Контрольная работа по географии за I полугодие 5 класса
Контрольная работа за I полугодие (5 класс)
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по географии. На их выполнение отводится 40 минут. Внимательно читайте задания.
Уровень «А»
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (1-7) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
Слово «география» в переводе с древнегреческого языка означает… Земли
А) изучение
Б) измерение
В) описание
Г) изображение
«Отцом» географии называют
А) Аристотеля
Б) Эратосфена
В) Страбона
Г) Гомера
Первым мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, был:
А) викинг Э.Рыжий
Б) испанец Х.Колумб
В) англичанин Дж.Кук
Г) португалец Ф.Магеллан
Географическую долготу точки отсчитывают от:
А) начального меридиана
Б) экватора
В) параллели, проходящей через данную точку
Г) полюса
Значение географической широты изменяется:
А) от 00 до 900
Б) от 00 до 1800
В) от 1800 до 3600
Г) от 900 до 1800
Азимут 450 соответствует направлению на:
А) северо-запад
Б) юго-запад
В) юго-восток
Г) северо-восток
Метод исследований, основанный на получении необходимой информации с помощью карт, называют:
А) методом наблюдения
Б) методом моделирования
В)картографическим методом
Г) статистическим методом
Уровень «В»
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В2).
В1. Вставьте нужные цифры на месте пропущенных слов. Обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков называют … . Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на карте, называют … .
масштаб 2) глобус 3) карта
В2. Используя физическую карту атласа определите, какие города имеют географические координаты:
390 с.ш. 1160 в.д.
190 с.ш. 990 з.д.
300 с.ш.310 в.д.
А) Каир
Б) Пекин
В) Мехико
Уровень «С»
Инструкция для обучающихся
Решение задания С запишите своими словами полностью, подробно отвечая на вопрос.
В чём значение Великих географических открытий?
Контрольная работа за I полугодие (5 класс)
Кодификатор
Тема: проверка усвоения материала, изученного в первом полугодии
Цель: оценить уровень освоения каждым учащимся основного содержания курса географии 5-го класса за 1-е полугодие.
Линия учебно-методических комплексов «Сферы» по географии
Учебник для учащихся общеобразовательных организаций под общей редакцией кандидата географических наук Л.Е. Савельевой
Научный руководитель: член-корреспондент РАО доктор географических наук В.П. Дронов
Автор учебника: доктор педагогических наук, кандидат географических наук А.А. Лобжанидзе
Продолжительность выполнения работы: 40 минут
Контрольная работа состоит из заданий трех уровней:
Уровень «А» - базовый (7 заданий с выбором ответа)
Уровень «В» - повышенный (2 задания на установление соответствия, выявление причинно-следственных связей, построение логических цепочек)
Уровень «С» - высокий (1 задание на умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Вид контроля: промежуточный (диагностический)
- Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код |
Описание элементов предметного содержания (Уровень «А») |
1.1 |
География как наука. |
Развитие географических знаний о Земле. |
|
1.2 |
География в древности |
1.3 |
География в эпоху Средневековья |
1.4 |
Эпоха Великих географических открытий |
1.5 |
Географические открытия XVII–XIX вв |
1.6 |
Географические исследования в ХХ веке |
1.7 |
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. |
Изображения земной поверхности и их использование |
|
1.8 |
Виды изображения земной поверхности |
1.9 |
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности |
1.10 |
План местности. Условные знаки |
1.11 |
Географическая карта – особый источник информации |
1.12 |
Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. |
- Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код |
Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 |
Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2 |
Умение классифицировать (познавательное УУД) |
2.3 |
Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (познавательное УУД) |
2.4 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
2.5 |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативное УУД) |
2.6 |
Умение обобщать информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств объектов и явлений во времени и в пространстве |
2.7 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
2.8 |
Умение ориентироваться в окружающем мире (регулятивные УУД) |
- Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс географии за I полугодие (5-й класс)
Код |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 |
Умение находить правильный вариант ответа среди предложенных |
3.2 |
Умение осмысливать и оценивать географическую информацию |
3.3 |
Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств |
3.4 |
Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений |
3.5 |
Умение использовать знания о географических законах и закономерностях для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
3.6 |
Умение определять на карте местоположение географических объектов |
3.7 |
Умение определять роль результатов выдающихся географических открытий |
3.8 |
Умение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач |
Спецификация
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым результатам предметного, матапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице №1
Таблица № 1
№ задания |
Уровень |
Что проверяется |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 – А7 |
базовый |
1.1 – 1.7 |
Тест с выбором ответа |
15 |
В1 – В2 |
повышенный |
|
Заполнить пропуски в тексте, выстроить логическую последовательность |
15 |
С1 |
высокий |
|
Умение использовать географические знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
10 |
Оценка правильности выполнения задания |
Базовый: проверка по эталону Повышенный: проверка с выполненной учебной задачей по критериям |
Выполняется на следующем уроке (анализ контрольной работы) |
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности заданий разным количеством баллов, указанных в таблицах № 2 - 4
Таблица № 2
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
Итог |
1 |
В |
1 |
Уровень выполнен, если получено 6 баллов |
2 |
Б |
1 |
|
3 |
Г |
1 |
|
4 |
А |
1 |
|
5 |
А |
1 |
|
6 |
Г |
1 |
|
7 |
В |
1 |
Таблица № 3
Уровень «В»
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
Итог |
В1 |
3,1 |
2 |
Максимальное количество баллов – 5 Уровень считается выполненным, если ученик наберет 4 балла |
В2 |
БВА |
3 |
Таблица № 4
Уровень «С»
№ зада-ния |
Примерное содержание ответа |
Количество баллов |
С |
Главную роль в изучении Земли в период Великих географических открытий сыграли не учёные-географы, а отважные мореплаватели и путешественники. Для науки их открытия имели большое значение. Подтвердилась шарообразность Земли, были получены описания вновь открытых земель. География стала одной из важнейших наук. И хотя её теоретическая основа не была столь значительной, как в наши дни, но она уже выполняла важную справочную функцию, предлагала разнообразные описания и карты. Великие открытия изменили не только представления о мире, но и сам мир. Начался новый период в истории человечества. Появившиеся, а Азии, Африке и Америке европейцы стали захватывать там земли, порабощая местных жителей. |
2 При выполнении правильно части ответа – 1 балл |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице № 5
Таблица № 5
Баллы |
Отметка |
Уровень «А» 6 – 7 Уровень «В» 4 – 5 Уровень «С» 1 - 2 |
5 |
Уровень «А» 6 – 7 баллов Уровень «В» не менее 2 – 3 или 2 баллов из уровня «С» вместо уровня «В» |
4 |
Выполнен только уровень «А» - 6 - 7 баллов. Или при получении в уровне «А» менее 5 баллов, но при доборе нужного количества баллов в уровне «В» или «С» |
3 |
Если из всей контрольной работы не набрано 5 баллов |
2 |
Если из всей контрольной работы набрано менее 3 баллов |
1 |
Школьная отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Первичный балл |
14-11 |
10-8 |
7-5 |
менее 5 |
менее 3 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 5 класса содержания курса географии за 1-е полугодие представлены в таблице № 6
Таблица № 6
Код требования к уровню подготовки |
№ задания контрольной работы |
Предметный результат не сформирован |
Предметный результат сформирован на базовом уровне |
Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
Предметный результат сформирован на высоком уровне |
3.1 |
А1 – А7 |
Учащимся выполнено менее 6 заданий |
Учащимся выполнено 6 – 7 заданий |
|
|
3.2 |
В1 – В2 |
|
Учащимся выполнено 6 – 7 заданий |
Учащимся выполнена часть заданий и получено не менее 4 баллов |
|
3.3 |
В2 |
|
Учащимся набран 1 балла из 2 |
Задание выполнено полностью |
|
3.4 |
В1 |
|
Задание выполнено частично (1 балл) |
Задание выполнено полностью (2 балла) |
|
3.5 |
А6 |
|
Учащимся выполнена часть задания и набрано не менее 1 балла |
|
|
3.6 |
В2 |
|
Учащимся выполнено 6 – 7 заданий |
Учащимся выполнена часть заданий и получено не менее 2 баллов |
|
3.7 |
С |
|
Учащимся выполнено 6 – 7 заданий |
Учащимся выполнена часть заданий и получено не менее 4 баллов |
Учащимся выполнена часть задания и набрано не менее 1 балла |
3.8 |
В2 |
|
Учащимся выполнено 6 – 7 заданий |
Учащимся выполнена часть заданий и получено не менее 2 баллов |
|
Показатели сформированности у обучающихся 5-х классов метапредметных умений определены в таблице № 7
Таблица № 7
Метапредметный результат |
№ задания контрольной работы |
Продемонстрировал сформированность |
Не продемонстрировал сформированность |
2.1 |
А1, А4, А5, В1
|
Сделано 2-3 задания |
Сделано менее 2-х заданий |
2.2 |
А3, А7 |
Сделано 1 – 2 задания |
Сделано 1 и менее заданий |
2.3 |
С |
Задание сделано полностью или частично |
Задание не сделано |
2.4-2.5-2.6 |
С |
Задание выполнено |
Задание не сделано |
2.7 |
На этапе анализа результатов контрольной работы |
Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются |
Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
2.8 |
А6, В2 |
Сделано 1 – 2 задания |
Сделано 1 и менее заданий |