Конспект вводного урока по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии: Философия, ее предмет и роль в обществе»

3
0
Материал опубликован 18 November 2020 в группе

Конспект вводного урока по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»: «Философия, ее предмет и роль в обществе».

Все науки более необходимы, нежели философия,

но лучше ее нет ни одной (Аристотель)

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательные: сформировать знания о становлении философии из мифологии; познакомить студентов с целями, особенностями, правилами проведения дискуссии; учить культуре дискуссии.

Развивающие: способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов; формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов; развивать творческую активность студентов; прививать навыки самостоятельной творческой выработки решений.

Воспитательные: способствовать формированию философской мысли будущего специалиста; формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности; воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе; воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

Информационное обеспечение урока:

- Компьютер, проектор, экран.

- учебник А.А. Горелов «Основы философии», - М., Академия, 2016.

- Философский словарь терминов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия (студентам демонстрируются подготовленные материалы для обсуждения).

3. Изучение нового материала:

1. Становление философии.

2. Предмет философии.

3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.

4. Функции философии.

4.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос).

5.Подведение итогов, оценка работы студентов.

6.Домашнее задание.

Цитаты для обсуждения (на экране):

«Секрет счастья не в том, чтобы постоянно хотеть большего, а в том, чтобы приучить себя довольствоваться малым» (Сократ);

«Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если нервничаете, вы живете в будущем. Если спокойны – живете в настоящем» (Лао-Цзы);

«Какова у человека философия, такова и жизнь. Как постелешь, так и выспишься» (Виктор Гюго);

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный путь; путь подражания – это самый легкий и путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций);

«Любознательность создает ученых и поэтов» (А.Франс);

«Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Источник счастья нужно искать в себе» (Эпикур).

Притча: «Падать и подниматься».

Ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Пока живешь!



Притча: «Иголки в стоге сена».

Однажды одного мудреца спросили, в чем секрет его мудрости, в чем он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он ненадолго задумался, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, и возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголки».

После обсуждения цитат и притч определяется тема урока.

Изучение нового материала:

1.Становление философии.

Философия - это древнейшая наука, и в то же время молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы, не философствовали. Но чаще всего, мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской ситуацией.

Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; умей посмотреть на себя искренно.

Главными философскими вопросами великий немецкий философ И. Кант считал следующие:

1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - развивающаяся наука. Цель философии – все более глубокое проникновение в сущность законов природы, общества и человеческого мышления. Знание о будущем мира и человека лежит на путях такого поиска. Наша задача – убедить в этом.

Любой пытливый человек может приобщиться к философии, если представится подходящий случай. «Как бы ни был далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина, объясняющая почему он живет именно так, а не иначе»( Али Апшерони). Несмотря на уважительное в целом отношение к наукам в нашем обществе, многие люди полагают, что в современной культуре философия должна занимать особое место. Любая дисциплина способна научить мыслить, но, ни одна из них не сравнится в этом с философией. Только философия способна превратить нас в подлинно свободных людей. Свободных от желания быть бездумным винтиком общества, свободных от навязчивых нам обычаев, свободных в выборе своего пути, способных осознавать глобальный смысл окружающего нас мира, частью которого мы являемся. По словам великого нидерландского философа Спинозы «цель философии – истина. Самое важное в жизни – свободное познание мира». Возможно, многие изначально не видят этого освобождающего действия философии. Философ не предлагает окончательных истин, он расшатывает предвзятость и пробуждает способность мыслить. Любой настоящий философ бесстрашно принимает вызов, если речь идет об изменении наших взглядов. Философия стремится не только объяснить, каков мир, но и заставить нас думать о том, каким бы мы хотели его видеть в идеале. Всякий человек полагает, что он умеет думать, и ему очень трудно сознавать, что можно научиться думать правильно. Сейчас, как и 2500 лет назад, научиться философски мыслить – значит научиться вести диалог, чтобы испытывать знания на прочность.

Общепризнанно, что философия возникла в VI веке до н.э. в Древней Греции. Время около 500 г. до н.э. – уникальный период не только в греческой, но и во всемирной истории. Немецкий философ К.Ясперс характеризовал его как «осевое время», когда были разработаны основные категории, которые мы используем в процессе нашего мышления и сегодня. Тогда же заложены основы мировых религий. Древнегреческая философия появилась как одно из великих открытий «осевого времени». Вместе с тем она с самого начала обладала качествами, существенно отличавшими ее от других феноменов эпохи. «Философия признается учеными порождением эллинического гения. Действительно, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналогии у других народов Востока, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (верования и религиозные культы, ремесла различной природы, технические возможности разнообразного применения, политические институты, военные организации и т.п.), то касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего».

Термин философия образован из двух греческих слов – филео (любовь) и софия (мудрость). Таким образом, философия означает буквально «любовь к мудрости». По традиции считается, что слово «философ» в значении «стремящийся к знанию» впервые употребил Пифагор (около 580- около 500 до н.э.), а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону (428/427 – 348/347 до н.э.).

Философия возникла одновременно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии ) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей – философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний.

Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья. Именно здесь сформировались первые греческие города – государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свои знания с богатствами восточной философии и культуры. В некоторых древнегреческих городах утвердились демократические порядки, ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. Именно поэтому греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Материалом для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. Корни философии – в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

Вопросы для беседы:

1.Что означает философия в переводе на русский язык?

