12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кожанчикова Марина Алексеевна20
Россия, Орловская обл., Орел
1

Доклад «Стилистические особенности музыки П.И. Чайковского на примере пьес из "Детского альбома"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Орловская детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского»

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Стилистические особенности музыки П.И.Чайковского

на примере пьес из «Детского альбома»

 

Преподаватель отделения фортепиано,

высшей квалификационной категории

МБУДО «ОДШИ им. Д.Б. Кабалевского»

Кожанчикова МаринаАлексеевна

г. Орел-2021

Стилистические особенности музыки П.И.Чайковского на

примере пьес из «Детского альбома»

Любое художественное произведение в какой-то степени автобиографично, поэтому неудивительно, что мы находим в «Детском альбоме» параллели с жизнью самого композитора. Но эти параллели касаются не только отдельных фактов. Все содержание цикла составляет жизненный путь музыканта, человека, с детства связанного с искусством и приходящего в зрелости к осознанию собственного творчества как возможности принятия мира.

В окончательном варианте «Детского альбома» представлена картина мира, понимаемого Чайковским как единство противоположных начал. («Жизнь тогда имеет прелесть, когда она состоит из чередований радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тьмы, словом из разнообразия в единстве», - писал композитор.) Здесь, как и в автографе, прослеживается идея приятия жизни в ее противоречивости, сохранен символический смысл отдельных пьес и связей между ними, а также двойственность взгляда на мир – взрослого и детского одновременно. Такая двойственность присуща и характеру героя цикла, в котором сочетаются черты взрослого и ребенка.

Герой «Детского альбома» обладает большим эмоциональным диапазоном, мир для него полон красок, и в то же время его отношения с миром сложны, противоречивы.

Характер героя, и общая картина мира в цикле сближают «Детский альбом» с искусством романтизма. Это подчеркивается в подзаголовке цикла: «Подражание Шуману». Именно Шуману – великому немецкому композитору-романтику. Однако нельзя рассматривать «Детский альбом» как произведение чисто романтическое.

Рассмотрим композицию цикла:

«Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Сладкая греза», «Песнь жаворонка», «Шарманщик поет», «В церкви».

Она симметрична, построена по принципу смысловых арок, сходящихся к центру – к Русскому циклу. Каждая арка несет в себе сопоставление противоположных начал, таких как свет и тьма, жизнь и смерть, детство и зрелость. Чайковский группирует пьесы в маленькие циклы, достигая тем самым гармонии и соразмерности формы. При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий.

Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»). Следующий сюжет – игры, домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»).

Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»). В дальнейшем Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»), Франции («Старинная французская песенка»), и Германии («Немецкая песенка»). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема («Русская песня», «Камаринская»).

День ребенка близится к концу, и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой «Нянина сказка», рядом с которой - как ее особый, отдельный музыкальный персонаж – появляется «Баба-Яга». Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза».

Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), и для музыкальных пейзажей («Песня жаворонка»), и для жанрово-характеристических зарисовок («Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет»).

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Таким образом, можно сказать, что арочная композиционная структура «Детского альбома» воплощает в себе, с одной стороны, романтическую идею двуединства, противоречивости мира, с другой – стремление к устойчивости, равновесию, свойственное искусству классицизма.

Общая композиция сочетает в себе арочную структуру и драматургически оправданное внутреннее движение от первой пьесы к последней, которое связано с линией героя цикла. Эта двойственность подчеркивается наличием двух противоположных идей-символов, которые отражают противоречивые отношения человека и времени. Первый – символ неотвратимости времени – воплощен в музыке как остинатная ритмическая пульсация. Он появляется в «Детском альбоме» каждый раз, когда по ходу развития сюжета встает вопрос о жизни и смерти. Он проходит через весь цикл, получая новую эмоциональную окраску: в коде «Утренней молитвы» звучит светло, радостно, с надеждой, в «Болезни куклы» создает ощущение обреченности, в середине «Вальса» образует тревожный фон, в «Няниной сказке» вызывает своеобразное ощущение страха, парализованности, в коде заключительной пьесы «В церкви» приобретает фатальное звучание. Второй – вызывает ассоциацию с качанием маятника. Это чередование двух противоположных элементов (двух звуков, двух гармоний, двух устоев в ладу, двух тональностей, двух образов), получающих в этом чередовании взаимодополняющий смысл. Этот символ – воплощение основной идеи цикла: идеи повторения, возвращения, возрождения, преодоления фатального, рокового начала.

