Итоговая контрольная работа по литературе (7 класс, УМК В.Я. Коровиной)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
- Кто из русских правителей является одним из главных героев поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про… купца Калашникова»?
а. Владимир Мономах
б. Иван Грозный
в. Борис Годунов
г. Пётр I
- М.Горький в автобиографической повести «Детство» рассказывает о людях, с которыми ему пришлось жить и общаться. Эти герои оставили разный след в его душе. Кого из этих героев нельзя отнести к «яркому, здоровому, творческому» в русской жизни?
а. Бабушка
б. Дед Каширин
в. Цыганок
г. Хорошее Дело
- В каких произведениях писатели поднимают проблему несправедливого отношения к бедным и обездоленным людям (выберите не менее двух вариантов ответа)
а. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
б. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
в. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
г. И.С.Тургенев «Бирюк»
д. А.П.Чехов «Хамелеон»
е. Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»
- М.Е.Салтыков-Щедрин изобразил генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
а. Иронически
б. Романтически
в. Трагически
г. Сатирически
- Какие черты характера, поступки соответствуют образу Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? (выберите не менее трёх вариантов ответа)
а. Учёба не давалась ему
б. Во время учёбы в бурсе был неистощим на выдумки и изобретателен
в. Когда напивался, то крушил в доме всё
г. Был человеком чувствительным и страстным, полностью отдающимся своим чувствам
д. В бою проявлял полководческий талант, умел рассчитывать свои силы и опасность, грозящую ему
е. Всегда твёрдо и мужественно переносил любые испытания и наказания
ж. Главной ценностью для него была его семья
- А.С. Пушкин создал «Песнь о вещем Олеге» на основе летописного источника. Что в образе Олега Пушкин домыслил сам, благодаря чему этот образ стал более живым и выразительным?
а. Князь Олег не раз усмирял воинственных хазар и прибил свой щит на стенах Царьграда (Константинополя)
б. Князь Олег решил спросить у волхвов, что будет причиной его смерти
в. Князю Олегу было больно расставаться со своим верным конём
г. Князь Олег захотел увидеть останки своего коня
- Какая деталь неоднократно повторяется в рассказе А.А.Чехова «Хамелеон» и помогает автору передать внутреннее состояние полицейского надзирателя Очумелова, а также является символом его власти:
а. Новая шинель (пальто)
б. Узелок в руке
в. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником
г. Окровавленный палец
- Какие художественные задачи выполняет интерьер в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? (выберите не менее двух вариантов ответа)
а. Пушкин подробно описывает жилище Самсона Вырина, чтобы подчеркнуть его крайнюю бедность и нищету: у него нет денег на то, чтобы хоть мало-мальски прилично обустроить свой быт.
б. Описание картинок в доме Самсона Вырина позволяет соотнести историю жизни Дуни и ей отца и библейскую притчу о блудном сыне, что придаёт повести философский характер.
в. Интерьер используется для характеристики героя, подчёркивает бережливость и хозяйственность Самсона Вырина, ответственное отношение к дому, службе.
г. Интерьер показывает, что Дуня – девушка расчётливая, стремящаяся к материальному достатку и не дорожащая теплом семейного очага: она с лёгкостью променяла своё бедное жилище на богатую квартиру в Петербурге
д. Пушкин дважды описывает жилище Самсона Вырина, чтобы подчеркнуть перемены в характере и образе жизни героя: вместе с цветами с подоконника у Вырина пропадает интерес к жизни.
- Определите, как соотносятся в поэме А.С.Пушкина «Полтава» образы русского императора Петра I и шведского короля Карла XII:
а. Эти образы соотносятся друг с другом: им свойственны смелость, отвага, целеустремлённость
б. Эти образы как будто дополняют друг друга: Пётр изображён тщеславным, честолюбивым и эгоистичным человеком, а Карл – щедрым и отзывчивым
в. Эти образы противопоставлены: Пётр изображён великим государем и гениальным полководцем, человеком сильной воли и духа, а Карл - безвольным и слабым.
г. Эти образы никак не пересекаются в поэме, каждый идёт своей дорогой, у каждого своя судьба.
- В повести Л.Н.Толстого «Детство» повествование ведётся от лица Николеньки Иртеньева, о котором можно сказать, что…
а. Этот герой является точной копией Л.Н.Толстого в детстве
б. Этот герой, хотя и носит многие черты, свойственные Л.Н.Толстому в детстве, всё же не является его точной копией
в. Этот герой является носителем черт друга Л.Н. Толстого – Николая Иртеньева
г. Этот герой является вымышленным образом
- Каким элементом композиции является следующий фрагмент из стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
"Слазь!
довольно шляться в пекло!"
