Концерт-лекторий «По страницам детского альбома А.И. Хачатуряна» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 25 November 2018

Пояснительная записка к презентации


Презентация "По страницам Детского альбома А.И.Хачатуряна"
PPT / 9.06 Мб

Лекторий на тему

«По страницам «Детского альбома А.И. Хачатуряна».

Данное мероприятие направлено на совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся музыкальной студии по классу фортепиано.

Это мероприятие позволяет с одной стороны развивать исполнительские ка-

чества у учащихся студии, с другой – пропагандировать музыкальную куль-

туру среди учащихся других коллективов дворца и общеобразовательных школ .Учащиеся музыкальной студии исполняют разнохарактерные произве-

дения, и одновременно идет показ слайдов.

Перед каждым выступлением ребенка педагог говорит о содержании

и о характере произведения.

 

Цель: прививать музыкальную культуру детям.

Задачи:

воспитать у выступающих детей исполнительские качества;

повысить у исполнителей свою значимость и самооценку;

приобретать опыт выступления на публике;

приобщать детей к классической музыке, научить слушать ее;

воспитывать у учащихся образное восприятие исполняемых

произведений.

Форма проведения: концерт – лекторий.

Оборудование:

1. Фортепиано.

2. Нотные сборники.

3. Мультимедийный проектор (презентация).

Место проведения: ДДТ, класс фортепиано, кабинет № 16.

-3-

Ход мероприятия.

Ведущий: Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика, родившемуся в 1903 году в армянской семье, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов 20-го века. Звали этого мальчика – Арам Ильич Хачатурян.

(Слайд № 2 – фото композитора).

Ведущий: С детства Арам говорил на 3-х языках: дома – по -армянски, во дворе – по-грузински, в школе - по-русски. Он слушал, как пела мама армянские народные песни; на улице звучало грузинское многоголосие; из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.

Какое же было счастье, когда по случаю ему купили рояль с западающи-

ми клавишами! Арам на нем быстро научился подбирать все мелодии по слуху, а также немного импровизировать.

Так начиналась творческая биография будущего композитора.

В 19 лет Арам приезжает в Москву и поступает в Гнесинское музыкальное училище, где обучается по классу виолончели, фортепиано и композиции. В дальнейшем музыкальное образование продолжил в Московской консерватории и аспирантуре.

Творческое наследие композитора огромно –балеты, симфонии, концерты;

огромное количество произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки; музыки к кинофильмам и театральным постановкам,

а также музыки Государственного гимна Армении.

В то время было модным писать для детей так называемые циклы пьес под

общим названием « Детский альбом». По примеру других композиторов –

Шумана, Чайковского, Прокофьева, Арам Хачатурян написал свой альбом

для детей, в котором каждая пьеса – это маленький сюжет из жизни ребенка, его игры, взаимоотношения со взрослыми, его настроения, желания и мечты.

(Слайд № 3. Фото обложки нотного сборника. Потом

знакомство со сборником в бумажном варианте).

Ведущий: В сборнике 20 произведений, две тетради по 10 пьес. Многие из

произведений композитор посвятил своим близким – детям и племянникам, которые беспредельно любили его за одаренность, самобытность, непохожесть во всем и всегда – в творчестве, в минуты домашнего отдыха,

в играх с детьми, во время занятий музыкой.

Ведущий: Открывает 1-ю тетрадь «Детского альбома» пьеса «Андантино».

Пьеса посвящена Нуне, дочери Арама Ильича.

Ребята! А кто мне скажет, что означает это красивое слово - «андантино»?

(Дети поднимают руки).

Ведущий: Правильно!

(Слайд № 4).

-4-

«Андантино» в переводе с итальянского языка означает в музыке « подвижный темп ». Но это слово имеет еще и другое значение. Это название музыкального произведения или части цикла в темпе

«андантино».

(Слайд №5).

В нашем случае пьеса носит такое же название, да еще и исполняется также в темпе «андантино».

Пьеса «Андантино». ( Исполняет Соловьева Диана).

Ведущий: Старшая племянница композитора Рита с самого детства отлично

рисовала. Её картины висели повсюду: и у дяди Арама, и в квартирах других

родственников. Рита в дальнейшем стала профессиональной художницей.

Ей посвящена пьеса, которая называется «Музыкальная картина».

(Слайд № 6)

Пьеса рассказывает о художественных увлечениях Риты, о её богатом внут-

реннем мире. Задумчивая, созерцательная музыка очень тонко, ненавязчиво

раскрывает поэтическую душу юной девушки.

(Слайд № 7).

Пьеса « Музыкальная картина». ( Исполняет Зотеева Алина).

Ведущий: Следующая пьеса называется «Конница». Слово «конница» (от итальянского «cavallo») – в переводе означает « лошадь, конь»).

