Контрольная работа по литературе за I полугодие (7 класс, УМК В.Я. Коровиной)
Предмет: литература
Класс: 7
Тема урока: Контрольная работа по теме «УНТ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА» (разноуровневые задания)
Вид урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель: проверить и оценить знания учащихся по темам, изученным в I полугодии.
Задачи:
- проверить умение учащихся узнавать, определять, называть теоретические понятия литературы;
- проверить умение определять тему произведения, узнавать героя по описанию, соотносить части композиции и соответствующие им моменты произведения;
- определить уровень знания содержания изученных произведений;
- проверить понимание учащимися связи литературных произведений с эпохой их написания, умение выявлять заложенные в них общечеловеческие нравственные ценности, умение формулировать собственное отношение к литературным героям.
1 уровень
Выберите один правильный вариант ответа. Запишите в виде 1.А; 2.Б…
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. К какому веку относится возникновение древнерусской литературы?
А) 6 век
Б) 11 век
В) 17 век
Г) 19 век
2. С чем связано появление литературы в Древней Руси?
А) с появлением писателей
Б) с появлением письменности
В) с появлением татаро-монгольского ига
Г) с появлением христианства на Руси
3. Как называется литературный прием: красно солнышко, конь вороной, лес дремучий…?
А) метафора
Б) постоянный эпитет
В) сравнение
Г) гипербола
4. Гипербола – это...
А) преувеличение
Б) противопоставление
В) образное определение
5. Узнайте героя былины по описанию:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да чёрна соболя.
А) Микула Селянинович
Б) Вольга Святославович
В) Илья Муромец
6. Как звали героя былины, игравшего на гуслях?
А) Соловей-Разбойник
Б) Вольга
В) Микула
Г) Садко
7. Выберите предложение, являющееся пословицей:
А) Мал золотник, да дорог.
Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
В) Семь пятниц на неделе.
8. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
А) семейное счастье
Б) изображение жизни «маленького человека»
В) реалистическое описание почтовой станции
2 уровень
За каждый правильный ответ – 2 балла.
1. Дайте определение: былина – это...
2. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских»? Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.
3. Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…»
4. Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Определите, какие утверждения верные, какие – нет. Запишите ответы в виде А) +, Б) –
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
А) Пимен – это летописец. Он живет в Чудовом монастыре.
Б) Пимен пишет летопись с целью получить награду от царя.
В) Григорий – подлинный царь земли русской.
Г) Григорию не нравится облик пишущего старца. Спокойный вид старца тревожит его.
Д) Григорию снится сон о том, что вся Москва над ним смеется.
Е) Григорий мечтает о боях, царских пиршествах, власти.
Ж) Пимен говорит о том, что царский венец делает жизнь человека тяжелой.
З) Старец не рассказывает о смерти маленького царевича Григорию.
5. Повесть «Станционный смотритель». Расположите пункты плана в правильной последовательности:
А) Рассказчик говорит с пивоваровой женой.
Б) Самсон Вырин приезжает в Петербург, чтобы найти дочь.
В) Рассказчик знакомится с Дуней.
Г) Ванька рассказывает о судьбе смотрителя.
Д) Рассказчик делится знаниями о жизни станционных смотрителей.
За каждый правильно расположенный пункт плана – 1 балл.
6. Соотнесите части композиции «Песни про ….купца Калашникова» и соответствующие им моменты произведения: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
Ответ запишите в виде а) 1; б) 2…
а) экспозиция | 1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной |
б) завязка | 2) казнь Калашникова |
в) кульминация | 3) рассказ о могиле |
г) развязка | 4) пир у Грозного |
д) эпилог | 5) сцена кулачного боя |
За каждый правильный ответ – 1 балл.
3 уровень
Ответьте на вопрос. За правильный ответ – 6 баллов.
О чём могла думать героиня повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня, посетившая могилу отца?
Шкала перевода в пятибалльную систему.
Максимальное количество баллов за контрольную работу – 35.
«5» - 33-35 баллов
«4» - 26-32 баллов
«3» - 17-25 баллов
«2» - 0-16 баллов
Правильные ответы
1 уровень
1 | Б |
2 | Г |
3 | Б |
4 | А |
5 | А |
6 | Г |
7 | Б |
8 | Б |
2 уровень
1. Былина – это фольклорное поэтическое произведение о русских богатырях и народных героях.
2. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть признаки сказки и жития.
Признаки сказки:
- сказочный зачин;
- постоянные эпитеты;
- загадки и задания для героев;
- есть волшебные помощники (Агриков меч);
- добро побеждает зло.
Признаки жития:
- идеальные образы героев;
- похвальное слово святым;
- жизнь по заповедям Божьим;
- чудеса (исцеление больных);
- необычная смерть героев и посмертные чудеса.
3. Петр І.
4. А) + Б) - В) - Г) - Д) + Е) + Ж) + З) -
5. Д, В, Б, А, Г
6. а) 4; б) 1; в) 5; г) 2; д) 3
3 уровень
Дуня, посетившая могилу отца, могла думать о том, что её приезд был слишком поздним. Отец умер, так и не узнав о счастье дочери. Дуня понимает, что именно их разлука стала причиной этой трагедии. И от этого она испытывает чувство вины и безысходности.