Концерт-лекторий «По страницам детского альбома А.И. Хачатуряна» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация "По страницам Детского альбома А.И.Хачатуряна"
PPT / 9.06 Мб
Лекторий на тему
«По страницам «Детского альбома А.И. Хачатуряна».
Данное мероприятие направлено на совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся музыкальной студии по классу фортепиано.
Это мероприятие позволяет с одной стороны развивать исполнительские ка-
чества у учащихся студии, с другой – пропагандировать музыкальную куль-
туру среди учащихся других коллективов дворца и общеобразовательных школ .Учащиеся музыкальной студии исполняют разнохарактерные произве-
дения, и одновременно идет показ слайдов.
Перед каждым выступлением ребенка педагог говорит о содержании
и о характере произведения.
Цель: прививать музыкальную культуру детям.
Задачи:
воспитать у выступающих детей исполнительские качества;
повысить у исполнителей свою значимость и самооценку;
приобретать опыт выступления на публике;
приобщать детей к классической музыке, научить слушать ее;
воспитывать у учащихся образное восприятие исполняемых
произведений.
Форма проведения: концерт – лекторий.
Оборудование:
1. Фортепиано.
2. Нотные сборники.
3. Мультимедийный проектор (презентация).
Место проведения: ДДТ, класс фортепиано, кабинет № 16.
-3-
Ход мероприятия.
Ведущий: Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика, родившемуся в 1903 году в армянской семье, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов 20-го века. Звали этого мальчика – Арам Ильич Хачатурян.
(Слайд № 2 – фото композитора).
Ведущий: С детства Арам говорил на 3-х языках: дома – по -армянски, во дворе – по-грузински, в школе - по-русски. Он слушал, как пела мама армянские народные песни; на улице звучало грузинское многоголосие; из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.
Какое же было счастье, когда по случаю ему купили рояль с западающи-
ми клавишами! Арам на нем быстро научился подбирать все мелодии по слуху, а также немного импровизировать.
Так начиналась творческая биография будущего композитора.
В 19 лет Арам приезжает в Москву и поступает в Гнесинское музыкальное училище, где обучается по классу виолончели, фортепиано и композиции. В дальнейшем музыкальное образование продолжил в Московской консерватории и аспирантуре.
Творческое наследие композитора огромно –балеты, симфонии, концерты;
огромное количество произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки; музыки к кинофильмам и театральным постановкам,
а также музыки Государственного гимна Армении.
В то время было модным писать для детей так называемые циклы пьес под
общим названием « Детский альбом». По примеру других композиторов –
Шумана, Чайковского, Прокофьева, Арам Хачатурян написал свой альбом
для детей, в котором каждая пьеса – это маленький сюжет из жизни ребенка, его игры, взаимоотношения со взрослыми, его настроения, желания и мечты.
(Слайд № 3. Фото обложки нотного сборника. Потом
знакомство со сборником в бумажном варианте).
Ведущий: В сборнике 20 произведений, две тетради по 10 пьес. Многие из
произведений композитор посвятил своим близким – детям и племянникам, которые беспредельно любили его за одаренность, самобытность, непохожесть во всем и всегда – в творчестве, в минуты домашнего отдыха,
в играх с детьми, во время занятий музыкой.
Ведущий: Открывает 1-ю тетрадь «Детского альбома» пьеса «Андантино».
Пьеса посвящена Нуне, дочери Арама Ильича.
Ребята! А кто мне скажет, что означает это красивое слово - «андантино»?
(Дети поднимают руки).
Ведущий: Правильно!
(Слайд № 4).
-4-
«Андантино» в переводе с итальянского языка означает в музыке « подвижный темп ». Но это слово имеет еще и другое значение. Это название музыкального произведения или части цикла в темпе
«андантино».
(Слайд №5).
В нашем случае пьеса носит такое же название, да еще и исполняется также в темпе «андантино».
Пьеса «Андантино». ( Исполняет Соловьева Диана).
Ведущий: Старшая племянница композитора Рита с самого детства отлично
рисовала. Её картины висели повсюду: и у дяди Арама, и в квартирах других
родственников. Рита в дальнейшем стала профессиональной художницей.
Ей посвящена пьеса, которая называется «Музыкальная картина».
(Слайд № 6)
Пьеса рассказывает о художественных увлечениях Риты, о её богатом внут-
реннем мире. Задумчивая, созерцательная музыка очень тонко, ненавязчиво
раскрывает поэтическую душу юной девушки.
(Слайд № 7).
Пьеса « Музыкальная картина». ( Исполняет Зотеева Алина).
Ведущий: Следующая пьеса называется «Конница». Слово «конница» (от итальянского «cavallo») – в переводе означает « лошадь, конь»).
( Слайд № 8).
Конница – это род войск, в которых для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Обладая высокой
подвижностью и маневренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, конница во многих сражениях играла решающую роль.
Пьесу «Конница» Хачатурян посвятил племяннику Владику, который обожал играть в солдатики. Была у него и игрушечная конница времен Гражданской войны начала 20 века Первой Конной Армии Семена Михайловича Буденного. Владик расставлял фигурки в различных комбинациях, звал всех играть с ним.
В энергичной моторности, активности музыки великолепно передана бес-
печная детская удаль мальчика.
Пьеса «Конница». ( Исполняет Ирина Михайлова).
(Слайд №9).
Ведущий: Следующая пьеса называется « Скакалка».
(Слайд № 10).
Ведущий: Название пьесы говорит само за себя. Маленькая девочка взяла в
руки веревочку-скакалку и начала прыгать. Сначала на одной ноге, потом на другой; с поворотом, на месте, в движении вперед, потом назад. Прыг-скок,
прыг- скок – так и слышатся в музыке легкие прыжки ребенка! Какое это
все-таки увлекательное и веселое занятие!
Пьеса «Скакалка». (Исполняет Анкудинова Ольга).
-5-
(Слайд №11).
Ведущий: Теперь поговорим о пьесе, которая носит название
« Барсик на качелях». О чем же эта пьеса? А вот послушайте.
Теплым летним утром вышел Миша со своим котом Барсиком во двор погулять. Но куда же направиться? В песочницу? Барсик будет весь в песке. На волейбольную площадку? Там ребята играют в мяч. С горки покататься? Так ведь кошки не катаются с горок.
«А покатаю-ка я моего Барсика на качелях! Вот будет здорово! –подумал Миша и направился к качелям, стоящим на краю детской площадки.
Он посадил своего любимца на сиденье и раскачал качели.
В начале пьесы музыка очень точно передает движение качелей: вверх-вниз,
вверх-вниз. В средней части произведения в мелодии слышны взволнованные
интонации; нарастает динамика. Барсику страшно: глаза вытаращил, шерсть встала дыбом, хвост распушил и начал завывать от страха. Качели раскачиваются все сильнее, сильнее. Мише смешно, а у Барсика кончилось терпение. Опять вздыбил шерсть на спине и угрожающе зашипел.
Мы услышим как в музыке звучит острое стаккато, опять идет усиление динамики. Миша пожалел Барсика, остановил качели и взял кота на руки. Барсик сразу успокоился, и друзья вместе возвращаются домой.
Пьеса «Барсик на качелях». (Исполняет Жарикова Софья).
(Слайд №12).
(Слайд №13).
Ведущий: Ребята! Все мы любим сказки – и дети, и взрослые. Изданы тысячи книг со сказками, снято много прекрасных художественных и мультипликационных фильмов на сказочные сюжеты. А теперь назовите мне
любые сказки из книг или фильмов.
(Дети называют).
Ведущий: Молодцы! Наше следующее произведение из 2-ой тетради имеет
очень красивое и, я бы сказала, несколько таинственное, загадочное название – «Вечерняя сказка».
(Слайд № 14).
Ведущий: Композитор хотел выразить чувство любования, зачарованности
красотой вечерней природы. Теплым летним вечером возникают такие
сказочно красивые, просто волшебные картины! Уходящие лучи солнца
отражаются в озере разноцветными отблесками; нежный ветерок мягко
колышет листву. Вокруг тишина и покой. И вот в музыке слышаться таинственные шорохи.
(Слайд №15).
Ведущий: Причудливыми, страшноватыми кажутся очертания деревьев и темных, тяжелых облаков; недобрыми внезапные порывы ветра. Но все эти страхи – мимолетны. Они отступают перед дивной, волшебной красотой природы.
(Слайд № 16).
-6-
Ведущий: Опять мелодия звучит спокойно, с оттенком легкой грусти.
Давайте послушаем, как эту сказку расскажет нам музыка.
Пьеса «Вечерняя сказка». ( Исполняет Стрельникова Екатерина).
Ведущий: Ребята! А что такое « бубен»? Кто мне ответит?
(Слайд №17). ( Дети отвечают).
Ведущий: Верно. Это музыкальный инструмент, относящийся к группе
ударных инструментов.
Ведущий: Посмотрите на экран. Так он выглядит: деревянный обод, обтяну-
тый кожей или пластиком. В специальных прорезях укрепляются небольшие
бубенчики или металлические тарелочки.
Бубен – очень древний инструмент. На нем играют многие народы мира, чаще всего применяя его в танцевальной музыке. Кроме того, бубен исполь-
зуется и как сольный инструмент, но основное свое применение он нашел в
оркестре русских народных инструментов.
