Проект «Колледж - центр поликультурного образования»

0
0
Материал опубликован 7 November 2020

ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект: «Колледж– центр поликультурного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Хвостиков С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крымск, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                  3

Глава I.

Поликультурное образовательное пространство как среда

социальной адаптации и образования всех учащихся, в том

числе учащихся-мигрантов                                                                     12

Глава II.

Колледж – центр поликультурного образования

2.1. Организационно-педагогические условия для

 реализации задач поликультурного образования                                  17

2.2. Внеклассная работа как средство реализации

поликультурного образования в колледже

2.2.1. Принципы внеклассной работы.                                                    22

2.2.2. Народная педагогика в современном

образовательном процессе: традиции и инновации                                24

Глава III.

Практические шаги по реализации проекта

 «Колледж – центр поликультурного образования»                                29

Заключение                                                                                                       32

Список литературы                                                                                 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…самое важное – жизнь. Но жизнь ещё связана с жизнью других людей и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Жизнь – тем более жизнь, чем теснее она связана с жизнью других, с обществом…

Л.Н.Толстой

 

Введение

 

Актуальность. Концепция модернизации российского образования ставит задачу подготовки выпускника к взаимодействию с полилингвальным и поликультурным миром. В социальном плане качество среднего профессионального образования может быть представлено как основы поликультурного образования: это культура личности, воспитание миролюбия, глобализма, уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом.

         В педагогическом плане реализация идеалов поликультурного образовательного пространства предполагает воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработке умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить в поисках истины, не ссорясь, интеграции культур в системе поликультурного образовательного пространства; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.

Многонациональный состав Свердловской области, приток иностранных рабочих из ближнего и дальнего зарубежья ставит задачу формирования толерантной личности на первое место. Эффективность этой работы зависит, в первую очередь, от понимания педагогами  необходимости комплексной работы в этом направлении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации. Обучению в общеобразовательных учреждениях подлежат все граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня.

Сегодня колледж меняет свою образовательную парадигму: от безличностной – к личностно-ориентированной, от унифицированной – к вариативной, от адаптивной – к деятельностной. Эти изменения формируют новые требования к профессиональной компетентности педагога: это гуманизм, принятие учеников разных национальностей и конфессий, признание их равноценности и значимости, эмпатическое отношение к ученикам, семье, умение чувствовать другого как самого себя. Такой педагог диалог выдвигает как желание и умение выстраивать позитивные отношения, сотрудничество, взаимодействие с учеником. Профессионально-педагогическая компетентность определяется нами как интегральная характеристика, в основе которой единство мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-коммуникативного, операционно-технологического компонентов. 

Интенсивное вхождение России в мировое культурное пространство ведет к тому, что характерной чертой образовательной среды становится культурный плюрализм. Подготовка к жизни в поликультурном пространстве – вот проблема, которую призвано решать поликультурное образование. Задачи поликультурного образования – всестороннее овладение учащимися культурой своего народа для интеграции в другие культуры, развитие навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, воспитание согласия, веротерпимости, толерантности.

Поликультурное образование – средство постижения мира через культуры и постижения себя как части постоянно изменяющегося мира. …

Поликультурное образование направлено на изучение культурной самобытности и культурного разнообразия, что неразрывно связано друг с другом, для всестороннего развития человека.

Система работы в колледже по формированию основ поликультурной образовательной среды строится на признании ценностного, бережного отношения как к взрослому человеку, так и ребенку, культурной идентификации каждой личности, что возможно через выстраивание методической работы, направленной на творческий профессионализм и педагогическое мастерство, повышение педагогической культуры, интеркультурной коммуникации.

Предмет исследования – развитие образовательной среды ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

Гипотеза данного проекта:

Поликультурное образование способствует формированию гражданских качеств на основе толерантности. Такие граждане имеют неоспоримые преимущества в социуме: они более гибки, более приспосабливаемые, они способны перенимать успешный опыт, быть более активными членами общества.

Целью данного проекта является создание организационно-педагогических условий для реализации модели поликультурной образовательной среды школы, благоприятной для формирования нравственной, интеллектуальной и социальной зрелости учащихся, достаточной для их дальнейшего самоопределения, самоиндентификации и самоактуализации в многомерном мире.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи проекта:

  1. Осуществить сравнительный анализ исследуемой проблемы в теории и практике отечественного и зарубежного образования.
  2. Обосновать основные понятия педагогики работы с детьми-мигрантами: поликультурное образование, поликультурное образовательное пространство, личность учащегося-мигранта, социально-педагогическая поддержка и защита, адаптация, реабилитация и идентификация личности.
  3. Разработать технологический диагностический инструментарий, осуществить мониторинг по изучению внутреннего мира учащегося-мигранта и выявлению причин, обусловливающих особенности его личности.
  4. Выявить особенности поликультурного образования, раскрыть сущность поликультурного образовательного пространства как среды социально-педагогической поддержки и защиты личности учащегося-мигранта.
  5. Определить пути подготовки учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов.

