12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макшанова Ирина Александровна258
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
5

Контрольная работа «Изучение воспитательных средств чувашского народа в контексте поликультурного образования» .

Контрольная работа по дисциплине Организация поликультурного образования детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Тема контрольной работы «Изучение воспитательных средств чувашского народа в контексте поликультурного образования»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…

1. Разработка конспектов различных форм с применением воспитательных средств чувашского народа в контексте поликультурного образования……...

2. Разработка дидактического материала………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...

ВВЕДЕНИЕ


 Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.  В концепции дошкольного воспитания ставится задача - приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

развитие  представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;

формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире,  приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор,  воспитание позитивного отношения к различным культурам;

привитие  дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности.

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.



Разработка конспектов различных форм с применением воспитательных

средств чувашского народа в контексте поликультурного образования


Конспект занятия №1 по приобщению к культуре чувашского народа (подготовительная группа).

Тема: «Женские головные уборы чувашского народа».

Приоритетная образовательная деятельность: художественно – эстетическое развитие.

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре чувашского народа через изобразительную деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- продолжать учить говорить полным предложением;

- познакомить с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами «масмак», «сурпак», «тухья», хушпу»;

- вызвать эмоциональный отклик на созданный образ, интерес к рассматриванию чувашских изделий. их красочному наряду;

- закреплять умения рисовать кисточкой точные детали головных уборов.

Коррекционно-развивающая:

- развитие длительного плавного выдоха, подвижности органов артикуляционного аппарата, связной речи;

-развивитие мелкой моторики рук;

- развитие познавательного интереса к традициям чувашского народа.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитание доброжелательного отношение к окружающим, друг к другу.

- воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Прослушивание аудиозаписи «Музыка Чувашии»;

Зачитывание стихотворения М. Юхма «Сурбан»;

Вопросы по ходу деятельности;

Разъяснение порядка выполнения работы по рисованию головного убора «хушпу»;

Физминутка;

Рассказ о чувашских головных уборах;

Рассказ о колорите головных уборов.

наглядный

Рассматривание иллюстраций головных уборов «масмак», «сурпан», «тухья», «хушпу»;

Ознакомление с порядком выполнения работы по рисованию головного убора «хушпу»

практический

Выполнение движений физминутки;

Самостоятельная изобразительная деятельность.

игровой

физминутка

Предварительная работа:

- артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика.

- знакомство с культурой и традициями народов Чувашии.

Материалы и оборудование: иллюстрации головных уборов: «масмак», «сурпак», «тухья», «хушпу»; альбомные листы, краски, кисточки, стаканчики, художественная литература «Сборник стихотворений» М. Юхма, видеопроектор, аудиозапись «Национальная музыка чувашии», схемы рисования головных уборов.

Формы организации совместной деятельности :

Речевая

Артикуляционная гимнастика.

Зачитывание стихотворения М. Юхма «Сурбан»;

Вопросы по ходу деятельности;

Познавательная

Рассказ о чувашских головных уборах;

Рассказ о колорите головных уборов.

Коммуникативная

Беседа с детьми. Навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Продуктивная

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Водная часть 3 мин

Воспитатель предлагает прослушать аудиозапись «Музыка Чувашии»

Дети слушают аудиозапись

Создан положительный настрой и вызван интерес к предстоящей деятельности

Основная часть 22мин.

5мин (физминутка и артикуляционная гимнастика)

Заключительная часть 5 мин.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации головных уборов

Рассказывает о чувашских женских головных уборах

Воспитатель предлагает встать в круг и выполнить игровые упражнения с проговариванием текста (повтор 2 раза)

Воспитатель предлагает познакомиться с порядком выполнения работы по рисованию головного убора «хушпу»

Предлагает детям самостоятельно нарисовать головной убор «хушпу» Дети рассматривают иллюстрации

Вызван интерес к женским головным уборам и костюмам народа Чувашии, их колориту

Дети познакомились с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами

Снято эмоциональное напряжение и повышена активность детей

Ознакомились с элементами рисования головного убора «хушпу», развит замысел и интерес

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

-А еще надо научиться правильно дышать.

Физкультминутка.

Дети встают возле стульчиков и выполняют упражнения, произносят слова вместе с логопедом.

- Давайте представим, что вы – осенние листочки.

Листья осенние тихо кружатся.                      Дети кружатся, расставив руки.

Листья нам под ноги тихо ложатся.          Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят.              Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.             Кружатся на носочках.


Воспитатель читает стихотворение М. Юхма «Сурбан»

Предлагает подвести итоги занятия и рассказать о том, что узнали дети о женских головных уборах народов Чувашии

Дети рассматривают иллюстрации

Дети слушают рассказ педагога

Дети встают в круг и выполняют игровые упражнения с проговариванием текста

Дети рассматривают схему выполнения работы

Дети занимаются самостоятельной изобразительной деятельность

Дети внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Вызван интерес к женским головным уборам и костюмам народа Чувашии, их колориту

Дети познакомились с частью чувашского женского костюма в прошлом – головными уборами

Снято эмоциональное напряжение и повышена активность детей

Ознакомились с элементами рисования головного убора «хушпу», развит замысел и интерес

Развиты эстетические чувства детей, закреплено умение рисовать кисточкой точные детали головного убора «хушпу»

Сформировано уважительное, толерантное отношение к культуре чувашского народа через изобразительную деятельность детей


Конспект занятия №2 по приобщению к культуре чувашского народа (старшая группа).

Тема:«Чувашские умельцы».

Программное содержание:

Познакомить детей с чувашским народным промыслом: резьба по дереву и лозоплетение.

Закреплять знания о государственной символике Чувашии, о чувашских народных промыслах и элементах чувашского орнамента.

Развивать мышление, память детей.

Активизировать речь детей.

Воспитывать интерес к чувашской народной культуре.

Материал к занятию:

Флаг Чувашской Республики;

Герб города Шумерля;

Чувашский народный костюм;

Музыкальное оформление (чувашские мелодии);

Деревянные изделия (посуда, корзины, лапти);

Схемы чувашского орнамента;

Угощение (леденцы).

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? (Мы живем в России).

А как называется столица России? (столица России – город Москва).

Правильно, мы живем в большой стране – Россия. Но в состав России входят маленькие республики, края и области. А как называется наша республика? (Чувашия). А какой город является столицей Чувашской республики? (город Чебоксары). А мы с вами в каком городе живем? (в городе Шумерля). Правильно – это город Чувашской республики. Каждый город славится своими ремеслами и промыслами. А знаете ли вы, чем славится чувашский народ? Какими ремеслами? (Дети рассказывают о уже знакомых ранее чувашских ремеслах, воспитатель помогает вопросами, выстраивая беседу)

1. Вышивка.

1) Что такое вышивка?

2) Что украшали вышивкой?

3) Что изображали?

4) Какие цвета использовали?

2. Украшения.

1) Из чего делали украшения?

2) Что изготавливали:

- головные уборы (хушпу, сурбан);

- нагрудники;

- бусы, серьги, браслеты.

3. Ткачество

1) На чем ткали?

2) Какие изделия ткали?

Молодцы! А знаете, что есть у любой страны или республики, чем они отличаются друг от друга и почему их можно узнать? Что это за знаки отличия? (Флаги).

Вот здесь на столе представлены разные флаги найдите флаг нашей республики. (Дети находят флаг, педагог уточняет, что изображено на флаге, что означают изображения).

Красный цвет означает свободу.

Желтый цвет – цвет солнца.

3 солнца означают связь поколений (молодость, зрелость и старость).

Дерево – дерево жизни, почитали и уважали (дуб).

Давайте подойдем к карте Чувашской республики и вы прикрепите флаг на то место, где изображена наша республика.

А скажите, пожалуйста, какую роль играет дерево в жизни человека? (ответы детей).

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним ремеслом, которым славятся чуваши, но для этого нам надо с вами кое-куда отправиться. Закрывайте глазки, как услышите музыку, можно глазки открывать. (Воспитатель переодевается. Звучит чувашская музыка и появляется Ванюк).


Ванюк: Знаете ли вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Приезжайте к нам - и я готов

Это все проверить с вами вместе


Собирается на площадь народ

Сегодня вас необычное ждет

Игры! Песни! Чудеса из чудес!

Спешите! Времени осталось в обрез!


Милости просим, будьте как дома!

Вся территория вам знакома.

Чувашскую ярмарку отпразднуем шумно.

Весело, задорно, дружно!

Ванюк: Ыра кун ачасем. Я рад видеть вас на ярмарке чувашских изделий.

Обойди хоть целый свет

Сувениров лучше нет.

И недаром на весь мир

Чувашский славен сувенир.


Ванюк: На ярмарке представлены деревянные изделия. Так как чуваши очень почитают и уважают дерево, то и оно служило им добрую службу. Здесь вы можете увидеть деревянную посуду: (дети вместе с персонажем рассматривают изделия: уточняют форму, предназначение, название)

А еще из дерева чуваши строили деревянные дома с резными ставнями и наличниками. А давайте поиграем в игру «Изба». Для этого мы разделимся на две команды. На стульях лежат красивые платки. Вы выходите на середину и говорите слова:

Мы ребята – молодцы Эпир – маттур ачасем

В играх все мы удальцы Пер ушкана пуханар

Вместе спляшем и споем Выляр, ташлар, саванар

А потом домой пойдем Унтан киль саланар

Потом под музыку исполняются элементы чувашского танца, а как только музыка заканчивается, вы бежите к стульям и натягиваете платок над головами за 4 угла. Выиграет команда, которая быстрее «построит» избу.

Ванюк: Матур! Ай да молодцы, ребята-удальцы. Посмотрим, что же еще чуваши делали из дерева: здесь вы можете увидеть (ответы детей – корзины, короба, подносы, лапти). Их плели из прутьев и лозы, и называется это ремесло лозоплетением. Как вы думаете, для чего использовались эти изделия? (ответы детей).

