Рабочая программа по литературе за 6 класс по УМК В.Я. Коровиной

1
0
Материал опубликован 20 October 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №3»

города Армянска Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель школьного методического объединения

________Поважнюк С.А.

Протокол № 01

от 27 августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______ С.В.Баталова

30 августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____ М.Н.Харланова

Приказ № 385

от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 6

Количество часов в неделю – 3ч.

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Разработчик программы:

Поважнюк Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

 

 

 

Армянск - 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адресность программы.

Рабочая программа курса «Литература. 6 класс» для общеобразовательных школ составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС), требований Примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15, Примерных программ по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011, Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.

Объём программы.

Данная программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

6

3 часа х 34 недели

102 часа

Главные цели изучения предмета «Литература» в 6 классе:

 

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.

Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.

Овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

Задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы в 6 классе:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы в 6 классе;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе, согласно Примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15, художественное произведение и автор, характеры героев.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

УМК (учебно-методический комплект) по литературе для 6 класса:

Программа

Учебник

Электронные ресурсы

Книга для учителя

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций( Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,

В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.

Литература. 6 класс.

Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе.

В 2 ч./ (В.П.Полухина, В.Я.Коровина,

В.П.Журавлев, В.И.Коровин); под ред. В.Я.Коровиной. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

CD-диск «Фонохрестоматия 6 класс» к учебнику

В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (1,2 часть). -М.: Просвещение, 2014.

Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под ред. В.Я.Коровиной/

авт-сост.

А.Н.Замышляева. - Волгоград: Учитель, 2014

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

оценивать свои и чужие поступки.

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владении основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

планированию пути достижения цели.

установлению целевых приоритетов.

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

учитывать условия выполнения учебной задачи.

выделять альтернативные способы достижения цели.

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

аргументировать свою точку зрения.

задавать вопросы.

осуществлять контроль.

составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями Примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15,предметными результатами изучения предмета «Литература» в 6 классе являются умения:

определять тему и основную мысль произведения ;

владеть различными видами пересказа;

пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских

взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом;

анализа и интерпретации художественного текста;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения,

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выразительно прочтите следующий фрагмент;

определите, какие события в произведении являются центральными;

определите, где и когда происходят описываемые события;

опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

Читательское развитие школьников, обучающихся в 6 классах, соответствует первому уровню.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

3 часа в неделю

102 часа
 

Введение (1 час).

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

Обрядовый фольклор

Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки— малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи №1

Домашнее сочинение №1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 часов)

А. Дмитриев

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение

произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»;

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;

А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Развитие речи № 2,3

Внеклассное чтение № 1,2

Контрольное классное сочинение №1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»;

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

В.М.Шукшин.

Рассказы. «Странные люди – герои Шукшина»

Родная природа в русской поэзии XX века.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Развитие речи № 4

Домашнее сочинение №2

Внеклассное чтение № 3,4

Контрольное классное сочинение № 2

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 часа)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 часов)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен». «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ – 4 часа

Контрольная работа №1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ И

НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Раздел

Содержание учебной темы

Теория

Всего

часов

ВВЕДЕНИЕ.

Художественная литература как одна из форм освоения мира.

 

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора.

Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

4

ИЗ ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Русские летописи «Повесть временных лет».

«Сказание о Белгородском киселе».

Летопись (развитие представления).

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русская басня. Особенности языка 18 столетия.

И.И. Дмитриев. «Муха».

И.А. Крылов. «Листы и корни»,«Ларчик», «Осёл и Соловей»

Басня. Аллегория (развитие представлений).

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимнее утро», «И.И.Пущину».

Роман «Дубровский».

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Ф.И.Тютчев. «Листья» «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся».

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь»,«Учись у них – у дуба, у березы…»

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Историческая поэма «Дедушка».

Н.С.Лесков. Сказ «Левша»

А.П.Чехов «Толстый и тонкий».

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла».

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».

Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Диалог. Строфа (начальные представле­ния). Юмор (развитие понятия). Сказ как форма повествования (начальные представления).

Пейзажная лирика (развитие понятия). Стихотворные размеры.

44

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

А.С.Грин «Алые паруса».

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша…».

Д.С.Самойлов «Сороковые».

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

В.Г.Распутин «Уроки французского».

В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики».

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

А.А.Блок. «Летний вечер»

С.А.Есенин. « Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша».

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Речевая характеристика героя. Рассказ, сюжет (развитие поня­тия). Ирония (начальные представле­ния).

Лирика как род литературы (развитие представления).

Символическое содержание пейзажных образов.

29

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

2

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». «Подвиги Геракла»

Геродот. «Легенда об Арионе».

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Герой-повествователь (развитие понятия). Миф. Отличие мифа от сказки. Притча (начальные представ­ления).

11

ПОВТОРЕНИЕ.

ОБОБЩЕНИЕ

   

4

ИТОГО

   

102

ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Обязательные

виды работ

Количество работ

Тема контроля

Форма контроля

Классное сочинение

2

Классное сочинение по роману №1

А.С.Пушкина «Дубровский»

"Почему роман "Дубровский" можно назвать романом о защите человеческой личности?"


 

( Над чем заставил меня задуматься роман А.С.Пушкина «Дубровский»)

Контрольное классное сочинение  №2

«Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

Текущий

контроль

Домашнее

сочинение

2

Контрольное домашнее

сочинение №1

Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Контрольное домашнее

сочинение №2

Отзыв на прочитанное произведение (А.Грин "Алые паруса", А. Платонов "Неизвестный цветок").

Текущий

контроль

Контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа № 1 за курс 6 класса

Текущий

контроль

Тематический план

Наименование разделов

Уч.

часы

Контр.

работы

Кл.

сочинения

Дом.

сочинение

Вн. чтение

Развитие речи

1

Введение.

1

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество.

4

-

-

1

-

1

3

Из древнерусской литературы.

2

-

-

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века.

5

-

-

-

 

-

5

Из русской литературы XIX века.

44

-

1

-

2

1

6

Из русской литературы XX века.

29

-

1

1

2

2

7

Из русской литературы народов России

2

-

-

-

-

-

8

Зарубежная литература.

11

1

-

-

 

-

9

Повторение

4

         
 

ИТОГО

102

1

2

2

4

4

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Колчас

Дата

провед.

Тема урока. Основное содержание

Теоретические понятия

 

план

факт

Введение (1час)

1.

 

   

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира. Литература и другие виды искусства. Художественное произведение. Автор и герои.

Автор, герои, выражение авторской позиции

Устное народное творчество (4 часа)

2.

 

   

Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорных образов и нравственных идеалов на развитие литературы.

Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

3.

     

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.  

4.

     

Загадки. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Загадка как малый жанр фольклора.


 

5.

     

Развитие речи №1

Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

6.

     

Русские летописи «Повесть временных лет». Связь литературы с фольклором.

Летопись.

7.

     

Анализ сочинений

«Сказание о Белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 часов)

8.

     

Русская басня. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. Развитие понятия об аллегории. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

Басня.

Аллегория и мораль в басне.

9.

     

И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

Аллегория, живописец-жанрист.

10.

     

И.А. Крылов. Басня «Ларчик».

Критика мнимого  «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Басня,

аллегория, мораль, олицетворен.

11.

     

И.А. Крылов. 

«Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

Басня,

аллегория, мораль, олицетворен.

12.

     

"Весёлое лукавство ума" - урок-викторина по творчеству И.А. Крылова. 

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа)

13.

     

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика.

Лирика

14.

     

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Эпитет,

метафора, композиция,

вольнолюбивая лирика

15.

     

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Тема, идея

Эпитет, сравнение, метафора, антитеза.

16.

     

Лирика А. С. Пушкина. Двусложные размеры стиха.

Ямб, хорей.

Виды рифмовок: перекрёстная, кольцевая (опоясывающая), парная.

17.

     

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». 

Тема, идея стихотворения, композиция, двусложные размеры стиха

18.

     

А.С. Пушкин.  Роман «Дубровский».

Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова  ( гл. I-IV).

Повесть, роман, сюжет,

19.

     

 Роман «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести (гл. V-VII).

Композиция, эпизод.

20.

     

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

Совесть, справедливость, честь, деспотизм, произвол.

21.

     

Роман «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши (гл. VIII- XII ).  

Подготовка к классному сочинению по произведению

Композиция, эпизод, порядочность, самопожертвование.

22.

     

Развитие речи №2

Роман А.С.Пушкина «Дубровский».

Подготовка к классному сочинению по произведению

Благородство против подлости в произведении А.С.Пушкина.

Над чем заставил меня задуматься роман «Дубровский»

Композиция, эпизод.

23.

     

Классное сочинение по роману №1

А.С.Пушкина «Дубровский»

"Почему роман "Дубровский" можно назвать романом о защите человеческой личности?"

( Над чем заставил меня задуматься роман «Дубровский»?)

 

24.

     

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести.

 

25.

     

А. С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка» Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Антитеза, сюжет, композиция повести

26.

     

Анализ сочинений.

Внеклассное чтение №1

Вн. чт. №1

Урок – читательская конференция по теме А.С.Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина»: «Метель»

 

27.

     

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное направление и композиция стихотворения.

 

Антитеза.

2-х и 3-х сложные размеры

(дактиль,

амфибрахий, анапест).

28.

     

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

 

29.

     

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы». Развитие представлений о балладе.

 

30.

     

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха.

Хорей, ямб;

дактиль,

амфибрахий, анапест.

31.

     

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Духовная красота, национальный характер, суеверия.

32.

     

И.С.Тургенев.  «Бежин луг».  Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

Рассказ, сюжет.

33.

     

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Пейзаж, гармония.

34.

     

И.С.Тургенев. "Записки охотника".

Цикл рассказов, национальный характер.

35.

     

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Стихотворение «Неохотно и несмело…"

Лирический герой, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

36.

     

Ф.И.Тютчев.  Стихотворения «Листья»,    «С поляны коршун поднялся». Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. Обучение анализу одного стихотворения.

Пейзажная лирика, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

37.

     

 А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Опять незримые усилья…»  

Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь».

Пейзажная лирика, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

38.

     

А.А.Фет.  «Учись у них – у дуба, у березы…»

Природа как мерило человеческой нравственности.

Пейзажная лирика, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

39.

     

Н.А. Некрасов.  Краткий рассказ о писателе. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа.

Стихотворные размеры Диалог. Строфа, композиция,

эпиграф

40.

     

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя.

Стихотворные размеры Диалог. Строфа, композиция.

41.

     

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие языка  поэзии.

Народность лирики

42.

     

Внеклассное чтение №2

Вн.чт. №2

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

Поэма

(начальное понятие)

43.

     

Н.С.Лесков.  Слово о писателе.  «Левша» . Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования.

Сказ

Ирония

44.

     

Н.С.Лесков.  «Левша». (главы I-X). Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша.

Ирония, талантливость патриотизм.

45.

     

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». (главы XI- XX). Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера в России.  

Ирония, талантливость патриотизм.

46.

     

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».

Сказ,

ирония, патриотизм,

лжепатриотизм.

47.

     

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова

Ирония, гипербола, оксюморон, гротеск.

48.

     

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» 

Почему Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего»?

Сказ как форма повествования Ирония.

49.

     

А.П. Чехов. Литературный портрет

писателя.

Псевдоним, юмор, сатира.

50.

     

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

Рассказ, юмор,

художественная деталь.

51.

     

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Рассказ, юмор,

художественная деталь.

52.

     

А.П.Чехов.  «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Юмор

53.

     

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. 

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

Лирика как род

литературы,

пейзажная лирика.

54.

     

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Пейзажная лирика, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

55.

     

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».  

Пейзажная лирика, эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

56.

     

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…»

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов)

57.

     

Внеклассное чтение №3

Вн.чт. №3

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор»

Рассказ

58.

     

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Сказка - феерия

59.

     

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые

паруса».

Сказка - феерия, символика произведения

60.

     

Душевная чистота главных героев книги  А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Сказка - феерия, символика произведения

61.

     

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.«Неизвестный цветок». Прекрасное  - вокруг нас.

Писатель-философ, рассказ.

62.

     

«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова (по рассказам "Цветок на земле" и "Железная старуха").

 

63.

     

Развитие речи №3

Подготовка к домашнему сочинению

«Отзыв на прочитанное произведение» (А.Грин "Алые паруса", А. Платонов "Неизвестный цветок" - по выбору учащихся).

 

64.

     

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Слово о поэтах – фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь, Алеша…».

Эпитет, сравнение, метафора, стих. размер

65.

     

Анализ домашнего сочинения

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»;

Д.С.Самойлов «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Тропы

66.

     

Внеклассное чтение №4

Вн.чт. №4

А.А. Лиханов. «Последние холода».      Дети и война.

 

67.

     

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

«Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Эпизод,

фабула,

понятие

"нравственные проблемы"

68.

     

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы рассказа. Самобытность героев рассказа.

Юмор, герой-повествова тель.

69.

     

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Самобытность героев рассказа (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна).

Юмор

70.

     

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Юмор

71.

     

В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Рассказ,

сюжет,

герой-повествова

тель

72.

     

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Рассказ,

сюжет,

герой-повествователь

73.

     

Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Нравствен

ность, безнравственность.

74.

     

Развитие речи №4

Р.р. №4   Подготовка к контрольному сочинению. «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и

В. Распутина».

 

75.

     

Контрольное классное сочинение  №2

«Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

 

76.

     

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей. Подготовка к проекту(В.Корнилов "Искра", М.Базанков "Самая сладкая рябина", И.Миксон "Жила, была".

Историческая память, патриотизм, преемствен

ность поколений.

77.

     

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей. Проект (В.Корнилов "Искра", М.Базанков "Самая сладкая рябина", И.Миксон "Жила, была".

Историческая память, патриотизм, преемствен

ность поколений.

78.

     

Писатели улыбаются.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

 

79.

     

Образ "странного" героя в творчестве В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

 

80.

     

Ф. Искандер.  Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники.

 

81.

     

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе    

Юмор, конфликт.

82.

     

Родная природа в русской поэзии 20 века. 

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер» и др. Поэтизация родной природы.

Эпитет, сравнение, метафора, стихотворные размеры, пейзажная лирика

83.

     

С.А.Есенин. Слово о поэте. « Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств  в  лирике С.А.Есенина.

Эпитет, сравнение, метафора, стихотворные размеры, пейзажная лирика

84.

     

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения..

Эпитет, сравнение, метафора, стихотворные размеры, пейзажная лирика

85.

     

Н.М.Рубцов «Звезда полей». Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Эпитет, сравнение, метафора, стихотворные размеры, пейзажная лирика

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 часа)

86.

     

Из литературы народов России

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.

 

Общечеловеческое и общенациональное в литературе.

87.

     

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Тема бессмертия народа.

Общечеловеческое и общенациональное в литературе.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 часов)

88.

     

Мифология  и ее влияние на возникновение и развитие литературы. 

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

«Яблоки Гесперид».

Мифология (повторение)

89.

     

Геродот. Слово о писателе историке. «Легенда об Арионе».  Отличие мифа от сказки.

Отличие мифа от сказки

90.

     

Гомер. Слово о Гомере.  «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Героический

эпос

91.

     

Гомер. Поэма «Одиссея» Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Героический

эпос

92.

     

М. де Сервантес  Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Роман

Сюжет идея проблемы

93.

     

М. де Сервантес  Сааведра.  «Дон Кихот». Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как  пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

 

94.

     

Ф.Шиллер.  Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

 

95.

     

Марк Твен. «Приключения

Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

 

96.

     

П.Мериме. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении «Маттео Фальконе».

Новелла

97.

     

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка- притча. Маленький принц. Его друзья и враги.

 

98.

     

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка- притча. Маленький принц. Его друзья и враги.

 

99.

     

Повторение изученного за курс 6 класса. Подготовка к контрольной работе

 

100

     

Итоговая контрольная работа № 1

за курс 6 класса

 

101

     

Анализ итоговой контрольной работы

Повторение. Обобщение.

 

102

     

Повторение. Обобщение.

Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.