Поликультурное образование составляет органическую часть современного общего образования. Оно содействует подготовке учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира.

Эффективность системы поликультурного образования зависит от ее целостности, целенаправленности, интеграции в существующие школьные программы; активизации личности ученика как субъекта воспитания и обучения.

Данная тема «Колледж – центр поликультурного образования» вытекает из особенностей социального заказа на обучение. В ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» на 1 курсе сейчас обучается 373 ученика. Из них – 98 учеников дети мигрантов, а также лиц с двойным гражданством. Мониторинг этнического состава классов показал, что в некоторых детских коллективах от 20% до 50% учащихся дети мигрантов. Эти дети из семей, где общаются, в основном, на родном языке.

         Реализация проекта рассчитана на 5 лет.

Этапы реализации проекта

 

  • Этап
  • Цель
  • Основное содержание
  • работы
  • Подготовительный
  • 2018-2020
  •  
  • Осмысление всеми участниками образовательного процесса основных задач и направлений программы развития ценностно-смысловое согласование взаимодействия
  • Социально-педагогический анализ деятельности школы.
  • Запуск образовательных программ и проектов
  • 2.Основной:
  • опытно-экспериментальный
  • 2020-2022
  • Реализация инновационных программ
  • Реализация инновационных программ
  • Проведение обучающих семинаров по содержанию работы в рамках инновационной программы
  • Мониторинг результативности реализации программы
  • 3. Завершающий (обобщающий, аналитический)
  • 2023-2024
  • Анализ хода реализации программы. Определение перспективы развития образовательной системы школы
  • Анализ результативности программы.
  • Открытый информационный доклад о результатах реализации программы

Методы реализации проекта:

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы проекта применяются следующие методы:

- методы теоретического исследования: анализ литературы - философских, психологических, педагогических и методических источников, анализ нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации;      

- сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; обобщение и синтез; моделирование образовательного процесса;

- методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ международного и отечественного опыта, экспертная оценка, рефлексия процесса, результатов и продуктов образовательной деятельности, опытная работа, диагностический эксперимент, локальные педагогические эксперименты;

- методы социально-педагогического проектирования, адекватные предмету и задачам исследования.

          Образовательный процесс в системе начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленный на развитие поликультурной компетентности его субъектов, конкретизирует квалификационные требования к профессиональной деятельности в аспекте социальной и личностной компетенции и направлен на

  • формирование у субъектов образования мотивации к системному освоению ценностным потенциалом региональной, российской и мировой культур;
  • создание условий для разнообразных социальных практик, способствующих освоению поликультурного контекста школы;
  • создание средствами педагогической деятельности условий для проявления поликультурной компетентности обучающихся в образовательном процессе за счет:
    • отбора содержания образования, отражающего его поликультурный контекст;
    • выбора образовательных технологий (интерактивного взаимодействия, диалоговых, рефлексивного обучения), не только решающих задачи освоения содержания общего образования, но и способствующих становлению поликультурной компетентности обучающихся;
    • формирования открытого образовательного пространства школы, рассматриваемого как вид поликультурной среды и представляющей собой совокупность культурно-образовательных ресурсов, находящихся в согласованных отношениях друг с другом и создающих поликультурное пространство образования;
    •  выбора разнообразных способов оценки и учета достижений обучающихся, основанных, в том числе, на самооценочных процессах (портфолио, дневник достижений, речевое портфолио...) и позволяющих оценить собственную готовность к самообразованию.

          Названные изменения образовательного процесса направлены на создание возможностей для поликультурной идентификации, самоактуализации человека, формирования у него поликультурной толерантности и образовательной перспективы.

          Развитие поликультурной компетентности учителя включает в себя целенаправленную работу по вопросам этнокультурологических, этноисторических, этнопсихологических знаний, позволяющих понять многообразие культур современного мира, специфику в проявлениях культуры на уровне личности, группы, социума, важность культурного плюрализма для личности и общества; философское понимание идей свободы, справедливости, равноправия, человеческого достоинства; адекватное понимание образов «Я» и «Другие».

          Стратегические действия коллектива учителей направлены на:

      • умение строить образовательный процесс на основе идей культурного многообразия мира, России, региона; способность к посредничеству между разными культурами, организации межкультурной коммуникации;
      • умение обобщать и распространять положительный опыт в реализации идей поликультурного образования
      • понимание человеческих различий и терпимое отношение к ним, толерантное поведение, утверждение в своей профессиональной деятельности  культурного плюрализма;

Поликультурная профессиональная компетентность учителя включается в квалификационные требования к профессиональной деятельности и оценивается при прохождении учителем аттестации.