2. На чем покоится духовная культура человека?

3. Какой древний мудрец сравнивал философию с оводом?

4. Какими главными философскими вопросами считал немецкий философ И.Кант?

5. Что, по-вашему, является самой большой тайной?

2. Предмет философии.

Определение любой науки начинается с определения предмета ее исследования. Например, физика стремится раскрыть законы природы, химия изучает тайны строения вещества. Но, не просто объяснить, что же является предметом изучения философии. Объектом изучения философии является реальность мира как целого. Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек». Задача философии - дать ответы на многие неразрешенные вопросы о человеке, мире, обществе.

Выделяют три основных проблемы философии:

- проблема человека;

- проблема мира;

- проблема взаимоотношения мира и человека.

Специфика философского знания заключается в следующем:

- философия стремится к логической связи и максимальной обобщенности своих положений;

- философское знание нацелено на изучение человека;

- большинство философских вопросов являются вечными;

- философия всегда несет в себе печать личности мыслителя. При ответе на тот или иной вопрос философов человек отвечает с учетом своей личной позиции.

Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.д.

Аристотель писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей, а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи, «исследование начал умозаключения также есть дело философа, то есть того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, - это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием… должен быть в состоянии указать эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть философ».

Когда- то философия была матерью всех наук. Конечно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много знали по тем временам, знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопросами. По мере роста конкретных знаний, науки становились самостоятельными. Физика и математика были первыми самостоятельными науками. Позднее появились биология и химия. Этот процесс шел до ХХ века. Последними науками стали психология и социология. Что осталось от философии? А остались вечные вопросы: Что такое человек? В чем смысл его существования? «Познай самого себя» - главный призыв всей философии ( Сократ). Познать самого себя – это значит открыть свою истинную природу.

Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода – никак материально не обусловлены. Все эти качества нельзя измерить, потрогать, испытать, но если нет этих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания, наука о мире и о месте человека в этом мире. Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Вопросы для беседы:

1. Как назывались первые философы?

2. Познать самого себя, это значит..?

3. Назовите три человеческих качеств, делающих нас людьми?

3.Многообразие философских учений и направлений.

Философия – единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

А) Решение основного вопроса философии: что является первичным, дух или материя; познаваем ли мир.

Б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм, рационализм т.д.

Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и его школе он писал: «так называемые пифагорейцы , занявшись математикой , первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее началами всего существующего». И.Фихте отметил другое: «Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек». Самое известное деление философов на материалистов и идеалистов. Еще Платон делил философов подобным образом. Материализм и идеализм различны главным образом вследствие их объектов. Объектом материализма является природа и все остальное рассматривается через «призму» природы. Главным объектом идеализма являются высшие формы человеческой, духовной и социальной жизни. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, - высшее через низшее. И те и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека. Идеалисты абсолютизируют управляющую способность человека. Нужно указать, что материализм и идеализм различаются в своих ценностных ориентациях. Еще Л. Гумилев говорил: «Невозможно логическими доводами примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие – как безусловное зло».

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм. Гностицизм – это философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. Агностицизм - это философское учение, утверждающее, что мир познаваем в ограниченных пределах. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и гностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Логическое задание (для обсуждения):

1. Считаете ли вы, что в детстве, вы были другим человеком? Если да, то сожалеете ли вы или радуетесь, что вышли из детства и стали взрослыми?

2. Античный философ Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной к входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой –то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?

4. Выше мы говорили: «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то не человек?

4.Функции философии.

Философия выполняет множество разнообразных функций через которые реализуются ее цели, задачи , назначение:

Мировоззренческая – формирует особый взгляд на мир

Критическая – основана на принципе «подвергай все сомнению»

Прогностическая – способность заглядывать в будущее и предлагать варианты будущего развития человечества

Идеологическая – означает участие философии в формировании в выработке взглядов, идеалов, ценностей человека

Интеллектуальная - дает прямой путь к развитию у человека теоретического мышления

Методологическая – выступает как общее учение о методах познания и освоения действительности человеком

Аксиологическая – рассматривает реальность с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д.

Формируя мировоззрение людей, философия в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки политических, социальных и других решений. Философия оказывает большое внимание на все сферы общественной жизни, она связана с областью науки. Независимо от того, какие конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные результаты. Так, например, в свое время широкий взгляд на мир позволил А. Эйнштейну предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и сформулировать Общую теорию относительности. Не вызывает сомнения влияние философских взглядов на взгляды естественно-научные, как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых как, А.Ньютон, Д.И. Менделеев, Вернадский и др. лежат их глубокие философские познания.







Закрепление изученного материала:

1. Что такое философия?

2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

3. Каков предмет философии?

4. Сформулируйте «основной вопрос философии»?

5. Что лежит в основе философского плюрализма?

6. Каков объект материалистической философии?

7. В чем особенность идеализма?

8. Сформулируйте философские учения гностицизм и агностицизм?

9. Какие функции выполняет философия?

10. Каковы место и роль философии в обществе?

Вывод: Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений.

Анализ и подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать эссе на одну из цитат великих философов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.