( Слайд № 8).

Конница – это род войск, в которых для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Обладая высокой

подвижностью и маневренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, конница во многих сражениях играла решающую роль.

Пьесу «Конница» Хачатурян посвятил племяннику Владику, который обожал играть в солдатики. Была у него и игрушечная конница времен Гражданской войны начала 20 века Первой Конной Армии Семена Михайловича Буденного. Владик расставлял фигурки в различных комбинациях, звал всех играть с ним.

В энергичной моторности, активности музыки великолепно передана бес-

печная детская удаль мальчика.

Пьеса «Конница». ( Исполняет Ирина Михайлова).

(Слайд №9).

Ведущий: Следующая пьеса называется « Скакалка».

(Слайд № 10).

Ведущий: Название пьесы говорит само за себя. Маленькая девочка взяла в

руки веревочку-скакалку и начала прыгать. Сначала на одной ноге, потом на другой; с поворотом, на месте, в движении вперед, потом назад. Прыг-скок,

прыг- скок – так и слышатся в музыке легкие прыжки ребенка! Какое это

все-таки увлекательное и веселое занятие!

Пьеса «Скакалка». (Исполняет Анкудинова Ольга).

-5-

(Слайд №11).

Ведущий: Теперь поговорим о пьесе, которая носит название

« Барсик на качелях». О чем же эта пьеса? А вот послушайте.

Теплым летним утром вышел Миша со своим котом Барсиком во двор погулять. Но куда же направиться? В песочницу? Барсик будет весь в песке. На волейбольную площадку? Там ребята играют в мяч. С горки покататься? Так ведь кошки не катаются с горок.

«А покатаю-ка я моего Барсика на качелях! Вот будет здорово! –подумал Миша и направился к качелям, стоящим на краю детской площадки.

Он посадил своего любимца на сиденье и раскачал качели.

В начале пьесы музыка очень точно передает движение качелей: вверх-вниз,

вверх-вниз. В средней части произведения в мелодии слышны взволнованные

интонации; нарастает динамика. Барсику страшно: глаза вытаращил, шерсть встала дыбом, хвост распушил и начал завывать от страха. Качели раскачиваются все сильнее, сильнее. Мише смешно, а у Барсика кончилось терпение. Опять вздыбил шерсть на спине и угрожающе зашипел.

Мы услышим как в музыке звучит острое стаккато, опять идет усиление динамики. Миша пожалел Барсика, остановил качели и взял кота на руки. Барсик сразу успокоился, и друзья вместе возвращаются домой.

Пьеса «Барсик на качелях». (Исполняет Жарикова Софья).

(Слайд №12).

(Слайд №13).

Ведущий: Ребята! Все мы любим сказки – и дети, и взрослые. Изданы тысячи книг со сказками, снято много прекрасных художественных и мультипликационных фильмов на сказочные сюжеты. А теперь назовите мне

любые сказки из книг или фильмов.

(Дети называют).

Ведущий: Молодцы! Наше следующее произведение из 2-ой тетради имеет

очень красивое и, я бы сказала, несколько таинственное, загадочное название – «Вечерняя сказка».

(Слайд № 14).

Ведущий: Композитор хотел выразить чувство любования, зачарованности

красотой вечерней природы. Теплым летним вечером возникают такие

сказочно красивые, просто волшебные картины! Уходящие лучи солнца

отражаются в озере разноцветными отблесками; нежный ветерок мягко

колышет листву. Вокруг тишина и покой. И вот в музыке слышаться таинственные шорохи.

(Слайд №15).

Ведущий: Причудливыми, страшноватыми кажутся очертания деревьев и темных, тяжелых облаков; недобрыми внезапные порывы ветра. Но все эти страхи – мимолетны. Они отступают перед дивной, волшебной красотой природы.

(Слайд № 16).

-6-

Ведущий: Опять мелодия звучит спокойно, с оттенком легкой грусти.

Давайте послушаем, как эту сказку расскажет нам музыка.

Пьеса «Вечерняя сказка». ( Исполняет Стрельникова Екатерина).

Ведущий: Ребята! А что такое « бубен»? Кто мне ответит?

(Слайд №17). ( Дети отвечают).

Ведущий: Верно. Это музыкальный инструмент, относящийся к группе

ударных инструментов.

Ведущий: Посмотрите на экран. Так он выглядит: деревянный обод, обтяну-

тый кожей или пластиком. В специальных прорезях укрепляются небольшие

бубенчики или металлические тарелочки.

Бубен – очень древний инструмент. На нем играют многие народы мира, чаще всего применяя его в танцевальной музыке. Кроме того, бубен исполь-

зуется и как сольный инструмент, но основное свое применение он нашел в

оркестре русских народных инструментов.