Научный результат реализации проекта предстанет в виде разработанных материалов теоретических и практико-ориентированных семинаров, открытых уроков.

Главными практическими результатами будут:

- интеллектуальное развитие школьников;

- формирование у выпускника коммуникативной компетенции, как показателя социальной зрелости;

- социализация старшеклассников через многообразные формы идентичности с приоритетом российской гражданской идентичности (нравственная зрелость). в школе такой среды общения, которая характеризуется как гражданское общество с его свободой и ростом ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности на фоне увеличения личностной активности членов школьного сообщества.

Проект может быть успешно реализован при соблюдении таких принципов как:

- «Презумпция личности человека обучаемого», отношение к ребенку как к носителю мира ценностей детства, отличных от ценностей мира взрослых. Рассмотрение процесса взросления и становления развивающейся индивидуальности ученика как творческой био-социокультурной метаморфозы, в ходе которой рождается суверенная личность, способная к напряженной нравственной саморефлексии и постижению истины в созидательно-бытийных актах.

- Новый тип «человека обучающего», педагога, дидакта, методиста, воспитателя, способного к возделыванию развивающей образовательной среды, сознательно и свободно выбирающего методы обучения и несущего личную ответственность за результаты работы в целом. Овладение учителем демократическими методами трансляции знания и рефлексивными образовательными технологиями обеспечивает рост профессионально-личностного самосознания и переход к продуцирующему типу педагогического мышления и деятельности.

Построение образовательного процесса как развивающего педагогического взаимодействия в диадах «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – администратор», которое обеспечивает целостность и структурированность образовательного пространства, проблемно-содержательную преемственность этапов обучения и гуманистическую ориентацию педагогической практики.

Современное качество знания, достигаемое через наполнение, в отличие от нейтральной информации, ценностным смыслом и несущее воспитывающую мировоззренческую нагрузку. Оно достигается за счет органического включения в учебный процесс развивающих дисциплин, преподаваемых в режиме проблемного диалога или эвристической игры.

 

Глава I. Поликультурное образовательное пространство как среда социальной адаптации и образования всех учащихся, в том числе учащихся-мигрантов

 

Поликультурное образование мы рассматриваем как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий:

на когнитивном уровне освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

на ценностно-мотивационном уровне формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам;

на деятельностно-поведенческом уровне активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Сущность модели поликультурного образовательного пространства вытекает из обоснования противоречий между:

  • целостностью культурной среды и функционированием в ней различных этнических компонентов;
  • противоречием, связанным с необходимым обеспечением усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания.

Поликультурное образовательное пространство создается для бесконфликтного преодоления этих противоречий на основе его наполнения ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры.

С учетом вышеизложенных положений модель адаптационного поликультурного образовательного пространства определяется нами как территориально обозначенная поликультурная среда школы, в которой удовлетворяются потребности в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур.

Поликультурное образовательное пространство заключаются в создании условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образования.

Необходимо также определить способы нахождения, поддержки, развития Человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации в обществе.

Цели поликультурного образования реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур.

Прогностическая модель адаптационного поликультурного образовательного пространства устремлена в будущее, она отражает перспективы развития личности в мультикультурном обществе путем ее интеграции в мировую и национальную культуру.

Обоснование сущности, цели и задач модели поликультурного образовательного пространства позволило вычленить ее перспективные функции:

  • гуманитарно-образовательную;
  • адаптационно-реабилитационную;
  • социально-педагогической защиты и поддержки.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности:

1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии;

2) направленной на выявление субъектов образования, их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

Поликультурная образовательная среда должна быть представлена гибкой, мягкой педагогической системой и методами обучения и развития, способствующими адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных мероприятий поликультурного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Технологии поликультурного образования предполагают:

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
  • отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры;
  • обоснование культуры как средства, вооружающего личность умениями постигать причины, тенденции социальных преобразований в поликультурном обществе, помогающего целенаправленно, эффективно в них участвовать путем самореализации сущностных сил и способностей.

Регионализация образования в Екатеринбурге и Свердловской области ориентирована на учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей в проектировании содержания образования и воспитания в каждом образовательном микрорайоне, конкретной школе, учебном заведении, нахождении оптимального сочетания между базовым, региональным и школьным компонентом образования. В Свердловской области сейчас проживает более 140 народов и народностей. Регионализация предусматривает взаимосвязь образования с реальными требованиями мира, в котором будут жить и работать учащиеся. Культурный потенциал образовательного региона призван обеспечить сохранение историко-культурных и этнокультурных воспитательных традиций, определяющих его уникальность и самобытность.