а. Завязка
б. Развитие действия
в. Кульминация
г. Развязка
- Произведение М.В.Ломоносова «… на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является по жанру:
а. Басней, потому что Ломоносов в аллегорической форме высмеивает недостатки правления императрицы
б. Балладой, потому что написано на исторический сюжет
в. Поэмой, потому что довольно велико по объёму, содержит много событий и героев
г. Одой, потому написано в торжественном стиле и призвано прославить мудрых российских правителей, учредивших науки в России
- Былины как фольклорные произведения использовали свой набор художественно-выразительных средств для изображения образов богатырей, в которых отразились народные идеалы. Какого художественного средства НЕТ среди использованных в приведённом ниже фрагменте:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
а. Эпитеты
б. Сравнение
в. Гипербола
г. Олицетворение
- Речь героев помогает передать образ жизни, черты характера, внутреннего мира героя. Так, в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» писатель пользуется речевой характеристикой, которая помогает живо представить образы героев:
-- Хочешь, айда вечером сегодня ловить! Ну?
-- А можно? -- с надеждой спросил Володя, и уши его порозовели.
-- А чего... -- Яшка сплюнул, вытер нос рукавом.-- Снасть у меня есть. Лягвы, вьюнов наловим... Выползков захватим -- там голавли еще водятся -- и на две зари! Ночью костер запалим... Пойдешь?
Каким языковым средством являются выделенные слова, помогающие писателю изобразить деревенского мальчика Яшку?
а. диалектизмы
б. фразеологизмы
в. неологизмы
г. устаревшие слова
- В названии рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» заложена метафора. Поэтому название многозначно и символично. Какой смысл НЕ ЗАЛОЖЕН в названии рассказа?
а. Название характеризует цвет мака, красный, как огонь
б. Название изображает короткую, но яркую жизнь цветка
в. Название символизирует вечную память о героях, погибших во время войны
г. Название призывает защищать редкие растения, которые могут погибнуть во время лесных пожаров
- Соотнесите эпические произведения и место их создания
|
А. Англия |
А. «Одиссея» |
Б. Франция |
Б. «Илиада» |
В. Древняя Греция |
В. «Песнь о Роланде» |
Г. Древний Рим |
Г. «Калевала» |
Д. Древняя Русь |
|
Е. Карелия |
Прочитайте стихотворение и выполните задания, требующие краткого ответа
Николай Рубцов
Тихая моя родина
В. Белову
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
17. Выпишите однокоренные слова, которые определяют общее настроение и тональность этого стихотворения, помогают передать состояние лирического героя во время приезда на родину.
18. Какие предметы - образы родного края описывает поэт? (Выпишите имена существительные в именительном падеже)
19. Какое художественное средство помогает поэту описать чувство, которое испытывает поэт к своей родине: «Чувствую самую жгучую, самую смертную связь»? (Запишите термин)
20. Выпишите риторические обращения, которые позволяют поэту передать трепетное, любовное отношение к своему родному краю, из 1 и 7 строф
Спецификация проверочной работы
№ задания |
Проверяемые знания и умения |
1 |
Даты, факты исторические реалии |
2 |
Темы и проблемы |
3 |
|
4 |
Авторская позиция, оценка |
5 |
Характеры героев, средства создания образов |
6 |
|
7 |
Детали, предметные образы, символы |
8 |
|
9 |
Система образов, образ автора, рассказчика |
10 |
|
11 |
Сюжет, конфликт, композиция |
12 |
Жанровые особенности |
13 |
Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические средства |
14 |
|
15 |
|
16 |
Традиции, новаторство, знаковые имена в мировой литературе |
17 |
Умение определять центральную мысль (образ) стихотворения |
18 |
Умение находить средства, помогающие его создать, определять настроение |
19 20 |
Умение определять художественные средства, использованные поэтом |
Ключ к проверке работы
№ вопроса |
Ответ |
Количество баллов |
1 |
Б |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
В, Г |
2 |
4 |
Г |
1 |
5 |
Б, Г |
2 |
6 |
В |
1 |
7 |
А |
1 |
8 |
Б, Д |
2 |
9 |
В |
1 |
10 |
Б |
1 |
11 |
А |
1 |
12 |
Г |
1 |
13 |
Г |
1 |
14 |
А |
1 |
15 |
Г |
1 |
16 |
А – В, Б – В, В – Б, Г - Е |
2 |
17 |
Тихая, тихо |
2 |
18 |
Церковь, река, школа, погост и др. (выписано не менее 2 слов) |
2 |
19 |
Эпитет |
2 |
20 |
Тихая моя родина, школа моя деревянная |
2 |
Критерии оценки
Менее 14 баллов – «2»
14 – 20 баллов – «3»
21 – 25 баллов – «4»
26 – 28 баллов – «5»
Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна