Открытый урок по истории.
Тема: Россия на рубеже XVII и XVIII веков.
Цели:
1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.
2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.
3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.
План урока
Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна Софья.
Начало царствования Петра.
Азовские походы.
Великое посольство.
Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.
Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, особая расстановка столов, «документы» - свитки, перевязанные ленточками, таблички «музея», слайды (прилагаются)
Класс разделен на 4 группы.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. Мотивация посредством «погружения в эпоху» при помощи отрывка из художественного произведения.
- Представьте себе, что мы с вами в Москве конца XVII века .
Чтение отрывка из художественного произведения А.Н. Толстого «Петр I» (стр.48-49).
– Вы, конечно, догадались, что это был малолетний царь Петр I (слайд №4). Давайте поближе познакомимся с его семьей.
С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.
Престолонаследие.
По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана – Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины – родственники царя по материнской линии.
Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия – регентом .
Фактическая власть перешла к Софье. Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе.
У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.
Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.
Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.
В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.
В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.
Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.
Игра «Снятые вопросы»
(задания дифференцированные).
За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков – это количество баллов.
Карточка № 1
Петр I родился в году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал . Петра стали обучать с возраста. Первым учителем стал дьяк .
Карточка №2.
С 10 лет Петр должен был изучать более сложные науки: грамматику, историю, иностранные языки, философию.
После смерти Федора в году встал вопрос о престолонаследии. Царем 10-летнего Петра провозгласил и бояре. Недовольные подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.
Карточка №3.
Петр в свободное время уезжает в , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием и два полка.
Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву .
Карточка №4.
Петр написал письмо Ивану и потребовал править . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в . Так начинается правление Петра. Иван умирает в году.
Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский полк, Семеновский, Лефортовский, Меньшиковский.
Азовские походы.
Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.
Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.
Первая осада Азова была неудачной, основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.
Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот.
Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве.
В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов. Две группы получают письмо Петра I Ромодановскому («Петр I» А.Н. Толстой). Две другие группы получают донесение турок своему султану (текст с ошибками, придуманными учителем).
Письмо Петра I.
«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно » Петр.
Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?
Задание: Отметьте причины неудач Азовских походов Петра I.
А) затяжной характер кампании;
Б) отсутствие единого военного командования;
В) слабая артиллерия;
Г) отсутствие у России союзников;
Д) отсутствие у России флота;
Е) оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы.
Донесение турок своему султану.
Всемилостивейший султан!
Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.
А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь – Петр!
Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.
Года 1693.
Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 102 учебника.
Проверка правильности выполнения заданий. Пятибалльная система: 5-количество ошибок.
Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники.
Великое посольство. (1697-1698)
Великое Посольство и было великим – 250 человек во главе с Лефортом, Головиным и думным дьяком Вознициным.
Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.
Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.
Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.
Но итог Великого Посольства был очевиден. И об этом расскажете вы сами.
Вам как солдатам «потешных полков», и участникам Азовских походов даются задания, а информацию для их выполнения вы найдёте в ученике на стр. 99-104.
1 группа: о целях Великого посольства;
2 группа: указать на карте путь Великого Посольства флажками красного цвета;
3 группа: Петр привез из Европы некоторые инструменты и оборудование. Но в музее названия стран и привезенные оттуда экспонаты перепутались. Надо привести в соответствие таблички:
Голландия Гравировальный станок
Англия Рубанок
Щипцы для вырывания зубов
Отвес
4 группа: Подвести основные итоги Великого Посольства.
Оценка деятельности в 5-ти балльной системе
Итог урока. Рефлексия. Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями. А насколько вы подружились, узнаем из этих карточек. Пока я подвожу итоги, каждый из вас заполнит свою карточку. Карточки у каждого индивидуальные. (Потом учитель видит плюсы и минусы полученных знаний.)
План урока |
Не очень хорошо понял(а) |
Смогу рассказать на следующем уроке |
Смогу хорошо объяснить товарищу |
Хотел бы больше узнать о |
Детство Петра |
||||
Двоецарствие |
||||
Азовские походы |
||||
Начало царствования |
||||
Великое посольство |
Итоги подводятся на большом «Листе Успеха» по этапам урока и по заработанным баллам. Подсчитывается максимальный балл, выставляются оценки.
Горбачева Вера Александровна