В связи с тем что ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, а универсальность складывается из опыта всех народов мира, можно говорить о том, что культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.

Все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура – это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

Диалогичность – это особое качество культуры, стремящейся к цельности. Это качество обеспечивает механизм самосохранения и саморазвития культуры. Л.Н.Толстой писал: «…самое важное – жизнь. Но жизнь ещё связана с жизнью других людей и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Жизнь – тем более жизнь, чем теснее она связана с жизнью других, с обществом»

Таким образом, реализация регионально-интеграционного компонента обосновывает такие положения, как:

  • приоритет поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;
  • создание единого, хотя и внутренне дифференцированного, поликультурного образовательного пространства в регионе и отдельных учебных заведениях;
  • обеспечение интеграции и преемственности отечественных и мировых культур в системе образования, развитие, поддержка и защита личности учащегося в поликультурной среде.

Выделенные основания не охватывают полностью тот сложный социокультурный феномен, каким является поликультурное образовательное пространство. Методологические исследования (В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.) показывают, что социальные законы, а к ним относятся и законы поликультурного образования, представляют собой многоуровневую, многокомпонентную целостность. По мере развития теории и методологии кросскультурного образования могут быть выявлены новые положения, обосновывающие его сущность.

 

Глава II. Колледж – центр поликультурного образования

 

2.1. Организационно-педагогические условия для реализации задач поликультурного образования

 

Структуризация программы проводится по двум основаниям. Это целевая функция, связанная с непосредственным вкладом в достижение поставленных целей программы, и обеспечивающая функция, направленная на создание условий для достижения новых целей. Блоки целевых и обеспечивающих подпрограмм имеют свою структуру, отражающую в одном случае стратегические целевые приоритеты, а в другом - те основные ресурсы, которые должны быть предоставлены для достижения новых целей.

Если исходить из того, что программа развития поликультурного образования в школе направлена на целостное и системное изменение, то в качестве основных целевых подпрограмм мы выделяем те, что обеспечивают соответствующие инновационные изменения в каждом из звеньев – начальном, основном, среднем (полном), общем, образовании.

В связи с тем, что плохое знание русского языка есть проблема для большого количества учащихся, мы практическую реализацию поликультурного образования осуществляем через введение в учебный план материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника: «Русский язык как неродной».

Работа в условиях полиэтнического состава учащихся требует от учителя инновационного изменения. Гуманитарная направленность связана с профессиональным саморазвитием, постоянным взаимодействием с ребенком, родителями, коллегами, с проектной деятельностью. Педагог сопровождает ребенка на пути его личностного становления, образования.

Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволит соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. В логике системно-ориентационного подхода сопровождение рассматривается как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем.

Каждой качественно определенной системе образования свойствен определенный тип взаимодействия. Взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность или взаимопереход. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

Сущность понятия «взаимодействие» определяется различными авторами по-разному, но у всех оно связано отношениями субъектов в общей деятельности. Взаимодействие выступает процессом совместной деятельности и личностного обмена, в результате чего происходит преобразование действительности; при этом выделяют разнообразные виды взаимодействия: сопереживание, понимание, содействие, сотрудничество, сотворчество, которые в совокупности отражают психолого-педагогическую составляющую сопровождения.

Сопровождение в образовании как многоаспектное полиморфное взаимодействие направлено на преобразование неблагоприятных условий развития (внешних и внутренних).Цель программы сопровождения в образовании представляет собой, прежде всего, технологию разрешения проблем развития, важнейшим результатом которой выступает приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, позволяющий осуществлять перенос в другие ситуации для разрешения сходных проблем.

Технология - это последовательность действий, обеспечивающая превращение объекта из наличного состояния в намеченное. Под технологией понимают конструирование и оценивание сопутствующих процессов путем учета человеческих, временных и других ресурсов для достижения эффективности деятельности. Технология в образовательной практике — это поэтапная деятельность, максимально в единстве реализующая законы обучения, воспитания и развития в образовательном процессе и обеспечивающая достижение поставленных целей.

Целевым назначением программ сопровождения выступает оказание помощи и поддержки человеку как субъекту развития на начальных этапах, а также в особо трудных, кризисных, переходных периодах становления. Если человек имеет проблемы в образовании и технологии помогают разрешать эти проблемы, то данные помогающие технологии – это технологии сопровождения, технологии поддержки. Такие технологии относят к гуманитарным технологиям.

