошкольники с ОВЗ получают дополнительную помощь в форме индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом. И на занятиях в группе и на индивидуальных занятиях педагоги корректируют память, внимание, мышление, занимаются развитием речи.
Однако без помощи со стороны родителей результат не может быть успешным в полном объеме. Часто мы виним ребёнка, говоря: он невнимательный, он не может выучить, плохо запоминает, десять раз уже объяснили, а он не понимает. То есть мы понимаем проблему. Но как справиться с ней – не знаем.
Итак, попробуем разобраться, каким образом родители могут помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы.
Развитие мыслительной деятельности у дошкольников с ОВЗ происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Развитие познавательной сферы через игру – наиболее приемлемый способ решения данной задачи.
Существует большое количество коррекционно-развивающих игр, которые имеют положительный эффект на развитие ребёнка с оганиченными возможностями здоровья. Игры требуют как минимум участия родителей или всей семьи, но результат –положительное влияние на формирование вашего ребёнка - стоит того. Время найти можно и нужно.
Роль игры трудно переоценить. Многие игры и коррекционно-развивающие упражнения длядошкольников с овз, направленные именно на развитиеумственной деятельности, можно проводить в домашних условиях, поскольку они не требуют Создания специальной среды и особых материаллов. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, родители помогают развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтролю, воспитывают положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.
Ниже представлен список дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОВЗ.
1. «Пирамидки»
Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.
2. «Разные картинки» с использованием образцов.
Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.
3. Найди лишнее слово.
Прочитайте ребенку серию слов или разложите картинки. Предложите определить, какое слово (картинка) является «лишним».
Примеры:
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон. И т. д.
4. Бывает — не бывает.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.
5. Нелепицы.
Ребенок должен посмотреть на картинку и определить «Что перепутал художник», и объяснить, почему это не правильно.
6. Опиши предмет.
Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.
7. Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства.
8. Съедобное – несъедобное.
Можно играть с несколькими детьми. «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет несъедобен, то ты должен отбить мяч, а если съедобен – поймать».
9. Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
10. Загадки.
1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (Кошка). 2. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака). 3. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (Козел). 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк). 5. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух). И др.