Контрольная работа по ОГСЭ.01 Основы философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА»
(ГБПОУ «ГКПТиП»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ОП 04 Основы экологического права
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Руководитель работы:
________________________
________________________
Выполнил(а) студент(ка):
Группы___ ПОСО (9)
курса заочного обучения
_________________________
Работа выполнена
с оценкой ________________
__________________ 2021г.
Грозный 2021г
Перечень заданий для промежуточной аттестации по дисциплине «Основы экологического права»
Часть1 Выберите один или несколько правильных ответов(выделите жирным шрифтом)
Вопросы: | Ответы: |
1.Субъектами экологического права выступают: | 1.земля, животный и растительный мир; |
2.Комплексное природопользование является формой: | 1.коллективного природопользования; |
3.Нормативно-правовой акт, устанавливающий экологические права и обязанности субъектам экологического права: | 1.Конституция РФ; |
4. К объектам природопользования относятся: | земельный участок, принадлежащий ООО «Чапрага» на праве собственности; земельный участок, сдающийся в аренду; предприятие, принадлежащее ООО «Чапрага» на праве собственности; договор аренды участка лесного фонда. |
5. На каких основаниях НЕ возникает право природопользования: | лицензия на пользование природного объекта; на основании закона; договор на пользование природными ресурсами; на основании нормативов воздействия на окружающую среду. |
6. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды субъектами права природопользования наступает ответственность: | административная; уголовная; дисциплинарная; все вышеперечисленное; |
7. Существуют следующие виды права природопользования: | право общего природопользования; право индивидуального природопользования; право общественного природопользования; право специального природопользования. |
8. К основным концепциям о взаимодействия общества и природы НЕ относятся: | 1. концепция глобального управления; 2. концепция ограничения; 3. органическая концепция; 4. концепция экологических революций. |
9. К условиям перехода права природопользования относятся: | неизменность цели природопользования; истечение срока природопользования; использование объекта правопреемниками для собственных нужд; договор на пользование природными ресурсами. |
10. Что относится к задачам нормирования? | Утверждение оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды Биологические показатели состояния окружающей среды Неизменность цели природопользования Использование природного ресурса незаконным образом |
11. Какая концепция ограничивает экономическое развитие и народонаселение: | А) концепция глобального управления; Б) концепция ограничения; В) концепция экологическое революции; Г) концепция устойчивого развития. |
12. В качестве какого субъекта права выступают граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства: | А) Общего природопользования; Б) Специального природопользования; В) Частного природопользования; Г) Особого природопользования. |
13. К видам субъекта права природопользования не относится: | А)общий; Б)специальный; В)комплексный Г)особенный. |
14. Какое право НЕ имеют природопользователи: | А) Пользоваться предоставленными природными ресурсами; Б) Иметь в собственности добытые ресурсы (объекты); В) Право следования сервитута при смене собственника; Г) Возводить на полученных земельных участках (в зависимости от их целевого назначения) жилье и другие постройки. |
15. К условиям перехода права природопользования не относится: | А)использование объекта правопреемниками для собственных нужд; Б)истечение срока природопользования; В)неизменность цели природопользования; Г)отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом. |
16. Что относится к обязанностям граждан в сфере природопользования | Сохранение природы и окружающей среды Представление исков в суд о возмещении вреда Бережно относиться к природе и природным богатствам |
17. Что не является видом права природопользования: | А) Комплексное природопользование; Б) Общее природопользование; В) Международное природопользование; Г) Специальное природопользование. |
18. К иным нормативам в области охраны окружающей среды не относятся: | А)нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; Б)нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ; В)нормативы качества окружающей среды; Г)нормативы допустимых физических воздействий. |
19. Основаниями прекращения права природопользования не являются: | А) Изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд; Б) Переход права природопользования от одного лица к другому; В) Смерть гражданина или ликвидация юридического лица; Г) Истечение срока природопользования. |
20. К обязанностям природопользования не относятся: | А) Препятствование нарушениям в сфере экологического контроля; Б) Своевременно вносить плату за пользование ресурсами; В) Возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб; Г) Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов. |
21. В каком году была принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию? | 1992 1996 1993 1994 |
23.Природопользование это: | 1.объект права природопользования; 2.субъект права пользования; 3.объективная сторона права пользования; 4.субъективная сторона. |
24. Основная единица” водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации | водные ресурсы водный объект водохозяйственный участок речной бассейн |
