Контрольная работа для 8 класса по химии на тему «Первоначальные химические понятия»
Попова Ж.Л.
Контрольная работа по химии в 8 классе
по теме «Первоначальные химические понятия»
Содержание контрольной работы определяется требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, рабочей программой по учебному предмету «Химия», с учетом УМК Г. Е. Рудзитис, В. Г. Фельдман.
Цель:
выявить уровень усвоения учебного материала;
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существующие признаки основных понятий темы;
развивать навыки самостоятельной работы.
Проверяемые дидактические единицы:
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
Физические и химические явления.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки
Предметные планируемые результаты:
учащийся должен
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
Характеристика структуры и содержания КИМ
Контрольная работа состоит из 13 заданий.
Контрольная работа состоит из 11 заданий базового уровня, 2 задания повышенного уровня.
Дополнительные материалы и оборудование.
На контрольной работе по химии разрешается пользоваться непрограммируемыми калькуляторами, ПСХЭ и таблицей растворимости.
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит из заданий 13 заданий.
Выполнять работу нужно на двойных листах.
В задании 1 необходимо соотнести номер изображения и вариант ответа.
В заданиях 2 и 8 необходимо соотнести данные из первого столбика с данными из второго.
В задании 3 нужно описать физические свойства вещества.
В задании 4 и 5 нужно записать определение, а в заданиях 6 и 7 еще и выбрать правильный ответ из списка.
В задании 9, 10, 11 необходимо выбрать правильный ответ из предложенных.
В задании 12 нужно соотнести физические свойства вещества и тип кристаллической решетки.
В задания 12 нужно решить задачу.
Если в ходе выполнения задания возникнет необходимость исправить ответ, зачеркните неправильный и укажите нужный ответ.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Контрольная работа №1 в 8 классе по теме «Первоначальные химические понятия»
1 вариант
Для изучения окружающего мира используются различные методы, например, наблюдение, измерение, эксперимент. Рисунки ниже иллюстрируют использование перечисленных методов познания:
|
|
|
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Назовите метод и номер рисунка, ему соответствующий, который можно использовать чтобы
А) приготовить раствор, массовая доля соли в котором равна 10%
Б) описать строение пламени.
Установите соответствия между веществами и их свойствами
1. Медь | А. Хорошо растворяется в воде |
2. Поваренная соль | Б. Проводит электрический ток |
| В. Имеет золотисто-розовый цвет |
| Г. Не проводит электрический ток |
| Д. Имеет металлический блеск |
| Е. Не растворяется в воде |
Опишите свойства алюминия (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, электропроводность).
Что такое атом?
Что такое молекула?
Сложное вещество – это… Что относится к сложным веществам (выберите вариант ответа)
Железо
Вода
Азот
Медь
Простое вещество – это… Что относится к простым веществам (выберите вариант ответа):
Соляная кислота
Вода
Водород
Воздух
Соотнесите:
1. Физическое явление | А. Горение бензина |
2. Химическое явление | Б. Гниение листьев |
| В. Испарение воды |
| Г. Ржавление железа |
| Д. Вытягивание железа в проволоку |
| Е. Плавление стекла |
Символ калия
Ca
Cd
K
Ka
«Плюмбум» - это элемент
Алюминий
Ртуть
Серебро
Свинец
Запись 2Н2 означает
А) четыре атома водорода
Б) два атома водорода
В) две молекулы водорода
Г) четыре молекулы водорода
Используя информацию о веществах, определите какой тип кристаллической решетки они имеют.
А) Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким запахом, tплавл = 101°С, tкип = 34°С, очень активный.
Б) Гидроксид калия – бесцветные кристаллы, tплавл = 101°С, хорошо растворим в воде, сильная щелочь.
13. Определите массу серы, реагирующей без остатка с железными опилками массой 2,8 кг, если в данном случае химические элементы железо и сера соединяются в массовых отношениях 7:4
2 вариант
Для изучения окружающего мира используются различные методы, например, наблюдение, измерение, эксперимент. Рисунки ниже иллюстрируют использование перечисленных методов познания:
|
|
|
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Назовите метод и номер рисунка, ему соответствующий, который можно использовать чтобы
А) определить содержание нитратов в дыне
Б) описать строение пламени.
2. Установите соответствия между веществами и их свойствами
1. Алюминий | А. Растворяется в воде |
2. Пищевая сода | Б. Проводит электрический ток |
| В. Имеет белый цвет |
| Г. Не проводит электрический ток |
| Д. Имеет металлический блеск |
| Е. Не растворяется в воде |
3. Опишите свойства поваренной соли (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, электропроводность).
4. Что такое атом?
5. Что такое молекула?
