Контрольная работа по истории России XVII - XVIII вв.
Часть 1.
1. Б. Годунов стал русским царем, потому, что:
- имел право старшинства
- был избран на Земском соборе
- на этом настоял польский король
2. Организатор второго ополчения:
- К. Минин
- И. Заруцкий
- М. Мнишек
3. Разоренное состояние России в начале XVII в. связано:
- с прекращением династии Рюриковичей
- с опричниной Ивана Грозного
- со Смутным временем
- с уничтожением остатков Золотой Орды
4. В каком веке в основном сложилось единое централизованное Российское государство?
1) XIV в.
2) XV в.
3) XVII в.
4) XVIII в.
5. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
6. Главной причиной народный движений второй половины 17 в. стало (-и)
1. усиление народного гнета
2. попытки ограничения казачьих вольностей
3. закрепощение крестьян
4. все перечисленное
7. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:
- преодоление экономической отсталости России от стран Запада
- превращение России в сильную европейскую державу
- бурный рост российской экономики
8. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с:
1. необходимостью снабжения армии и флота в условиях Северной войны
2. растущим спросом населения на промышленные товары
3. быстрым ростом благосостояния населения
9. Сенат был создан в:
2. 1711 г.
3. 1714 г.
4. 1718 г.
- 1714 г.
- 1719 г.
- 1722 г.
- 1724 г.
Часть 2.
1.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в ответ.
1) воцарение Романовых
2) церковный раскол
3) пугачёвский бунт
4) Смута
5) реформы Петра I
2.Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют положение крепостных крестьян в XVIII в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) отруб
2) барщина
3) оброк
4) выкупные платежи
5) отходничество
6) полюдье
3. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) «Табель о рангах»
2) Соборное уложение
3) рекрутчина
4) губернии
5) бироновщина
6) земщина
4. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.
ТЕРМИНЫ, понятия
A) ассамблея
Б) Сенат
B) Кунсткамера
Г) Синод
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре
2) первое в России высшее учебное заведение
3) коллегия, ведавшая церковным управлением
4) первый музей в России
5) общественное собрание для отдыха, развлечений
5. Ниже приведён ряд имён видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.
Меншиков, Потёмкин, Орлов, Румянцев, Бенкендорф.
6. Напишите пропущенное слово.
Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _____________________ к фабрике.
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Событие |
Век |
Иван Грозный |
__________(А) |
XVI в. |
__________(Б) |
Церковный раскол |
__________(В) |
__________(Г) |
Прутский подход |
XVIII в. |
Екатерина II |
Восстание Е. Пугачева |
__________(Д) |
Пропущенные элементы:
1) Семилетняя война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
4) XVII в.
5) Крымская война
6) Петр I
7) XIX в.
8) Елизавета Петровна
9) XVIII в.
8. Рассмотрите схему и выполните задания
1. Напишите имя правителя России, при котором заштрихованная территория вошла в состав России.
2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
3. Напишите цифру, обозначающую город, в котором от лица местного населения было принято решение о присоединении данной земли к России.
4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»
1. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?
2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.
3. Как автор относится к правлению Бориса Годунова? Привлекая знания по истории, приведите два объяснения такого отношения.