Контрольная диагностическая работа для 6 классов по биологии
Контрольная диагностическая работа для 6 классов по биологии.
Прочитайте текст «Ткани растений» и выполните задания.
Организм большинства растений состоит из тканей: покровных, проводящих, основных и др.
Покровные ткани снаружи покрывают органы растений и состоят из плоских плотно сомкнутых клеток. У молодых стеблей, корней и листьев они представлены живыми клетками кожицы, выполняющими функцию защиты от высыхания. По мере старения кожица заменяется мёртвой тканью – пробкой, защищающую растение от механических повреждений.
Проводящие ткани состоят из вытянутых в длину клеток, соединённых друг с другом. Различают два вида проводящих тканей – луб и древесину. В состав луба входят ситовидные трубки – живые клетки, а древесина состоит из сосудов, образованных мёртвыми клетками. По ситовидным трубкам осуществляется транспорт органических веществ, образовавшихся в листьях растения в результате фотосинтеза. По сосудам передвигается вода с растворёнными в ней минеральными веществами от корней – ко всем остальным органам растения. Кроме проводящих элементов в состав древесины и луба входят волокна механической ткани и клетки запасающей ткани.
Основные ткани расположены в растении между покровными и проводящими. Различают несколько видов основных тканей: механическую, запасающую и фотосинтезирующую. Механическая ткань представлена как живыми, так и мёртвыми клетками (волокнами). Они выполняют опорную функцию и составляют каркас растения. Запасающая ткань образована живыми клетками, находящимися в клубнях, корневищах, луковицах, плодах. Она накапливает питательные вещества. Фотосинтезирующая ткань содержит живые клетки и расположена главным образом в мякоти листьев и зелёных частях стеблей растения.
Задание 1. Прочитайте текст: «Ткани растений». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика растительных тканей» графы, обозначенные 1,2 и 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика растительных тканей
Название тканей |
Местоположение, чем представлены |
Особенности строения клеток |
Функции тканей |
Покровные |
Кожица, пробка, корка |
1 |
Защита от высыхания и повреждения |
Проводящие |
Луб (ситовидные трубки), древесина (сосуды) |
Вытянутые в длину клетки |
2 |
Основные |
3 |
Живые или мёртвые клетки |
Опора, накопление питательных веществ, фотосинтез |
Задание 2. Пользуясь текстом «Ткани растений» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы.
Назовите ткани и представляющие их клетки, которые входят в состав жилки листа растения?
Какие функции они выполняют в организме растения?
Задание 3. Прочитайте текст: «Виды корней. Типы корневых систем». Вставьте пропущенные понятия (термины).
Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика мы чётко увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого корешки отходят поменьше. Этот корень называют …., а корешки, которые растут от главного корня, называют ….. от стеблевой части побега отходят …. корни. Они как будто дополняют основную корневую систему растения. Цель, с которой окучивают некоторые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель и капуста, - увеличение …. Корней.
Корневую систему, где главный корень чётко выражен, называют …… У пшеницы, ржи, овса, пырея, лука главного корня мы не увидим, а увидим большое количество равноценных придаточных и …. корней. Такая система называется ……. Чаще всего …… растения имеют …… систему, а ….. растения - …… корневую систему.
Перечень терминов:
1. стержневая корневая система
2. боковой корень
3. однодольные растения.
4. главный корень
5. мочковая корневая система
6. придаточный корень
7. двудольные растения
Задание 4. Пользуясь текстом «Виды корней. Типы корневых систем» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы.
Какие агроприёмы используют в сельском хозяйстве для увеличения массы корней у растений?
Как сказывается на растениях недостаток азота, фосфора и калия?