Именно с идеей преодоления противоречий жизни связана линия героя, которого Чайковский ведет от конфликта с миром к его приятию. Линия героя развивается внутри арки, которую образуют крайние пьесы цикла – «Утренняя молитва» и «В церкви». Эти пьесы противоположны по характеру (использованы параллельные тональности соль мажор и ми минор), но объединены общим содержанием как два момента обращения к Богу.

На первый взгляд перед нами две молитвы – утренняя и вечерняя, и отдельные пьесы связываются между собой как эпизоды жизни ребенка в течение дня – с утра до вечера. Если же принять во внимание символический смысл пьес, то прослеживается движение героя от детства – «утра жизни» к зрелости – ее «вечеру». Скорбный характер заключительной пьесы, имитация погребального колокольного звона позволяют говорить о символике смерти. Но эту же арку двух крайних пьес можно рассматривать как символ двуединства, противоречивости мира, где одинаково властвуют свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть, и в такой трактовке мы выходим на философский смысл «Детского альбома», который соотносится с содержанием всего творчества Чайковского.

Крайние пьесы внешней арки выполняют в общей композиции роль пролога и эпилога. Роль занавеса, открывающего основное действие в конце «Утренней молитвы», выполняет у Чайковского тоническое трезвучие в восходящем движении. Это же трезвучие в противоположном движении закрывает его в конце «Песни жаворонка» - Чайковский создает своеобразную композиционную арку, подтверждающую роль крайних пьес и выделяющую линию героя.

Первый домашний цикл

Первая встреча героя с миром – «Зимнее утро» - конфликтна. В конфликте «Зимнего утра» обнаруживается его ранимость, беззащитность, неспособность к противостоянию (модуляция ре мажор – си минор). Однако в мягкой атмосфере Первого домашнего цикла проявляются противоположные качества характера: яркость, активность, жизнерадостность (пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» - ре мажор).

Кукольный цикл

Кукольный цикл, в который входят пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла», вновь возвращает нас к внутренней жизни героя. Здесь впервые в «Детском альбоме» появляется тема столкновения человека с проблемой смерти («Похороны куклы»). Это единственный из маленьких циклов, где выстроен собственный, отдельный сюжет.

Если же рассматривать Кукольный цикл в контексте единой линии героя, получается, что Чайковский моделирует ситуацию утраты, которая возникает в жизни любого ребенка (вспомним «Первую утрату» Шумана). Тогда пьеса «Вальс» воспринимается как кульминация цикла, момент катарсиса, преодоление безысходности «Похорон куклы», а «Новая кукла» - как символ пробуждения героя к новой жизни. И становится ясно, что здесь идет разговор о катарсической роли искусства, появившегося в жизни маленького героя в ее трагический момент. Поэтому неудивительно, что искусство, музыка сыграет особую роль во всей его дальнейшей жизни.

Цикл путешествия

Пьесы «Вальс» и «Новая кукла», сохраняющая вальсообразность, в композиции всего «Детского альбома» получают двойственную роль: завершая замкнутый Кукольный цикл, они в то же время открывают центральную часть «Детского альбома», тематически связанную с искусством народов Европы. Цельность ее обеспечивается единством тонального плана, имеющего, как и весь цикл, арочную структуру. Вся линия героя раскрывается далее через его отношения с искусством, русским и зарубежным. Чайковский ощущал русскую культуру как часть общеевропейской. Чайковский показывает путь реализации его как личности. Смысл цикла Путешествия в контексте линии героя – установление связей с общеевропейской культурой, нахождение параллелей между своей жизнью и жизнью других людей и народов. Тональные и смысловые связи цикла Путешествия с Кукольным циклом организуют цельную форму всей центральной части «Детского альбома».