25. Статус субъекта природопользования определяется: | 1.правами и ответственностью; 2.гарантиями и требованиями; 3.правами и обязанностями; 4.полномочиями и правами. |
26. Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера – это: | экологическая безопасность; экологическая ситуация; экологический риск; экологическое бедствие. |
27. Общий надзор за соблюдением экологического законодательства и уголовное преследование за совершение экологических преступлений, предусмотренных УК РФ, осуществляет: | Министерство природных ресурсов и экологии России; полиция; прокуратура; суд. |
28. Для возникновения права природопользования не требуется заключение договора и принятие решения в случае, если водный объект используется для: | а) забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) подъема затонувших судов; в) забора водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; г) забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения. |
29. К нормативам качества окружающей среды не относятся: | а) нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; б) нормативы допустимых выбросов; в) нормативы допустимых физических воздействий; г) нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды. |
30. Проекты лимитов разрабатываются: | а) организациями, предприятиями; б) Министерством природных ресурсов и экологии РФ; в) органами исполнительной власти в сфере природопользования; г) органами местного самоуправления. |
31.К какой категории объектов экологического права относится окружающая природная среда в целом: | 1.дифференцированные; 2.особо охраняемые; 3.охраняемые; 4.интегрированные. |
32.Природопользование это:
| 1.сфера общественно-производной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов; 2.научное направление, изучающие принципы рационального использования природных ресурсов; 3.воздействие человека на окружающую среду, вследствие ведения своей деятельности; 4.процесс ведения деятельности общества в сфере экологического права. |
33. Какой нормативно-правовой акт регулирует основания прекращения права природопользования | ФЗ “Об охране окружающей среды” ФЗ “ О лицензировании” ФЗ “Об отходах производства и потребления” ФЗ “О защите прав юридических лиц и ИП” |
34. Лимит на право природопользования это: | 1.система экологических ограничений на изъятие природных ресурсов, выбросов и сбросов отходов; 2.прекращение действия лицензии, в соответствии с которой природопользователь утрачивает свои права; 3.запрет на добычу полезных ископаемых из недр; 4.запрет на пользование природными ресурсами. |
35. На каком основании возникает право природопользования: | 1.на основе юридических фактов; 2.на основе фз; 3.на основе выдачи лицензии; 4.нет оснований для возникновения права природопользования. |
36. Выделите обязанности субъектов права природопользования: | рациональное пользование природными объектами и ресурсами 2. сохранять природу и окружающую среду; 3. бережно относиться к природе и природным богатствам; 4 . предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде |
37. Укажите основания прекращения права природопользования | изъятие природного объекта из пользования (для государственных и муниципальных нужд); использование объекта правопреемниками для собственных нужд; отсутствие надобности в использовании или добровольный отказ от использования |
38. Какие основные функции выполняет лицензия, как основание возникновения права природопользования: | служит разрешением природопользователю заниматься соответствующей деятельностью определяет некоторые условия будущего договора устанавливает ответственность за нарушение экологического законодательства |
39. Концепция экологических революций предусматривает: | а) единство и тесную взаимосвязь материального мира. б) невозможность движения развивающихся стран по тому пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны в) качественные изменения в мышлении человека, а не потрясения в сфере научного, экономического, политического или социального развития общества |
40. Концепция, которая базируется на идее единства и тесной взаимосвязи материального мира, сторонники которой предлагают создать над государственный орган? | а) концепция ограничения; б) концепция глобального управления; в) концепция экологической революции; г) концепция устойчивого развития и охраны окружающей среды. |
Часть 2
Ситуации и задания для проверки компетенций по дисциплине
Задание №1
Областным комитетом по охране окружающей среды была назначена экологическая экспертиза проекта строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под строительство, находился в трех километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.
Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в областной комитет с протестом по поводу того, что население микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никоим образом не было информировано о предполагаемом строительстве и представители общественности города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого воздействия на окружающую среду в случае его осуществления.
Насколько обоснованными являются претензии общественных организаций?
Решение:
В соответствии с федеральным Законом «об охране окружающей среды», Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений
в решении задач охраны окружающей среды;
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
В соответствии со статьей 12 федеральным Законом «об охране окружающей среды» Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии со статьей 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Следовательно, претензии общественной организации являются обоснованными.