А теперь давайте поиграем в еще одну игру, которая называется «Лапти». Для этого нам надо выбрать сторожа, который будет охранять лапти. Остальные игроки должны взять себе лапоть. Сторожу нельзя толкать игроков, а тот, до кого сторож успеет дотронуться становится его помощником и помогает охранять лапти. После того, как игроки возьмут все лапти, они их раскидают, а сторож собирает и снова садится охранять.

Ай да молодцы! Чем чуваши украшали свои изделия? (орнаментом) Посмотрите и скажите, с помощью чего чуваши украшали посуду:

- узор рисовали

- узор вырезали (вот это ремесло называется резьба по дереву).

А вот сейчас я проверю, как вы знаете элементы чувашского орнамента. Я вам буду загадывать чувашские загадки, а вы должны будете отгадать их и найти отгадку среди элементов чувашского орнамента.

Загадки:

Из леса смотрит красная девица (солнце).

Снаружи 8 углов, а внутри 4 (дом).

Летом одевается, а зимой раздевается (дерево).

Красная собака лает (огонь).

Звонко чирикает, стремительно летает (воробьиные лапки).

Одна барыня одела 5 мелковых платков (цветок).

Один каравай разрежу, потом не могу приставить (пашня).

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (ручей).

Ванюк: Матур!

Мы по улице гуляли,

Хороводы собирали,

Где веселый народ

Тут наш будет хоровод

Чувашская хороводная игра «Кашманла»

Ай да молодцы! Веселились от души!

Ну, а в моей коробушке есть угощение.

Всем на славу, детям на забаву.

Пряники, конфеты, леденцы!

Налетайте, молодцы!

Мальчишкам, да девчонкам-красавицам

Мои лакомства понравятся

(Угощает детей леденцами)

А теперь вам пора возвращаться в детский сад – закрывайте глазки, звучит медленная чувашская мелодия, воспитатель переодевается.

Воспитатель: Понравилось вам на ярмарке? С каким народным промыслом вы познакомились на ярмарке? (ответы детей). Из чего делали? Для чего использовали? Что еще вам понравилось на ярмарке?

Какие изделия понравились больше всего? Теперь вы сами знаете и всем расскажете, что славится чувашский народ своей культурой:

яркой вышивкой;

звонкими украшениями;

красивыми тканями;

резьбой по дереву;

лозоплетением.

Разработка дидактического материала


Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.

Задачи:

1.Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;

4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: практический, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.

4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап, который включает в себя:

планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

учение литературы по музейной педагогике;

изучение деятельности городских музеев, опыта работы в этом направлении других ДОУ.

II. Практический этап (этап реализации проекта):

составление плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем;

разработка содержания мероприятий по реализации проекта;

организация деятельности с детьми;

работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

III. Заключительный этап:

оформление презентации по результатам реализации проекта;

выступление на педагогическом совете ДОУ с результатами реализации проекта;

передача педагогического опыта (смотры, профессиональные конкурсы различных уровней).

Направления деятельности музея:

пополнение фондов музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

изучение собранных материалов и обеспечение его учета и хранения;

создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

проведение экскурсий для воспитанников и родителей.

Перспективный план работы по реализации проекта 

Сроки

Работа в музее

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Подготовительный этап

Январь

Анализ организации работы мини-музея ДОУ, его экспозиций и экспонатов. Создание творческой группы по оформлению музея.

Анализ уровня приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

Составление опросника «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»

Знакомство с опытом работы педагогов.

Деятельный этап

Февраль

Изучение и анализ литературы по проблеме.

Проведение образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в прошлое утюга».

Информационный листок «Чувашские народные традиции в воспитании детей».

Работа творческой группы.

Апрель

Оформление надписей экспонатов согласно инвентарной книге. Оформление книги отзывов и предложений.

Праздник «Мункун»

Информация на сайт «Колыбельная песня в жизни ребенка».

Работа творческой группы.

Май

Составление паспорта мини-музея.

Беседа «Так мы раньше одевались».Игра-викторина «Познай свой край».

Дискуссия на родительском собрании «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Работа творческой группы.

Сентябрь

Составление плана работы мини-музея на учебный год.

Экологическая тропинка «Народные приметы о погоде»

Пополнение портфолио группы семенными фотографиями.

Изучение опыта работы в данном направлении воспитателей ДОУ.

Октябрь

Налаживание профессиональных связей с руководителями музеев ДОУ города и республики.

Праздник «День пожилого человека».

Конкурс совместных рисунков родителей и детей «Моя любимая бабушка (дедушка)».

Привлечение музыкального руководителя к организации праздника.

Ноябрь

Выставка-демонстрация «Ими гордится Чувашия».

Дидактическая игра «Соберем чувашский орнамент».

Оформление куклы-мальчика в чувашском национальном костюме.

Проведение мастер-класса для педагогов «Народные куклы своими руками».

Оценочный этап

Декабрь

Построение перспектив.

Анализ уровня приобщенности детей к истокам народной культуры.

Оформление фотовыставки с результатами реализации проекта.

Педагогический доклад «Опыт работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики».

Предварительные результаты работы

На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:

1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.

2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 168 с.;

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва] // Российская газета. -25 ноября, 2013.;

Историческая энциклопедия/ http://www.hrono.ru/organ/ukazatel/index.php .

12


Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.