Гуманитарные технологии имеют методологические основания, к которым прежде всего отнесена методология гуманитарного познания. Методология гуманитарного познания ориентирует на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющейся жизненной среды. Значит, гуманитарные технологии обеспечивают человеку успешное, комфортное взаимодействие в среде и со средой. «Гуманитарные технологии — это ресурсоемкие технологии. Под ресурсом в них понимаются: этика, ценности, междисциплинарные знания, идеи, знаковые системы, полиэтническое, поликультурное, межконфессиональное, транспрофессиональное и межличностное взаимодействие, доверие, толерантность и ответственность, перевод их в разряд дея-тельностных целей и задач, программ, проектов и технологических решений; наличие специалистов, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; наличие финансов и современной информационно-материальной базы и среды. Креативное мышление и профессиональная этика являются основной чертой гуманитарных технологий»

Гуманитарная культура человека—сложное образование (мировоззрение), включающее в себя аксиологический, когнитивный и деятельностно-практический компоненты, а именно:

•  аксиологический (ценностные ориентации): приоритет общечеловеческих ценностей, отношение к человеку как к высшей земной ценности;

•  когнитивный (лат. соgnitia — знание, познание): совокупность знаний о духовном мире человека, смысле человеческого бытия, о специфических, свойственных человеку формах жизнедеятельности;

• деятельностно-практический: проявляется в гуманном отношении к людям во всех сферах жизнедеятельности — в бытовой, общественной, профессиональной, а также в специфических видах деятельности человека, называемых гуманитарными (обращенными к человеку и основанными на отношениях «человек – человек»).

         Одним из отличительных признаков гуманитарной культуры мы считаем умение слаженно работать в условиях «одной команды» специалистов разных профилей: психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, медицинских и юридических работников. Умение слаженно работать в условиях «одной команды» рассматривается как важное условие для разработки междисциплинарных программ сопровождения. Междисциплинарность при этом как пространство разработки гуманитарных технологий сопровождения развития в образовании является фактором повышения гуманитарной культуры человека.

Таким образом, мы делаем два вывода:

 Вывод 1. Гуманитарная основа сопровождения в образовании состоит в усилении позитивных факторов развития человека и нейтрализации негативных.

Вывод 2. Для сопровождения развития в образовании характерны несколько основополагающих организационных принципов:

  • комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы;
  • предупреждение возникновения возможных проблем на фоне сопровождения (суть гуманитарности — не навреди!);
  • непрерывность сопровождения развития до получения удовлетворяющих результатов.

В рамках данного подпроекта должно произойти обогащение базовых образовательных дисциплин межпредметной, в том числе национальной проблематикой: «Обществознание», «География», «Литература», «История», «Мировая художественная культура»

Для создания полноценных научно-методических ресурсов целесообразно выделение подпрограммы "Научно-методическая поддержка поликультурного образования в школе", где будут представлены отдельные направления этой поддержки и предложен комплекс конкретных мер по развитию потенциала образовательного учреждения для решения проблем поликультурного образования.

Достижение принятых целей развития поликультурности выразится в педагогическом опыте решения проблем поликультурного образования в колледже:  "Мониторинг установок толерантного сознания подростков (педагогов, родителей и т.д.)"; "Банк педагогических находок в поликультурном образовании"; "Социальные проекты и проблемы поликультурности".

 

2.2. Внеклассная работа как средство реализации поликультурного образования в школеколледже.

 

2.2.1. Принципы внеклассной работы.

Внеклассная работа ведется на основе общедидактических принципов: научности, последовательности, систематичности и других. Особо выделяем следующие:

Принцип единства урочной и внеклассной работы.

Успешной внеклассной работы не может быть без ее связи с уроком. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися проблемы, которые стимулируют их любознательность, дают первые импульсы к чтению дополнительной литературы, поиску дополнительной информации, вызывают стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. В конце концов, просто обратить пристальнее внимание на что-то, что раньше казалось обыденным и неприметным.

Принцип плановости

Внеклассную работу необходимо планировать с тем, чтобы развитие, воспитание детей было последовательным, логичным и планомерным. Невозможно за 2-3 занятия развить толерантное отношение детей. Это требует не только планомерной работы учителя, но и работы с родителями, работы самих родителей, постоянный личный пример учителя.

Принцип добровольности

Вся внеклассная работа по предмету в школе строится по принципу добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, элементы игры и театрализации.

При этом особо хочется подчеркнуть, что очень важна и опора на инициативу и самодеятельность детей, особенно при подготовке мероприятия. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается ими как личная инициатива, что положительно сказывается на самооценке, на социальной позиции в будущем. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную деятельность, связанную с поиском материалов, ручном труде и т.д.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.

И если мы обратимся к понятию толерантности, то увидим, что гибкость толерантного человека способна пробудить восприятие чужого творчества и наоборот. Человек творческий скорее сможет принять и понять представителя другой культуры, народа, иных взглядов.

Особо хочется подчеркнуть, что внеклассная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и игра, и эмоциональность, и элемент неожиданности,  сказочности, тайны.

Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.

В последние годы выдвинут принцип охвата всех учащихся теми или иными видами внеклассной  работы. При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 Организационные формы и методы.

