12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Валерьевна Сухарева440

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология»

Цель: измерение и оценка уровня сформированности образовательных результатов обучающихся по разделу «Лексика и фразеология»

Методы оценивания: письменная самостоятельная работа, тестовые задания

Объект оценивания: предметные результаты (знания и умения):

Что нужно знать/уметь по теме

ЗНАТЬ:

основные понятия: лексические нормы современного русского литературного языка, лексика, лексическое значение слова; стилистическая окраска слова; лексика книжная, разговорная, просторечная; лексика исконно русская и заимствованная; устаревшая лексика и неологизмы; фразеологизмы; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; лексические средства выразительности.

УМЕТЬ:

соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка, в частности – употреблять слово в соответствии с его лексическим значением;

соотносить слово, фразеологизм и их лексические значения;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; определять прямое и переносное значение слова; подбирать к слову синонимы, антонимы;

выбирать из синонимического ряда нужное слово с учётом его значения и стилистических свойств;

проводить лексический анализ слов;

находить в тексте основные выразительные лексические средства.



Задания №1. Ответьте на вопросы.

Как называется раздел науки о языке, изучающий его словарный запас?

Каким словарем следует воспользоваться, чтобы узнать значение выражения «не лыком шит?»

Назовите известные вам формы многословия.

Замените слово полисемия русскоязычным синонимом.

Какой троп основывается на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании их сходства?

Продолжите предложение. Художественное преувеличение – это…

Дайте определение термину литота.

Продолжите предложение. Изображение неодушевленного предмета как одушевленного называется…

Слова бой, битва, драка, сражение – это….

Как называется художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность?

Задание №2. Выполните тест.

11. Укажите словосочетание без лексической ошибки.

1. сыскать уважение товарищей

2. обидчивые слова

3. Наиболее эффектный способ лечения

4. Праздный образ жизни


12. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Рыбак быстро НАДЕЛ наживку на крючок и забросил удочку в воду.

Особой гордостью державы был океанический РЫБОЛОВЕЦКИЙ флот.

Многие любители лёгкой наживы ОТКЛОНЯЮТСЯ от честной трудовой жизни.

В офисе компании нам ПРЕДОСТАВИЛИ всю необходимую информацию.

Мастер стоял в ГОРДЕЛИВОЙ позе, не сдерживая довольной ухмылки.


13. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Дом был старый, ДОБРОТНЫЙ, и Никита Петрович решил остановиться именно здесь.

На стене висела большая, написанная МАСЛЯНЫМИ красками картина.

Шли не спеша, и Володя рассуждал, какое это хорошее состояние, когда сыграешь УДАЧЛИВЫЙ концерт.

О ПРОДЕЛКАХ хитрого кота скоро знал весь дом.

Бит — ДВОИЧНАЯ единица измерения количества информации.


14. В каком предложении нет речевой избыточности? Выпишите его номер.

Своими соображениями ученый поделился с коллегами по работе.

Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

В глубине безмолвной лесной глуши мы обнаружили живописную поляну.



15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно — это доказали датские учёные.


16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.


17. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

1. рукой подать


2. сорить деньгами


3.упустить из виду


4. засучив рукава


5.хозяин своего слова



Материал для справок: держать в уме, за тридевять земель, семь пятниц на неделе, ни шатко ни валко, дрожать над каждой копейкой, у черта на кличках, спустя рукава, сводить концы с концами.



18. Раскройте скобки и восстановите устойчивые словосочетания.

1. принять, предпринять, применить (шаги, силу, меры)

2. внести, вынести, вынашивать, ( решение, предложение, идею)

3. совершить, допустить, одержать, потерпеть (подвиг, поражение, ошибку, победу)

19. Замените следующие заимствования русскими словами.

1) комплекс _____________

2) реставрация ___________

3) интенсивный___________

4) имитировать_____________

5) интеллектуальный__________

20. В каком примере слово чистый употреблено в переносном значении?

1. чистая вода

2. чистая комната

3. чистое сердце

4. чистый воздух




Эталон ответов:

Задание №1.

Лексика

Фразеологический словарь

Плеоназм, тавтология

Многозначность

Метафора

Гипербола

Стилистическая фигура преуменьшения или нарочитого смягчения свойств, признаков, значений каких-либо предметов или явлений ( определение может быть сформулировано иначе)

Олицетворение

Синонимы

Эпитет

Задание №2

11.4

12.Уклоняются

13.Удачный

14.4

15.Холодного

16.Времени

17.1- за тридевять земель, у черта на куличках

2- дрожать над каждой копейкой, сводить концы с концами

3- держать в уме

4- спустя рукава, ни шатко ни валко

5- семь пятниц на неделе

18. 1- принять меры, предпринять шаги, применить силу

2- внести предложение, вынести решение, вынашивать идею

3- совершить подвиг, допустить ошибку, одержать победу, потерпеть поражение

19. 1- совокупность

2 – восстановление

3 – напряженный, усиленный

4 – воспроизводить

5- умственный.

20. 3

Критерии оценивания.

Номер задания

Количество балов за задание

Максимальное количество баллов за задание

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

1

1

5

1

1

6

1

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

1

11

1

1

12

1

1

13

1

1

14

1

1

15

1

1

16

1

1

17

За каждый правильный ряд антонимов – 1

5

18

За каждый правильный ряд словосочетаний – 1

3

19

За каждый правильно подобранный синоним – 1

5

20

1

1

Итого баллов

30 баллов



Нормы выставления оценок

Баллы

0-17

18-23

24-27

28-30

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.