В пьесе «Игра на бубне» постоянно слышны громкие и точные удары по
бубну как на 1-ю, сильную долю, так и на слабую долю. В правой руке мы
услышим звон металлических тарелочек. Слышны частые мелодические
взлеты к нотам верхнего регистра; то нарастающая, то убывающая динамика,
частая смена акцентов на разные доли такта, быстрый темп. Непрерывный
музыкальный вихрь захватывает нас. Мы ясно понимаем, что на бубне играет
мастер, виртуоз.
Пьеса «Игра на бубне». ( Исполняет Рожкова Екатерина).
( Слайд №18).
Ведущий: Следующая пьеса сборника «Этюд» также посвящена племяннице
Тале. Прежде, чем мы будем слушать произведение, скажите мне, пожалуйста, а что же такое «этюд»?
(Слайд №19). (Дети поднимают руки).
Ведущий: Правильно! У многих из вас в программе есть этюды. «Этюд» (в переводе с французского «изучение») – инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры на инструменте и предназначенная для развития исполнительской техники.
В пьесе «Этюд» Хачатуряна вы услышите интонацию, которая повторяется
и повторяется. В ней и просьба, и смех, и слезы, и требовательные нотки, и
снова просьба.
Пьеса «Этюд». ( Исполняет Сипрова Алиса)
Ведущий: Следующую пьесу, которую мы будем слушать, называется
«Восточный танец».
(Слайд № 20).
Ведущий: Он отличается четким, острым ритмом; подражанием националь-
ным музыкальным инструментам (доол, дудук, зурна) – все это придает музыке танца восточный колорит.
«Восточный танец» – это настоящая сказка, сочетающая в себе жизнь,
красоту, страсть и нежность. И, если прислушаться к мотивам музыки танца,
то мы услышим, что акцент исполнения всегда направлен на ударные инстру-
-7-
менты. Ведь именно под ударные и ориентируется танцовщица « Восточного танца». Нашему мысленному взору представляется загадочная, прекрасная
восточная красавица-колдунья, исполняющая сказочный танец, и околдовы-
вающая всех, кто видит её. От волшебных движений танцовщицы, искряще-
гося, расшитого блестками наряда, выразительных глаз невозможно оторвать
взгляд.
Пьеса «Восточный танец». (Исполняет Стрельникова Полина).
(Слайд №21).
Ведущий: Причудливый, удивительный мир «рисует» музыка, но как его
разгадать? Об этом позаботился сам композитор. Он дал одному из своих
произведений в «Детском альбоме» яркое название, которое поможет нам
услышать и увидеть этот образ. Пьеса имеет шутливое название – «Две
смешные тетеньки поссорились».
(Слайд №22).
Ведущий: Это произведение колоритно и эмоционально, а музыка – показ
характеров и настроений. Внимательно послушайте произведение, и попро-
буйте понять его смысл. Для этого вам потребуются ваши наблюдательность,
внимание и художественное воображение. Как можно представить двух
смешных тетенек, которые ссорятся друг с другом, но ссорятся весело?
Картинка на экране вам поможет.
Пьеса «Две смешные тетеньки поссорились». ( Исполняют Старченко
Владимир (саксофон) и Старченко Алексей (флейта).
(Слайд №23).
(Слайд №24).
Ведущий: Любимая племянница Арама Ильича Наталья Кислова (в детстве
её все звали Таля ) вспоминает: « Как старались все родные и особенно сам
дядя Арам Ильич весело и шумно отметить день рождения каждого из нас.
Веселились вовсю, шутили, пели, играли в игры».
(Слайд №25).
Пьеса-вальс « В день рождения » - об одном из таких семейных торжеств. Посвящается племяннице Тале. В музыке ощущается чудесная атмосфера душевного тепла, обожания, постоянной заботы и внимания.
Пьеса «В день рождения». (Исполняет Люляева Наталья).
Ведущий: Произведения Арама Хачатуряна играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так произведения композитора узнали не только на его родине, но и за рубежом. Хачатурян был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарльза Чаплина, композиторов Стравинского, Сибелиуса, в Италии у папы римского.
Именем великого композитора назван Большой зал Московской
консерватории и струнный квартет; его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют имена новых композиторов и пианистов.
(Слайд №26).
Ведущий: Наш лекторий окончен. Всем «спасибо» за внимание! До новых
встреч!
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
« Дворец детского творчества »
г. Дзержинск
Лекторий на тему:
«По страницам «Детского альбома»
А.И. Хачатуряна»
Автор: Харитонова Жанна Николаевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
2018 год