12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рязанова Анастасия Викторовна1390
Россия, Калужская обл., Обнинск
6

Консультация для родителей «Учим детей наблюдать».

Бывали ли вы семьей в цирке, зоопарке, дельфинарии? Насколько ваши дети были внимательны? Заметили ли детенышей самки крокодила, притаившихся на дне скатов, отыскали ли в водорослях рыбок? Если после наблюдения за одним и тем же явлением мы спросим у людей, что они видели, получим разные ответы. Один увидел пузыри на лужах, другой заметил у прохожего дырку на зонте, а третий, как смешно перепрыгивал лужи мужчина.

Наблюдательность – это умение человека замечать самые мельчайшие детали. Это качество личности, которое позволяет аккуратно водить машину, поддерживать порядок в доме, определять, здоров ли ребенок, распознавать внешность и эмоциональное состояние людей. Умение наблюдать дает нам пищу для размышлений, подражания, возможность получить от путешествий, экскурсий живые и яркие впечатления. В процессе формирования способности, повышается общая внимательность, сосредоточенность, улучшается память, развивается эмпатия, мышление, креативность, интуиция. Человек получает новые знания в разных областях. Наблюдательность является профессиональным навыком людей, которые работают в медицине, педагогике, науке, искусстве. Многие научные открытия были сделаны благодаря наблюдательности.

Формировать способность необходимо с раннего возраста, так как этот навык не является врожденным. Научившись едва ходить, дети не хотят сидеть в коляске, стремятся исследовать все вокруг. Увидев жучка, задают множество вопросов: «А это кто? Куда он бежит? А где его дом? А у него бывают детки?» Ребенок во время прогулок проявляет активный интерес - любознательность к окружающему миру, которой нам необходимо воспользоваться. Правильно организованная прогулка побуждает малышей размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за неживой природой.

Темой для наблюдения могут стать различные явления природы: дождь, снег, град, иней, снегопад, капель, ветер, туман, роса. Разглядывать текущие ручьи, снежинки, следы на снегу, корочку льда на лужах можно бесконечно. В солнечную погоду предметы отбрасывают различные тени. Проследите, как они меняются в зависимости от части суток. Во время грозы обратите внимание на тучи, молнии и раскаты грома, а после на образовавшиеся лужи. Рассматривайте почву, камни, песок. Наблюдение за облаками может доставить массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Обратив внимание на цвет, форму, вы обязательно найдете образ животного, сказочного героя или разглядите целую картину, на которой будут разворачиваться действия благодаря ветру, превращая ее в фантастическую историю. А ночное небо с россыпью звезд, луна заглядывающая в окно, просто завораживают, отправляют в путешествие к далеким планетам.

2. Наблюдения за живой природой.

С растениями происходят сезонные изменения. С помощью вопросов помогайте детям устанавливать связи между этими изменениями и сменой времен года. Обращайте внимание на деревья, кустарники, цветы, травы. Важно выделять части растений, затем величину, форму, их особенности. Подмечайте изменение цвета листьев, с каких деревьев они опадают раньше – с молодых или старых? Сравнивайте, чем отличаются и чем похожи стебли, стволы, плоды, семена. Усевшиеся на проводах птицы, ползающие дождевые черви, проснувшиеся насекомые привлекают внимание малышей. Наблюдайте за повадками животных и птиц, способами передвижения, питанием. Выделяйте характерные признаки их внешнего вида. Обсуждайте изменение окраса в зависимости от времени года, жилища, как называются их детеныши.

3. Наблюдения за сезонными изменениями в одежде людей.

Изменения происходят и в одежде людей. Понаблюдайте за прохожими, как одеты взрослые, дети. Называйте, описывайте и сравнивайте головные уборы. Беседуйте, как были одеты люди летом, зимой, весной, осенью. Почему одежда людей меняется? Помогите установить связь между природными явлениями и обутой обувью.

4. Наблюдения за трудом взрослых.

Понаблюдать за трудом людей можно как в городе, так и в деревне. Это может быть почтальон, дворник, строитель, шофер, садовник. Обращать внимание необходимо не только на трудовую деятельность взрослого, но и на результат этой деятельности. Обсудите, нужна ли эта работа, чем важна, какие инструменты используются в труде, какая надета одежда.

5. Наблюдения за транспортом.

Наблюдайте за пассажирским, грузовым, специальным, строительным транспортом. Сравнивайте автомобили по внешнему виду, находите различия и сходства, называйте основные части (кабина, кузов, колёса, руль, двери). Обсудите назначение машин, их важность в жизни людей. Следите за движением пешеходов и транспорта на светофоре.

Продолжительность наблюдений:

Кратковременные наблюдения.

Наблюдения с маленькими детьми должны занимать не более 7-10 минут, а в старшем возрасте от 15 до 25 минут.

С младшими детьми проводят эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут или кратковременные, так как их внимание неустойчиво, и они быстро устают. Такие наблюдения формируют представления о свойствах и качествах предметов или явлений. Малыши учатся различать форму, цвет, величину, поверхность предметов, а при ознакомлении с животными – окраску, части тела, способы передвижения, характерные издаваемые звуки.

В среднем возрасте наблюдения удлиняются. Их можно проводить с одним и тем же объектом несколько раз, но только тогда, когда изменения ярко выражены. Такой метод дает возможность детям научиться замечать изменения, обобщать накопленные представления о природе.

Длительные наблюдения.

Наблюдать за одним и тем же объектом природы можно и длительное время - несколько дней или даже несколько недель. Такой метод позволяет накапливать представления о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают нынешнее состояние объекта с предыдущим, делают выводы, предполагают, что будет с ним дальше. Объектом может стать домашний питомец, посаженное дерево возле дома, цветы, подаренные маме. Свои наблюдения ребенок может зарисовывать в альбом.

Подкрепляйте наблюдения пословицами, поговорками, прочтением книг, рассматриванием сюжетных картинок о временах года, жизни животных, просмотром познавательных фильмов о природе. Не жалейте времени на общение со своим ребенком. Отвечайте на вопросы, поощряйте предположения детей, так как это способствует развитию речи и обогащению словаря. Наблюдая, ребенок будет бережно относиться к животным и растениям, любить и ценить красоту природы, расти с ней в гармонии.

Желаем успехов!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.