Тем не менее русским пьесам отведена в цикле особая роль. К Русскому циклу сходится движение арок, символизирующих противоречивость мира. С помощью переменного лада Чайковский рисует сложный, противоречивый, но яркий и устойчивый русский характер. Кульминация Русского цикла «Камаринская» написана в основной тональности героя – ре мажоре (в этой тональности начинается «Зимнее утро», это тональность Первого домашнего цикла) и является одновременно кульминацией его сюжетной линии. Это итог всего предыдущего развития героя, момент завершения его формирования как русского человека. В единении с русским народом герой обретает и собственную жизнестойкость.

Второй домашний цикл

Название пьесы «Нянина сказка» символизирует возвращение домой. Дом для Чайковского всегда означал возможность работы, творчества. Вспомним, что Первый домашний цикл – это характеристика героя – ребенка в домашних играх. Образы этого цикла конкретны и просты, в них отражается детски непосредственное отношение к миру. В пьесах Второго домашнего цикла раскрывается сложный внутренний мир героя. Образы детства здесь возникают снова, но они лишены детской непосредственности. Сложные ассоциации связывают эти пьесы с началом «Детского альбома». «Баба-Яга», например, ассоциируется с «Зимним утром», а «Сладкая греза» - с «Мамой». Эти образные связи, так же как тональные отношения и другие композиционные средства, подтверждают цельность героя «Детского альбома». Таким образом, Второй домашний цикл можно трактовать как переосмысление детства взрослым человеком, которое связано с изменением мировосприятия. Детская картина мира как бы предстает в зеркальном отражении: конкретные близкие люди уходят в мир воспоминаний, фантазий, грез, а образы страшных детских сказок приобретают реальные очертания.

В пьесе «Баба-Яга» впервые появляется тональность ми минор, характеризующая темную сторону мира. Эта тональность и в других произведениях Чайковского связана с мрачными, роковыми образами. В искусстве романтизма обычно для контраста им возвращаются светлые образы, подчеркивая огромный разрыв между страшной, жестокой реальностью и красотой идеала. Эту роль в «Детском альбоме» выполняет пьеса «Сладкая греза», тонально и интонационно связанная с «Мамой».

Завершение цикла

«Песнь жаворонка» в «Детском альбоме» - именно такой момент катарсиса, просветления. В названии использовано слово высокого стиля – «песнь» (в отличие от «песня», «песенка» в других пьесах цикла). Название пьесы можно трактовать многозначно: как символ полета фантазии, неуловимости вдохновения, как символ весеннего состояния души (в противоположность состоянию «Зимнего утра»), как символ возвращения к раннему утру жизни, к непосредственному, детскому началу в душе человека.

«Песнь жаворонка» - это единственная пьеса, в тональном плане которой связаны две тональности (соль мажор и ми минор) внешней философской арки, символизирующей двуединство мира. Поэтому можно понять роль этой пьесы в содержании всего «Детского альбома» как момента обретения единства с миром. «Песнь жаворонка» является кульминацией всего цикла.

Круг замыкается. Герой «Детского альбома», испытавший силу воздействия искусства уже в детстве, приходит в результате к собственному творчеству, обращенному к людям. Путь героя, таким образом, это путь музыканта, композитора, шарманщика, столь знакомый самому Чайковскому. Пьеса «Шарманщик поет» - признание автором автобиографичности своего произведения. («Шарманщик поет» и «Песнь жаворонка» - завершение линии героя – написаны в одной тональности соль мажор, символизирующей приятие мира). Эта пьеса обобщает весь цикл, возвращая нас к его началу – к «Утренней молитве».

Создав в «Детском альбоме» внешнюю арку, словно бы символизирующую противоречивость законов жизни, Чайковский утверждает мысль о невозможности для человека изменить эти законы. Такая концепция мира и человека связывает «Детский альбом» с философией романтизма.

