Контрольная работа по разделу "Местоимение"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методической разработке
Тип работы | Контрольная работа |
Тема работы | Контроль знаний по разделу «Местоимение» |
Класс | 6 |
Предмет | Русский язык |
Цель работы | Оценить, насколько успешно обучающимися усвоены знания, полученные при изучении раздела «Местоимение» |
Задачи работы | - формировать у обучающихся навыки синтаксического разбора сложного предложения с относительными местоимениями; - формировать у обучающихся навыки правильного написания отрицательных и неопределённых местоимений; - развивать у обучающихся умение находить в текстах местоимения, определять их разряд, начальную форму и синтаксическую роль; - развивать у обучающихся умение различать личные и притяжательные местоимения его, её, их; - развивать у обучающихся умение перестраивать предложения с вопросительными местоимениями в сложные с относительными местоимениями. |
Дата _________________ Фамилия, имя ученика____________________________________
Контрольная работа по разделу «Местоимение»
1. Выполните синтаксический разбор предложения.
Завтра я возьму её с собой в игрушечный магазин, в котором куплю всю необходимую ей кухонную мебель для кукол. _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Спишите, вставляя буквы и раскрывая скобки: (н..)(у)кого нет карандаша, (н..)кого попросить о помощи, (кое)что (н..)кто принёс кому(то), (н..)(к)кому обратиться за советом, кто(нибудь) спросит что(либо), (н..)кого не видно, (н..)(перед)кем не хвастался, (н..)чем хвалиться, (н..)(о)чём не думать, (н..)кто кому(то) помог сотворить (н..)что, (н..)кто (н..)чего не слышал, (кое)какие вещи, (н..)(за)чем было это делать, (н..)(за)чем было спрятаться, (н..)(к)чему эти объяснения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каждой пословице, размещённой в таблице 1, есть местоимение. Определите, к какому разряду относится это местоимение, заполнив таблицу 2.
Таблица 1
| Разряд местоимения | | Пословица | ||||||||
1 | Личное | А | Умная голова сто голов кормит, а глупая и себя не прокормит. | ||||||||
2 | Указательные | Б | Кресты да перстни — те же деньги. | ||||||||
3 | Отрицательные | В | Кто в лес, кто по дрова. | ||||||||
4 | Притяжательные | Г | Один за всех, и все за одного. | ||||||||
5 | Вопросительные | Д | Я ему про Фому, а он мне про Ерёму. | ||||||||
6 | Относительные | Е | Если долго мучиться, что-нибудь получится. | ||||||||
7 | Неопределённые | Ё | Моё дело петушиное — прокричал, а там хоть не рассветай. | ||||||||
8 | Возвратные | Ж | Нет пословицы с местоимением этого разряда. | ||||||||
9 | Определительные | З | Кашу кушай, никого не слушай. | ||||||||
Таблица 2 | |||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | |||
| | | | | | | | |
4. С местоимением его, её или их составьте два предложения. Но так, чтобы в одном случае местоимение было личным, в другом — притяжательным.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составьте с любыми двумя вопросительными местоимениями три предложения. Затем перестройте эти предложения так, чтобы вопросительные местоимения стали относительными.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Найдите все местоимения, подпишите над ними разряд и подчеркните их как члены предложения.
1) Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. 2) Кто же в таком случае, кто? Я ещё раз взглянул на крышку: мой класс, моя фамилия — мне. 3) Из всего класса в чирках ходил только я. 4) Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. 5) Это вам не какая-нибудь картошка. 6) А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. 7) От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, в главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся. (В.Г. Распутин)
Ответы:
Синтаксический разбор предложения
Завтра я возьму её с собой в игрушечный магазин, в котором куплю всю необходимую ей кухонную мебель для кукол.
Я - подлежащее, выраженное местоимением, возьму - сказуемое, выраженное глаголом, завтра - обстоятельство, выраженное наречием, её - дополнение, выраженное местоимением, с собой - дополнение, выраженное местоимением, в магазин - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом, игрушечный - определение, выраженное прилагательным, куплю - сказуемое, выраженное глаголом, мебель - дополнение, выраженное существительным, кухонную - определение, выраженное прилагательным, необходимую - определение, выраженное прилагательным, всю - определение, выраженное местоимением, для кукол - дополнение, выраженное существительным с предлогом, ей дополнением, выраженное местоимением.
Характеристика: предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, первая часть - распространённое, вторая часть - распространённое.
2. Ни у кого нет карандаша, некого попросить о помощи, кое-что некто принёс кому-то, не к кому обратиться за советом, кто-нибудь спросит что-либо, никого не видно, ни перед кем не хвастался, нечем хвалиться, ни о чём не думать, некто кому-то помог сотворить нечто, никто ничего не слышал, кое-какие вещи, незачем было это делать, не за чем было спрятаться, ни к чему эти объяснения.
3. Таблица
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
8 | 2 | 6 | 9 | 1 | 7 | 4 | 5 | 3 |
4. Пример предложений:
Я услышал их звонкое пение (их здесь притяжательное местоимение).
Их только недавно видели в троллейбусе (их здесь личное местоимение).
5. Примеры предложений:
Кто пойдёт сегодня на праздник? Я не знаю, кто пойдёт сегодня на праздник.
Чей это карандаш остался на столе? Я затрудняюсь ответить, чей карандаш лежит на столе.
6. В задании надо было подчеркнуть следующие местоимения:
1) их - личное, дополнение, у нас - личное, дополнение, ни за какие - отрицательное, определение, их - личное, дополнение;
2) кто - вопросительное, подлежащее, таком - указательное, определение, я - личное, подлежащее, мой - притяжательное, определение, моя - притяжательное, определение, мне - личное, дополнение;
3) всего - определительное, определение, я - личное, подлежащее;
4) она - личное, подлежащее, передо мной - личное, обстоятельство, вся - определительное, определение, своей - притяжательное, определение, которую - относительное, дополнение, я - личное, подлежащее, до меня - личное, дополнение, от неё - личное, дополнение, который - относительное, дополнение, я - личное, подлежащее, самое - определительное, определение, она - личное, подлежащее, какой-нибудь - неопределённое, определение, от которого - относительное, дополнение, что-то - неопределённое, подлежащее, любому-всякому - определительное, дополнение, мне - личное, дополнение;
5) вам - личное, дополнение, какая-нибудь - неопределённое, определение;
6) ты - личное, подлежащее, никто - отрицательное, подлежащее, тебя - личное, дополнение, этот - указательное, определение;
7) во мне - личное, дополнение, никаких - отрицательное, определение, ни с кем - отрицательное, дополнение, я - личное, подлежащее.