6. Сложное вещество – это… Что относится к сложным веществам (выберите вариант ответа)
Кислород
Железо
Вода
Неон
7. Простое вещество – это… Что относится к простым веществам (выберите вариант ответа):
Вода
Кислород
Серная кислота
Воздух
8. Соотнесите:
1. Физическое явление | А. Плавление свинца |
2. Химическое явление | Б. Ковка железа |
| В. Горение угля |
| Г. Таяние льда |
| Д. Скисание молока |
| Е. Испарение воды |
9. Символ магния
Mn
Mt
Mo
Mg
10. «Аргентум» - это элемент
Алюминий
Ртуть
Серебро
Свинец
11. Запись 2О2 означает
А) четыре молекулы кислорода
Б) две молекулы кислорода
В) два атома кислорода
Г) четыре атома кислорода
12. Используя информацию о веществах, определите какой тип кристаллической решетки они имеют.
А) Кварц – представляет собой бесцветные кристаллы, они способны поцарапать стекло, tплавл = 1713°С
Б) Азот – это газообразное вещество, немного легче воздуха, имеет невысокую температуру кипения (−195,8 °C), небольшую растворимость в воде (2,3 мл/100 г при 0 °C). Данный неметалл является инертным химическим веществом.
13. Определите массу серы, реагирующей без остатка с железными опилками массой 1,8 кг, если в данном случае химические элементы железо и сера соединяются в массовых отношениях 7:4
Ключи для проверки заданий
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | А – измерение, рисунок 2 Б – наблюдение, рисунок 1 | А- измерение, рисунок 2 Б – наблюдение, рисунок 1 |
2 | 1-б, в, д, е 2-а,г | 1-б,д,е 2-а,в,г |
3 | Алюминий – это твердое вещество, не имеет запаха, серебристого цвета, не растворяется в воде, проводит электрический ток. | Поваренная соль – это твердое вещество, без запаха, белого цвета, хорошо растворимо в воде, не проводит ток |
4 | Атом – это мельчайшая химически неделимая частица вещества | |
5 | Молекула – это мельчайшие частицы многих веществ, состав и строение которых, такие же как у данного вещества | |
6 | Сложное вещество – это вещество, которое состоит из атомов разных химических элементов. Б | Сложное вещество – это вещество, которое состоит из атомов разных химических элементов. В |
7 | Простое вещество – это вещество, которое состоит из атомов одного химического элемента. В | Простое вещество – это вещество, которое состоит из атомов одного химического элемента. Б |
8 | 1-в,д,е, 2-а,б,г | 1-а, б, г,е, 2-в,д |
9 | в | г |
10 | г | в |
11 | в | б |
12 | Хлор – молекулярная кристаллическая решетка Гидроксид калия – ионная кристаллическая решетка | Кварц – атомная кристаллическая решетка, Азот - молекулярная кристаллическая решетка |
13 | Дано: m(Fe)=2.8 кг F:S=7:4 Найти: m(S) Решение: 1) Составлена пропорция: Т.к. F:S=7:4, то составим пропорцию 2,8 кг Fe реагирует с х кг S 7 кг Fe реагирует с 4 кг S 2) Из пропорции найдено неизвестное 2,8/7=х/4 Х=(2,8*4)/7=1 Т.о. m(S)=1,6 кг Ответ: m(S)=1,6 кг | Дано: m(Fe)=1.8 кг F:S=7:4 Найти: m(S) Решение: 1) Составлена пропорция: Т.к. F:S=7:4, то составим пропорцию 1,8 кг Fe реагирует с х кг S 7 кг Fe реагирует с 4 кг S 2) Из пропорции найдено неизвестное 1,8/7=х/4 Х=(1,8*4)/7=1 Т.о. m(S)=1 кг Ответ: m(S)=1 кг |
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 3:
Таблица 3.
№ задания | Количество баллов |
1 | Максимальное количество баллов – 2 За каждый правильный ответ – 1 балл |
2 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
3 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
4 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
5 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
6 | Максимальное количество баллов – 2 1 балл – написано определение 1 балл – верно выбран ответ |
7 | Максимальное количество баллов – 2 1 балл – написано определение 1 балл – верно выбран ответ |
8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
10 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
11 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
12 | Максимальное количество баллов – 2 За каждый правильный ответ – 1 балл |
13 | Максимальное количество баллов – 2 2 балла – правильно записаны два элемента ответа 1 балл – правильно записан один элемент ответа |
Итого | 18 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Баллы | Отметка |
15 - 18 | Отметка «5» |
12 - 14 | Отметка «4» |
9 - 11 | Отметка «3» |
0 - 8 | Отметка «2» |
Учащийся не приступал к работе | Отметка «1» |
6