В искусстве романтизма конфликт личности и внешних обстоятельств часто приводит к трагедии. Позднее творчество Чайковского также носит трагедийный характер. В 70-е годы, когда создавался «Детский альбом», эти проблемы, естественно, занимали Чайковского, и поэтому даже в светлой «Утренней молитве» мы слышим тревожные интонации, предвещающие будущие невзгоды. В Кукольном цикле Чайковский сталкивает своего героя и с проблемой жизни и смерти. С этой же проблемой связано содержание внешней арки. К противопоставлению тональностей этой арки соль мажор и ми минор мы возвращаемся неоднократно: в центральных пьесах двух Домашних циклов («Мама», «Баба-Яга»), затем внутри Второго Домашнего цикла («Баба-Яга», середина «Сладкой грезы») и, наконец, в двух последних пьесах («Шарманщик поет», «В церкви»).

Но в «Детском альбоме» еще нет трагедийности позднего творчества композитора. Здесь речь идет о детстве как светлой стороне жизни, и потому светлые тона преобладают над мрачными, мажор – над минором.

Чайковский обращается к детям с надеждой, что мрачное начало в жизни можно преодолеть. Все кульминационные моменты катарсичны, драматургически связаны с выходом героя из жизненных конфликтов. В этих кульминациях Чайковский представляет все возможные способы разрешения конфликта: с помощью близких людей («Мама»), обращения к искусству («Вальс»), в единении с народом («Камаринская») и наконец в собственном творчестве («Песнь жаворонка»).

Завершает цикл пьеса «В церкви». И хотя в ней, как мы уже отмечали, присутствует мрачная символика, связывающая «Детский альбом» с поздним творчеством Чайковского, ее нельзя определить как трагическую. Уже в названии пьесы читается противоположная этой символике идея соборного единения людей. Чайковский обращается здесь к канону православного вечернего богослужения, в котором присутствуют три главных момента: прославление Бога, покаяние и мысль о смерти. В православии эта мысль не связывается с трагическим ощущением безысходности, фатальной неотвратимости. Смерть – это проявление божественного порядка. И здесь, в заключительной пьесе цикла «В церкви», нет тревоги, борьбы, отчаяния, как в пьесе «Зимнее утро». Эта серьезная, строгая, даже скорбная музыка вызывает в памяти строки Пушкина: «Благословен и день забот, благословен и тьмы приход».

В «Детском альбоме» прослеживается путь героя от изначального конфликта с миром и неспособности противостоять жизненным невзгодам к осознанию соборного единения с людьми и к приятию жизни во всей ее противоречивости. Однако Чайковский не просто утверждает идею приятия, он ведет разговор о самом главном, что составляло сущность его собственной жизни, - об искусстве, о творчестве как о возможности принять мир. В одном из писем Чайковский писал, что ни религия, ни философия не могут дать ему ответов на вечные вопросы и только Музыка – «лучший дар неба для блуждающего в потемках человечества», «просветляет, примиряет и успокаивает». Искусство одинаково способно тронуть душу ребенка и взрослого человека, поэтому именно путь к искусству, к творчеству становится темой «Детского альбома».

Список используемой литературы

1. Малинина И.В., «Детский альбом П.И.Чайковского» методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ, Москва, ООО «Престо», 2003 г.

2. «Детский альбом», музыка П.И.Чайковского, стихи В.Лунина, иллюстрации В.Павловой, ГФ «Полиграфресурсы», 1994 г.

3. «Петр Ильич Чайковский. Забытое и новое». Альманах. Вып.1, составители Вайдман П.Е., Белонович Г.И., М. ИИФ «Мир и культура», 1995 г.

4. Горская Е. «Детский альбом» П.И.Чайковского, Журнал «Музыка и ты №7», 1998 г.

5. Фрид Э.Л., «Русская музыкальная литература.Вып.2», Ленинград, «Музыка», 1983 г.

6. П.И.Чайковский. «Детский альбом», Москва, 1945 г.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.