Контрольная работа по литературе за I полугодие для обучающихся 10 класса
КР-лит-1 полугодие-10 класс-1DOC / 58 Кб
КР-лит-1 полугодие-10 классDOC / 50 Кб
Контрольная работа по литературе за первое полугодие (10 класс). Вариант 1.
Фамилия, имя, класс --------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 1. Определите, в биографии какого писателя / поэта есть данный факт (5 баллов):
А) Был арестован и отправлен в ссылку в своё родовое имение, где провёл около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный в связи со смертью Н.Гоголя, а главной причиной ареста и ссылки стал цикл рассказов. (-------------------- )
Б) В 17 лет – тетрадь лирики и рукопись романа. С ними приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил – в университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета. ( ---------------- )
В) В один день, потрясший юношу до глубины души, он превратился из русского дворянина в иностранца-разночинца, лишился общественного положения и всех сословных привилегий.( -------------------- )
Г) Совершил двухлетнее кругосветное путешествие в качестве секретаря при адмирале Е.Путятине на военном корабле. ( -------------------- )
Д) После окончания университета (1822) отправляется за границу в составе дипломатической миссии и служит вдали от родины в течение 20 лет. Только в 1844 г. возвращается в Россию.( -------------------- )
Задание 2. Разгадайте кроссворд (5 баллов):
| | | | | | | | | | | 10 | |
| | | | | | | | 5 | | | | |
| | | 4 | | | | 9 | | | | | |
| | | | | 2 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | 7 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
1.Писатель, создающий произведения для театра.2. Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.3.Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков.4.Последовательность событий в художественном произведении. 5.Звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях. 6.Изображение внешнего облика героя в художественном произведении.7.Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк.8.Приём звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе.9.И жанр прозы, и мужское имя.10.Трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Задание 3. Установите соответствие между предложениями и изобразительными средствами языка, которые употреблены в них. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (2 балла)
А | Б | В | Г | Д | |
| | | | | |
Предложения | Изобразительно-выразительные средства языка | ||||
А)Величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. (И.Тургенев) | 1. Анафора. 2. Сравнение. 3.Гипербола. 4.Эпифора. 5.Эпитет. 6.Антитеза. 7.Риторический вопрос. 8.Метафора. 9.Перифраз. | ||||
Б)Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть. (Ф.Тютчев) | |||||
В)Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов) | |||||
Г)Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? (А.Островский) | |||||
Д)Только в мире и есть, что тенистый дремлющий клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый детски задумчивый взор. (А.Фет) |
Задание 4. Кто так характеризуется (описывается) в изученных вами произведениях? Укажите имя героя /героини (фамилию, если есть) и название произведения, в котором он/она встречается. (5 баллов)
А) Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле; и сам на землю матушку похож он: шея бурая… Кирпичное лицо, рука – кора древесная, а волосы – песок. (___________________________________________________________________________)
Б) Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. ( ___________________________)
В) Но он всё собирался и готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности…
( ----------------------------------------------------------)
Г)Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. (--------------------------------------------------------------------)
Д)Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь.
(----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------)
Задание 5.Вставьте пропущенные слова (5 баллов):
А) Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век (----------------- )...
Б) Крестьянское ( ___________) выносливо, а временем есть и ему конец.
В) ( -------------) (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит...
Г) Нельзя играть в жизнь, как в ( ----------------)! [...] Не шути с ней – расплатишься!..
Д) Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в ( --------------- ): есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса.
Задание 6.Дайте письменный ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов (опора на изученный в первом полугодии текст обязательна) в объёме 10 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности. (4 балла)
Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства слова?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы оказывать влияние на общество?
Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?