Задание №2
Прокурор Волжской межобластной прокуратуры предъявил в областной арбитражный суд иск к предприятию коммунального хозяйства г. Самары о возмещении вреда, причиненного водным ресурсам Волжского бассейна сбросом неочищенных сточных вод. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что по данным вопросам отсутствует официально утвержденная методика подсчета ущерба.
Какие существуют способы подсчета вреда природной среде?
Вправе ли прокурор выступать истцом по делам о возмещении вреда, причиненного природной среде?
Оцените правильность решения суда.
Решение:
Арбитражный суд необоснованно отказал в удовлетворении иска на том основании, что по данным вопросам отсутствует официально утвержденная методика подсчета ущерба.
Однако в настоящее время действует Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства"2.
Суды рассчитывают размер вреда в таких случаях именно на основании данной методики.
Экологическое законодательство исходит из принципа полного возмещения экологического вреда и из трех способов такого возмещения: возмещение убытков; оплата стоимости восстановительных работ; возмещение вреда в натуре.
Существуют объективные трудности оценки и подсчета нанесенного ущерба отдельным категориям природных ресурсов. По ранее действовавшему Закону "Об охране окружающей природной среды" при определении величины вреда здоровью граждан учитывались степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности; затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией3.
ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка - участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. - восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.
Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом.
Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.
Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая - на наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденных распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.
Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам - также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.
Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.
По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями. В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.
При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде. Прокурор вправе обращаться в суд по таким делам.
Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.
Задание №3
Управление охотничьего хозяйства обратилось в суд с иском к гражданину Саламову о взыскании ущерба, причиненного незаконной охотой, в размере 1 210 000 руб. В суде стороны заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения на следующих условиях: представитель охоту правления отказывается от иска, а С. обязуется в срок 3 месяца реализовать принадлежащий ему снегоход «Буран» не менее чем за 300 000 руб. и перечислить вырученные деньги на расчетный счет истца. Суд утвердил мировое соглашение, считая, что его условия не противоречат закону и не ущемляют ничьих прав.
Дайте оценку позиции суда.
Решение:
Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.
Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.
Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий - землетрясений, наводнений и т.п. Подчеркнем, что экологический вред имеет другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.
Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.
Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и, соответственно, должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.
Задание №4
Окружающие курорт Белокуриха горы (Алтайский край) в большей части покрыты деревьями, покрытыми руками человека, что явно прослеживается в виде стройных рядов деревьев. Является ли такая совокупность деревьев лесом и объектом экологического права? Назовите критерии, по которым объекты природы отличаются от неприродных объектов, и покажите это на примерах.
Решение:
Совокупность деревьев, покрывающих горы вокруг курорта «Белокуриха» можно отнести в соответствии со статьей 56 Лесного Кодекса РФ к лесам первой группы. А значит, данные насаждения являются объектом экологического права. Квалификация предмета материального мира в качестве природного объекта является определяющей для правильного определения характера возникающих отношений. Природные объекты являются обязательными элементами экологических отношений, они либо выступают в качестве непосредственного объекта отношений, либо их охрана является конечной целью возникших отношений. Их отсутствие означает, что общественные отношения носят иной, не экологический, характер. В связи с этим важное практическое значение имеют признаки, позволяющие отграничить природные объекты от антропогенных. Природный объект в отличие от товарно-материальных ценностей обладает тремя признаками: естественное происхождение, взаимосвязь с экологической системой природы, выполнение экологической функции. Естественное происхождение природных объектов исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы и ее составных частей — атмосферы, гидросферы, литосферы, топосферы, появление растительного и животного мира, человека. Результатом данного процесса стала одна из важнейших особенностей природных объектов, отличающих их от антропогенных, — отсутствие у первых стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи, их неповторимости, не воспроизводимости, необратимости изменений, производимых в природной среде. Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления и воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (искусственно насаженные леса, дикие животные, выпущенные в угодья для постоянного обитания). Но такая деятельность не создает, а возвращает то, что когда-то потреблялось человеком. Такие природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение, называются природно-антропогенными объектами и подлежат охране наряду с природными. Решающее значение имеет второй признак — экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей природной среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить природные объекты от тех объектов, которые, имея естественное происхождение, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с природной средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи.