12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

 

  1. Кто из русских правителей является одним из главных героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про… купца Калашникова»?

а.       Владимир Мономах

б.      Иван Грозный

в.      Борис Годунов

г.       Пётр I

 

  1. М.Горький в автобиографической  повести «Детство» рассказывает о людях, с которыми ему пришлось жить и общаться. Эти герои оставили разный след в его душе. Кого из этих героев нельзя отнести к «яркому, здоровому, творческому» в русской жизни?

а.       Бабушка

б.      Дед Каширин

в.      Цыганок

г.       Хорошее Дело

 

  1. В каких произведениях писатели поднимают проблему несправедливого отношения к бедным и обездоленным людям (выберите не менее двух вариантов ответа)

а.       А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

б.      Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

в.      Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

г.       И.С.Тургенев «Бирюк»

д.      А.П.Чехов «Хамелеон»

е.       Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»

 

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин изобразил генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

а.       Иронически

б.      Романтически

в.      Трагически

г.       Сатирически

 

  1. Какие черты характера, поступки соответствуют образу Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? (выберите не менее трёх вариантов ответа)

а.       Учёба не давалась ему

б.      Во время учёбы в бурсе был неистощим на выдумки и изобретателен

в.      Когда напивался, то крушил в доме всё

г.       Был человеком чувствительным и страстным, полностью отдающимся своим чувствам

д.      В бою проявлял полководческий талант, умел рассчитывать свои силы и опасность, грозящую ему

е.       Всегда твёрдо и мужественно переносил любые испытания и наказания

ж.     Главной ценностью для него была его семья

 

  1. А.С. Пушкин создал «Песнь о вещем Олеге» на основе летописного источника. Что в образе Олега  Пушкин домыслил сам, благодаря чему этот образ стал более живым и выразительным?

а.       Князь Олег не раз усмирял воинственных хазар и прибил свой щит на стенах Царьграда (Константинополя)

б.      Князь Олег решил спросить у волхвов, что будет причиной его смерти

в.      Князю Олегу было больно расставаться со своим верным конём

г.       Князь Олег захотел увидеть останки своего коня

 

  1. Какая деталь неоднократно повторяется в рассказе А.А.Чехова «Хамелеон» и помогает автору передать внутреннее состояние полицейского надзирателя Очумелова, а также является символом его власти:

а.       Новая шинель (пальто)

б.      Узелок в руке

в.      Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником

г.       Окровавленный палец

 

  1. Какие художественные задачи выполняет интерьер в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? (выберите не менее двух вариантов ответа)

а.       Пушкин подробно описывает жилище Самсона Вырина, чтобы подчеркнуть его крайнюю бедность и нищету: у него нет денег на то, чтобы хоть мало-мальски прилично обустроить свой быт.

б.      Описание картинок в доме Самсона Вырина позволяет соотнести историю жизни Дуни и ей отца и библейскую притчу о блудном сыне, что придаёт повести философский характер.

в.      Интерьер  используется для характеристики героя, подчёркивает бережливость и хозяйственность Самсона Вырина, ответственное отношение к дому, службе.

г.       Интерьер показывает, что Дуня – девушка расчётливая, стремящаяся к материальному достатку и не дорожащая теплом семейного очага: она с лёгкостью променяла своё бедное жилище на богатую квартиру в Петербурге

д.      Пушкин дважды описывает жилище Самсона Вырина, чтобы подчеркнуть перемены в характере и образе жизни героя: вместе с цветами с подоконника у Вырина пропадает интерес к жизни.

 

  1. Определите, как соотносятся в поэме А.С.Пушкина «Полтава» образы русского императора Петра I и шведского короля Карла XII:

а.       Эти образы соотносятся друг с другом: им свойственны смелость, отвага, целеустремлённость

б.      Эти образы как будто дополняют друг друга: Пётр изображён тщеславным, честолюбивым и эгоистичным человеком, а Карл – щедрым и отзывчивым

в.      Эти образы противопоставлены: Пётр изображён великим государем и гениальным полководцем, человеком сильной воли и духа, а Карл - безвольным и слабым.

г.       Эти образы никак не пересекаются в поэме, каждый идёт своей дорогой, у каждого своя судьба.

 

  1. В повести Л.Н.Толстого «Детство» повествование ведётся от лица Николеньки Иртеньева, о котором можно сказать, что…

а.       Этот герой является точной копией Л.Н.Толстого в детстве

б.      Этот герой, хотя и носит многие черты, свойственные Л.Н.Толстому в детстве, всё же не является его точной копией

в.      Этот герой является носителем черт друга Л.Н. Толстого – Николая Иртеньева

г.       Этот герой является вымышленным образом

 

  1. Каким элементом композиции является следующий фрагмент из стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
"Слазь!
довольно шляться в пекло!"

а.       Завязка

б.      Развитие действия

в.      Кульминация

г.       Развязка

 

  1. Произведение М.В.Ломоносова «… на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является по жанру:

а.       Басней, потому что Ломоносов в аллегорической форме высмеивает недостатки правления императрицы

б.      Балладой, потому что написано на исторический сюжет

в.      Поэмой, потому что довольно велико по объёму, содержит много событий и героев

г.       Одой, потому написано в торжественном стиле и призвано прославить мудрых российских правителей, учредивших науки в России

 

  1. Былины как фольклорные произведения использовали свой набор художественно-выразительных средств для изображения образов богатырей, в которых отразились народные идеалы. Какого художественного средства НЕТ среди использованных в приведённом ниже фрагменте:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

а.       Эпитеты

б.      Сравнение

в.      Гипербола

г.       Олицетворение

 

  1. Речь героев помогает передать образ жизни, черты характера, внутреннего мира героя. Так,  в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» писатель пользуется речевой характеристикой, которая помогает живо представить образы героев:

 

-- Хочешь, айда вечером сегодня ловить! Ну?

-- А можно? -- с надеждой спросил Володя, и уши его порозовели.

-- А чего... -- Яшка сплюнул, вытер нос рукавом.-- Снасть у меня есть. Лягвы, вьюнов наловим... Выползков захватим -- там голавли еще водятся -- и на две зари! Ночью костер запалим... Пойдешь?

 

Каким языковым средством являются выделенные слова, помогающие писателю изобразить деревенского мальчика Яшку?

а.       диалектизмы

б.      фразеологизмы

в.      неологизмы

г.       устаревшие слова

  1. В названии  рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» заложена метафора. Поэтому название многозначно и символично. Какой смысл НЕ ЗАЛОЖЕН в названии рассказа?

а.       Название характеризует цвет мака, красный, как огонь

б.      Название изображает короткую, но яркую жизнь цветка

в.      Название символизирует вечную память о героях, погибших во время войны

г.       Название призывает защищать редкие растения, которые могут погибнуть во время лесных пожаров

 

  1. Соотнесите эпические произведения и место их создания

 

 

А. Англия

А. «Одиссея»

Б. Франция

Б. «Илиада»

В. Древняя Греция

В. «Песнь о Роланде»

Г. Древний Рим

Г. «Калевала»

Д. Древняя Русь

 

Е. Карелия

 

 

Прочитайте стихотворение и выполните задания, требующие краткого ответа

 

Николай Рубцов

Тихая моя родина

В. Белову

 

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

 

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

 

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

 

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

 

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

 

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

 

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

 

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

 

 

 

 

17.         Выпишите однокоренные слова, которые определяют общее настроение и тональность этого стихотворения, помогают передать состояние лирического героя во время приезда на родину.

 

18.         Какие предметы - образы родного края описывает поэт? (Выпишите имена существительные в именительном падеже)

 

19.         Какое художественное средство помогает поэту описать чувство, которое испытывает поэт к своей родине: «Чувствую самую жгучую, самую смертную связь»? (Запишите термин) 

 

20.         Выпишите риторические обращения, которые позволяют поэту передать трепетное, любовное отношение к своему родному краю, из 1 и 7 строф

 

 Спецификация проверочной работы

 

№ задания

Проверяемые знания и умения

1

Даты, факты исторические реалии

2

Темы и проблемы

3

4

Авторская позиция, оценка

5

Характеры героев, средства создания образов

6

7

Детали, предметные образы, символы

8

9

Система образов, образ автора, рассказчика

10

11

Сюжет, конфликт, композиция

12

Жанровые особенности

13

Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические средства

14

15

16

Традиции, новаторство, знаковые имена в мировой литературе

17

Умение определять центральную мысль (образ) стихотворения

18

Умение находить средства, помогающие его создать, определять настроение

19

20

Умение определять художественные средства, использованные поэтом

Ключ к проверке работы

 

№ вопроса

Ответ

Количество баллов

1

Б

1

2

Б

1

3

В, Г

2

4

Г

1

5

Б, Г

2

6

В

1

7

А

1

8

Б, Д

2

9

В

1

10

Б

1

11

А

1

12

Г

1

13

Г

1

14

А

1

15

Г

1

16

А – В, Б – В, В – Б, Г - Е

2

17

Тихая, тихо

2

18

Церковь, река, школа, погост и др. (выписано не менее 2 слов)

2

19

Эпитет

2

20

Тихая моя родина, школа моя деревянная

2

           

 

Критерии оценки

 

Менее 14 баллов – «2»

14 – 20 баллов – «3»

21 – 25 баллов – «4»

26 – 28 баллов – «5»

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 25.07.19 в 19:05 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо, у меня в этм году два седьмых, пригодится!
Стригачева Татьяна Николаевна, 26.07.19 в 13:34 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, Вера Сергеевна! Два года назад разработала этот вариант на основе итогового контрольного теста, который нашла на Статграде для 8 класса. Аналогичный разработала в этом году для 6 класса. На мой взгляд, результаты теста показывают реальный уровень подготовки по литературе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.