В пьесе «Игра на бубне» постоянно слышны громкие и точные удары по

бубну как на 1-ю, сильную долю, так и на слабую долю. В правой руке мы

услышим звон металлических тарелочек. Слышны частые мелодические

взлеты к нотам верхнего регистра; то нарастающая, то убывающая динамика,

частая смена акцентов на разные доли такта, быстрый темп. Непрерывный

музыкальный вихрь захватывает нас. Мы ясно понимаем, что на бубне играет

мастер, виртуоз.

Пьеса «Игра на бубне». ( Исполняет Рожкова Екатерина).

( Слайд №18).

Ведущий: Следующая пьеса сборника «Этюд» также посвящена племяннице

Тале. Прежде, чем мы будем слушать произведение, скажите мне, пожалуйста, а что же такое «этюд»?

(Слайд №19). (Дети поднимают руки).

Ведущий: Правильно! У многих из вас в программе есть этюды. «Этюд» (в переводе с французского «изучение») – инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры на инструменте и предназначенная для развития исполнительской техники.

В пьесе «Этюд» Хачатуряна вы услышите интонацию, которая повторяется

и повторяется. В ней и просьба, и смех, и слезы, и требовательные нотки, и

снова просьба.

Пьеса «Этюд». ( Исполняет Сипрова Алиса)

Ведущий: Следующую пьесу, которую мы будем слушать, называется

«Восточный танец».

(Слайд № 20).

Ведущий: Он отличается четким, острым ритмом; подражанием националь-

ным музыкальным инструментам (доол, дудук, зурна) – все это придает музыке танца восточный колорит.

«Восточный танец» – это настоящая сказка, сочетающая в себе жизнь,

красоту, страсть и нежность. И, если прислушаться к мотивам музыки танца,

то мы услышим, что акцент исполнения всегда направлен на ударные инстру-

-7-

менты. Ведь именно под ударные и ориентируется танцовщица « Восточного танца». Нашему мысленному взору представляется загадочная, прекрасная

восточная красавица-колдунья, исполняющая сказочный танец, и околдовы-

вающая всех, кто видит её. От волшебных движений танцовщицы, искряще-

гося, расшитого блестками наряда, выразительных глаз невозможно оторвать

взгляд.

Пьеса «Восточный танец». (Исполняет Стрельникова Полина).

(Слайд №21).

Ведущий: Причудливый, удивительный мир «рисует» музыка, но как его

разгадать? Об этом позаботился сам композитор. Он дал одному из своих

произведений в «Детском альбоме» яркое название, которое поможет нам

услышать и увидеть этот образ. Пьеса имеет шутливое название – «Две

смешные тетеньки поссорились».

(Слайд №22).

Ведущий: Это произведение колоритно и эмоционально, а музыка – показ

характеров и настроений. Внимательно послушайте произведение, и попро-

буйте понять его смысл. Для этого вам потребуются ваши наблюдательность,

внимание и художественное воображение. Как можно представить двух

смешных тетенек, которые ссорятся друг с другом, но ссорятся весело?

Картинка на экране вам поможет.

Пьеса «Две смешные тетеньки поссорились». ( Исполняют Старченко

Владимир (саксофон) и Старченко Алексей (флейта).

(Слайд №23).

(Слайд №24).

Ведущий: Любимая племянница Арама Ильича Наталья Кислова (в детстве

её все звали Таля ) вспоминает: « Как старались все родные и особенно сам

дядя Арам Ильич весело и шумно отметить день рождения каждого из нас.

Веселились вовсю, шутили, пели, играли в игры».

(Слайд №25).

Пьеса-вальс « В день рождения » - об одном из таких семейных торжеств. Посвящается племяннице Тале. В музыке ощущается чудесная атмосфера душевного тепла, обожания, постоянной заботы и внимания.

Пьеса «В день рождения». (Исполняет Люляева Наталья).

Ведущий: Произведения Арама Хачатуряна играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так произведения композитора узнали не только на его родине, но и за рубежом. Хачатурян был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарльза Чаплина, композиторов Стравинского, Сибелиуса, в Италии у папы римского.

Именем великого композитора назван Большой зал Московской

консерватории и струнный квартет; его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют имена новых композиторов и пианистов.

(Слайд №26).

Ведущий: Наш лекторий окончен. Всем «спасибо» за внимание! До новых

встреч!

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

« Дворец детского творчества »

г. Дзержинск

Лекторий на тему:

«По страницам «Детского альбома»

А.И. Хачатуряна»

Автор: Харитонова Жанна Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 

2018 год

Предварительный просмотр презентации

По страницам «Детского альбома» А.И.Хачатуряна

?

?

По страницам «Детского альбома» А.И.Хачатуряна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.