Консультация - практикум для воспитателей МБДОУ «Мы с фонариками играем - речь развиваем!»
С каждым годом увеличивается количество вновь поступивших детей с нарушениями речи. Всё сложнее становится организовывать какой –
либо вид деятельности, чтобы увлечь всех ребят. Для привлечения детей к овладению знаний нам, педагогам, необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.
Один из самых доступных видов занятий с детьми – игры со светом.
Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей.
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. А для педагогов игры с фонариком - это огромное подспорье для проведения занятий, в частности логопедических на любом коррекционном этапе.
И в нашей группе появился волшебный фонарик, который может просвечивать сквозь любую преграду.
Цели игр с фонариком:
- расширять и закреплять знания детей,
- обогащать словарный запас,
- формировать связную речь,
- закреплять правильное звукопроизношение,
- совершенствовать навык построения предложений.
Результат использования таких игр: повышение эмоционального, психологического благополучия; усиление концентрации внимания; улучшение усвоения учебного материала; наличие потребностей в овладении новыми знаниями.
Представляемые игры можно использовать:
• На групповых занятиях при изучении лексического материала;
• Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
• При решении математических задач;
• При работе над грамматическими категориями;
• В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине
дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
• В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда.
Игр с фонариком благодаря Наталье Коняхиной очень много. Среди
данного вида игр встречаются игры на развитие мышления, внимания, памяти. Их можно видоизменять и подстраивать под свою тему занятия.
Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Такой подход с использованием игровой деятельности способствует устранению у детей имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем помогает повысить качество логопедической работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.
Мастер – класс по изготовлению игр с фонариком
в программе Microsoft Word
Что нам поможет в изготовлении игр:
- Идея. Решаем, какое пособие или игру хотим создать.
- Программа Microsoft Word. В вордовской программе устанавливаем нужные нам параметры страницы. Делаем вставку таблицу, в зависимости от количества карточек, которые мы хотим получить на листе А4. Растягиваем данную таблицу на листе и выравниваем по высоте. Можно убрать все лишние ячейки, оставляя только одну ячейку, в которой будем работать.
Внутри данного квадрата, располагаем цветную картинку, которая будет являться верхней карточкой. Находим нужную картинку в поисковике и вставляем в нашу ячейку (рис.1).
Рисунок 1.
Далее надо определить место предмета, который будет «скрыт». Для этого делаем «Вставка», «Фигуры» (рис.2)
Рисунок 2
Далее мы копируем получившуюся ячейку на два рабочих листа. Первый рабочий лист – будет верхним, второй подложный. На который будем вставлять искомый предмет. Со второго листа мы убираем верхнюю картинку, убираем лишние фон и контур вставленной фигуры. И у нас получилась карточка для подложки (рис.3.)
Рисунок 3
- Цветной принтер. Распечатываем получившиеся рабочие листы.
- Ножницы и клей. Разрезаем листы на квадраты, склеиваем между собой верхний лист и нижний, которые при наложении должны совпасть для подсветки фонариком.
- Ламинатор. Ламинируем получившиеся карточки и вырезаем.
- И самое главное фонарик. Берем карточку, подсвечиваем ее фонариком с обратной стороны и называем, что на ней скрыто.
Приложение 1
Использование игр с фонариком на групповых занятиях по развитию лексико – грамматических категорий
№ п/п | Лексическая тема | Используемые игры с фонариком |
1 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | «Помоги дворнику» «Что в корзине?» |
2 | Огород. Овощи | «С чем мешок» |
3 | Сад. Фрукты | «Какое варенье» |
4 | Ягоды | «Какой сок» |
5 | Лес. Грибы и лесные ягоды | «Кто прячется за кустом» |
6 | Одежда, обувь | «Что лишнее в шкафу» |
7 | Перелетные птицы | «Кто в клетке?» |
8 | Игрушки | «Помоги разложить ящики» |
9 | Посуда | «Помоги разложить ящики» |
10 | Продукты питания | «Съедобное – несъедобное» (ресторан) «Что приготовила мама?» «Вредное или полезное» «Что лишнее в холодильнике» «Что съел хомяк» «С чем конфета, мороженое» |
11 | Зимующие птицы | «Кто в клетке?» |
12 | Домашние животные | «Кто спрятался за стогом» «Следопыт» «Кто за забором» |
13 | Дикие животные | «Кто за забором» |
14 | Новый год | «Украсим елку шариками» |
15 | Мебель | «Что везет грузовик» «Что лишнее в шкафу» |
16 | Транспорт | «Съедобное – несъедобное» (аэропорт) «Права на управление транспортным средством» |
17 | Профессии | «Кто звонит» «Юлий – библиотекарь» |
18 | Дом. Семья | «Чей домик» |
19 | Животные жарких стран, повадки, детеныши. | «Кто за забором» «Кто в зоопарке» |
20 | Пресноводные и аквариумные рыбы | «Кто в аквариуме» «Кто в реке» |
21 | Животный мир морей и океанов | «Обитатели океана» |
22 | Наша Родина – Россия. Москва – столица России | «Что сфотографировал турист?» - знакомство с достопримечательностями столицы |
23 | Космос | «Космическая еда» |
24 | Откуда хлеб пришел? | «С чем пирожок?» |
25 | Почта | «Посылки Почтальона Печкина» |
26 | Насекомые | «Кого поймали дети?» «Кто в траве?» |
27 | Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака | Стихотворение «Где обедал воробей» |
28 | Скоро в школу. Школьные принадлежности | «Чей рюкзак?» |