Виды внеклассной работы необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная газета, информационный стенд), т.е. работающие в течение всего учебного года;
  •  эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).

Хочется особо подчеркнуть, что усвоить навыки толерантного поведения, овладеть алгоритмами оптимального выхода из различных ситуаций, научиться адекватно реагировать на агрессивное поведение можно достаточно успешно в ходе игр. Поскольку игры провоцируют детей на искренние поступки, непосредственные действия, при этом часто игры носят соревновательный характер. Т.е. получается, что игра, с одной стороны, помогает обнажить истинное положение вещей, проявить ребенку себя и свои взгляды, с другой она обладает колоссальным воспитательным и обучающим потенциалом, т.е. может показать, научить и помочь «отработать» толерантное отношение детей друг к другу.

На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например,  “слово учителя” (объяснение, рассказ) широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть рассказ приглашенного гостя, это может быть и сообщение (доклад) ученика. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздникивечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.

Если на уроках используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учим детей работать с литературой. Они читают, готовят вопросы, ответы, пересказы. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

 

2.2.2. Народная педагогика в современном образовательном процессе: традиции и инновации

 

Какими бы мы ни были различными по национальным основаниям, наше общение должно строиться на основе нравственного чувства уважения и интереса друг к другу. Нравственность, по определению словаря русского языка С. И. Ожегова, – это «духовные и душевные качества, необходимые человеку». Народная традиционная культура рассматривается как наиболее эффективный ресурс духовного общения общества.

Основным направлением воспитательной работы школы мы считаем развитие интереса и любви к своим национальным корням, культуре и традициям своего народа и воспитание патриотизма.

В настоящее время в школе обучаются представители двадцати  национальностей. Мы обязаны представить культуру своей страны и быть открытыми для принятия иной. Важность этого диалога переоценить трудно. Понимание и принятие друг друга в основе толерантности и культурного взаимопроникновения. Актуальными оказываются слова, сказанные еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевским (1806 – 1856). Он писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. ‹ … › Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, – одним словом, во всей полноте его жизни».

Задача педагогов – построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. А этому способствует использование методов народной педагогики в обучении и воспитании детей первой ступени образования.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков – это и есть народная педагогика в действии.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

Лучше всего знакомить детей с народной традицией через праздник, так как именно во время праздника ребенок является не пассивным зрителем, а деятельным участником событий.

Понятия праздничной культуры, праздника, ритуала относятся к числу основных в культурологическом знании. Их содержанием являются традиции духовности. Для современной России жизненно важным становится то, чтобы духовность стала всеобщим смыслом деятельности государства и народа.

Феномен праздника – один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Следует особо подчеркнуть, что праздник всегда пронизывал культуру по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Через праздник дети могут получить яркое представление о видах и жанрах народного творчества.

  1. Устное народное творчество – сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, героический эпос и др. Фольклор всегда самобытен и современен, он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
  2. Народная музыка – вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество. Общее значение – это эстетическое воздействие музыки и слов на человека.
  3. Народный танец, который с древности был частью народных представлений на праздниках, был связан с различными обрядами.
  4. Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление.
  5. Народные промыслы (гончарство, ткачество, вышивка) и т. д.

Еще одним важнейшим элементом народной педагогики является игра. Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» писал: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игра формируется под влиянием воспитания».

К. Д. Ушинский в середине прошлого столетия отмечал такую особенность детской игры: «…дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь… В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя — существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Воспитательное значение народных игр велико, педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

 

Глава III. Практические шаги по реализации проекта «Колледж – центр поликультурного образования» в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

 

         Для осуществления педагогической поддержки и защиты учащегося-мигранта, защиты самого процесса формирования и развития личности мы разработали и ведем факультативный курс "Русский язык как неродной". Данный курс ведется с 2008 года для учащихся I и II ступеней образования. Курс ведет учитель русского языка и литературы, прошедшая курсы повышения квалификации по программе "Методика обучения русского языка как неродного" в Санкт-Петербургском педагогическом университете им. А.И.Герцена Вахмянина Татьяна Сергеевна. Ею составлена компилятивная программа на основе учебных пособий:

  • Русский язык: первые шаги, уч. издание под редакцией Л.Г.Беликовой, Т.А.Шутовой, И.Н.Ерофеевой, С-П, 2000;
  • Азбука для тех, кто изучает русский язык как неродной, уч. пособие под редакцией Н.А.Бочаровой, И.П.Лысаковой, О.Г.Розовой, С-П, Анима, 2008;
  • Корректировочный курс русского языка для детей-инофонов, уч. пособие «Мы говорим по-русски(2)» под ред. И.П.Лысаковой, Т.Ю.Уша, Е.А.Сандриковой и др., С-П, 2008.

Каждый из уроков нацелен на усвоение лексики и грамматических особенностей русского языка, на интеллектуальное развитие учащихся, имеет коммуникативную направленность. (Один из уроков представлен в Приложении 1)

"Основы религиозных культур и светской этики" – предмет, который ведется на 1 курсах как экспериментальный курс в рамках апробации.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули носят  светский, культурологический характер. Каждый обучающийся сделал выбор курса. Преподавание ведется учителями по светским учебным пособиям, которые прошли курсы повышения квалификации, – Вишняковой Е.Н., Давыдовой В.В.

Обогащение базовых образовательных дисциплин межпредметной, в том числе национальной проблематикой происходит при интегрировании учебного материала по гуманитарным дисциплинам: «Обществознание», «География», «Литература», «История». Мы ставим задачи элементов модернизации календарно-тематического планирования в соответствии с сопряженной моделью. На данный момент интеграционные процессы разовые.

Мы стараемся обеспечить индивидуальную траекторию развития и обучения каждого ребенка с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей. Поликультурное образование знакомит учащихся с различными видами и технологиями деятельности, имеющимися в социальном опыте, и формирует положительное отношение к поликультурной среде. Важное значение имеет опыт творческой деятельности, что позволяет учащимся самостоятельно разрабатывать различные виды и способы деятельности. Особое значение приобретает совместная и самостоятельная проектная деятельность.

Одним из направлений деятельности гуманистической направленности является модульное обучение, т.к. основано на изменении форм общения учителя с учащимися. Учитель общается с учащимися как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. В модуле учитель формулирует для учащихся дидактическую цель, даёт письменно советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. Во время самостоятельной работы с модулем учащиеся учатся целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. Каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными. В данной теме в школе работает учитель географии Денищенкова И.Р. Учитель выстривает учебное содержание таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали самостоятельно. Учитель через модуль беседует с учащимися, вызывает каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех. Ученикам нравятся модули с занимательными вопросами, тестами, схемами и таблицами, обсуждение и анализ в группе визуальных заданий, возможность проконтролировать товарища и объяснить ему материал, если возникли трудности.  Данное общение позволяет выстроить такие взаимодействия с учениками, которые формируют доверительные и товарищеские отношения, что тоже благоприятно влияет на образовательный процесс.

Наблюдения и результаты работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе. При этом есть возможность получить консультацию учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать, знать, сколько ещё необходимо усилий для достижения конечной цели. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание, имеют возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у модульного обучения и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.

Модули помогают также решить проблему дифференциации учебного процесса, т.к. в модуль можно включить учебные элементы, соответствующие обязательному минимуму знаний (учебной программе) и дополнительные – углубленного и творческого уровня. Здесь есть также возможность осуществлять проблемное обучение.

В колледже заместителем директора по УВР Лазаревой А.Р. разработан проект «Обеспечение развития качества образования через создание условий, направленных на активизацию работоспособности и профилактику психологического утомления участников образовательного процесса»

    Гуманизация образования рассмотрена в центре проекта как система педагогических усилий, предполагающая создание в современной школе универсальной, здоровой, развивающей среды – многофункциональной по целевой установке и вариативной по содержанию, гарантирующей растущему человеку возможность саморазвития. Учитель работает над созданием развивающей среды для детей. Урок физической культуры отличают методы релаксации и музыкотерапии.

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей мы провели семинар "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка", где разработали основные принципы взаимодействия и составили советы учителю и родителю

В течение учебного года для детей первой ступени обучения элементы народной педагогики мы используем при проведении следующих мероприятий:

- постановка сказки к всемирному уроку чтения,

- праздник осени

- постановка представления к Новому году,

- игра «Широкая Масленица», прощание с русской зимой,

- Благовещение (изготовление жаворонков, пение закличек, игры «Жаворонушки», «Горелки»);

- «Праздник праздников – Пасха» (изготовление Пасхального дерева, подарков, игры);

- народные игры с элементами ритмопластики.

Все эти разнообразные виды деятельности свидетельствуют о первом опыте работы коллектива по выстраиванию комфортного взаимодействия гуманитарной направленности. Колледж участвовал в XIY городских педагогических чтениях в 2008 г и в международной конференции «Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение», которая проходила в Екатеринбурге, весной 2010 г.

 

Заключение

Наш подход к управлению функционированием и развитием поликультурного образования предполагает, что используемые методы и формы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее число педагогов были вовлечены в управление, особенно в выявление проблем, анализ их причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирование их внедрения, реализацию инновационных проектов. Для этого необходимо создавать условия, обеспечивающие их заинтересованность в развитии поликультурного образования.

         Проверка эффективности разработанных содержания, форм и методов поликультурного образования отслеживается по следующим показателям поликультурной подготовленности старшеклассников:

• эмоциональное отношение к реалиям поликультурной среды в целом и к конкретным ее представителям;

• поведение, отражающее уважение к инокультурам и их носителям, стремление к конструктивному диалогу.

В каждом показателе определены уровни: высокий, средний, низкий - и критерии их определения.

Эмоциональное отношение к представителям иных культурно-этнических общностей оценивается по уровням: высокий, средний, низкий по следующим параметрам:

• высокий уровень - критическое осмысление иной культуры, эмоциональная оценка которой имеет рациональные основы и определяется уверенностью в том, что все социокультурные общности имеют право на существование во всех их проявлениях, причем личностно значимым является сохранение своей социокультурной идентичности;

• средний уровень – эмоционально-положительное принятие иных культурно-этнических ценностей и их проявлений без критического анализа и в ущерб своей личной социокультурной идентичности, что приводит к потере личной социокультурной идентичности и, как следствие, уменьшает потенциальные возможности понимания ценностных оснований иных социокультурных общностей;

• низкий уровень – преимущественное эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, подчеркивание особой роли своей социокультурной группы, что сводит к минимуму мотивацию к знакомству и изучению иных культур, а следовательно, для индивида теряется роль многообразия культур в развитии цивилизации.

Уровень сформированности норм поведения, адекватных поликультурному обществу: высокий, средний и низкий – оценивается по следующим критериям:

• высокий уровень - нормы поведения основываются на ценностях взаимного уважения представителей различных социокультурных общностей и терпимости, что обеспечивает возможности бесконфликтной продуктивной деятельности в поликультурном обществе и создает предпосылки для развития личности;

• средний уровень - в поведении личности проявляется уважение к представителям одних культур и негативное отношение к другим, что определяет выборочное положительное и отрицательное отношение к поликультурной среде и становится условием развития конфликтов;

• низкий уровень - в поведении проявляются националистические тенденции, учащийся склоняется к ценностям шовинизма, фашизма, национализма, что блокирует сотрудничество с представителями различных социокультурных общностей и создает предпосылки к развитию конфликта.

Наиболее эффективными при отслеживании индивидуальных изменений являются методы, связанные с интерпретационной деятельностью учащихся: эссе, сочинения, проективные методики, закрытые опросники и анкеты, лабораторное проектирование, методы «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «тезис и мнение по поводу тезиса», «недописанный рассказ», «ассоциация» и т.д. Определение общих тенденций происходящих изменений эффективно при использовании открытого анкетирования и опросов

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, бережное отношение к ребенку, его защиту и поддержку, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования; творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, интеркультурную коммуникацию.

Таким образом, мы видим, что для воспитания детей толерантными друг к другу можно использовать самые различные методы и формы внеклассной работы. Что, несмотря на постоянную демонстрацию учителем толерантного отношения к детям, внеклассные мероприятия являются своеобразной квинтэссенцией воспитательной работы.

Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Воспитание толерантного отношения детей друг к другу вполне посильная задача, которая решается при систематической и регулярной работе. Дети начальных классов еще очень восприимчивы к слову взрослого, а игровые занятия соответствуют их психологическим особенностям, близки и понятны.

Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. А воспитание толерантного отношения детей друг к другу – важнейшая задача учителя.

Поликультурное образование – средство постижения мира через культуры и постижения себя как части постоянно изменяющегося мира. …

Поликультурное образование направлено на изучение культурной самобытности и культурного разнообразия, что неразрывно связано друг с другом, для всестороннего развития человека.

 

 

Список литературы:

  1. Бахтин Л.М. Два способа изучать культуру //Вопросы философии. - 1986. - .№ 12.
  2. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. - М., 1989.
  3. Библер В.С., Культура. Диалог культур //Вопросы философии 1989.- № 6. - С. 33.
  4. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. 1988.
  5. Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур. - М., 1998.
  6. Бим-Бад Б.А., Петровский А.В. //Педагогика - 1996. - № 1.
  7. Веденина Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур// Межкультурная коммуникация./Тез. докл. Иркутск, 1993.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. -Т. 3. - М., 1983. - С. 145.
  9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.
  10. Гурье Л., Кочканян Т. Национальная колледж в регионе: взгляд в будущее // Народное образование. 1999. N 9
  11. Гусинский Э.Н. Образование личности. Личность - Формирование - Культура - Философские проблемы. - М., 1994.
  12. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
  13. Иванова И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры//Диалог в культуре. - М., 1989, - Вып.5. - С. 52-58.
  14. История русской философии. М., 1991. - С. 19.
  15. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 421
  16. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. М., С. 383
  17. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. N б.
  18. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М., 2002.
  19. речевого поведения. - М.: Наука, 1977.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации