Контрольная работа по русскому языку «Правописание изученных суффиксов и сочетаний в именах существительных» (3 класс)
Контрольная работа по русскому языку по теме
«Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц; -ек, -ик; -ок; -ечк, -ичк; -инк, -енк » 3 класс
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
Темы:
Правописание имен существительных с сочетаниями -ечк, -ичк, -инк, -енк».
Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц.
Правописание имен существительных с суффиксом -ок после шипящих.
Правописание имен существительных с суффиксами -ек, -ик.
Данный тест в качестве задания повторения можно использовать во всех классах, начиная с третьего.
Инструкция
Внимательно читай задания и следуй указаниям.
В заданиях 1,2,3,4,5,9,10 нужно отметить правильный ответ (ответы) – обвести, поставить галочку рядом с ответом и т.п.
В задании 6, 12 нужно письменно ответить на вопрос.
В задании 7 нужно записать последовательность цифрами в нужном порядке.
В задании 8 и 10 нужно вставить буквы в пропущенные слова; написать слова, которые являются обоснованием выбора буквы (по правилу).
В задании 11 нужно написать «да» или «нет» рядом с утверждениями.
В задании 13 провести стрелку к выбранному ответу.
В задании 15 нужно написать верное сочетание букв.
Задания, помеченные знаком * - задания повышенного уровня сложности.
Тест
1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.
1) Число
2) Падеж
3) Род
4) Одушевленность
5) Склонение
2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом -ец». Отметь слова, которые они нашли.
1) Кита..ц
2) Красав..ца
3) Брат..ц
4) Сестр..ца
5) Умн..ца
6) Гор..ц
3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса
-ок-. Отметь её.
1) Он всегда под ударением.
2) Он всегда безударный.
3) Он может быть как ударным, так и безударным.
4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек-? Отметь.
1) Из суффикса «убегает» буква «о».
2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.
3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.
5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.
1) пауч..к
2) быч..к
3) дубоч..к
4) замоч..к
5) языч..к
6) ветероч..к
6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк» на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание -ичк-?» ответили так:
Ваня:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ня, на.
Игорь:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ица.
Вика:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на
-ка.
Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя. _______________________
7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц-. Запиши её цифрами.
1. Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.
2. Выдели корень слова.
3. У существительных мужского рода пиши суффикс -ец-,
у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.
_____________________
8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания -ечк или -ичк. Вставь пропущенные буквы.
_____________ букаш..чка _____________ пугов..чка
_____________ нян..чка _____________ рукав..чка
_____________ Ан..чка _____________ кош..чка
9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк? Выбери правильные ответы и отметь их.
1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.
3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.
4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.
5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.
10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк-. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.
1) Сос..нка ____________
2) Трещ..нка___________
3) Царап..нка___________
4) Виш..нка ____________
5) Жемчуж..нка___________
6) Баш..нка ______________
7) Горош..нка ____________
8) Протал..нка ____________
11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.
В слове «снежочек» два суффикса. _________
В слове «человечек» два суффикса. _________
Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на -ина. _________
Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на. _________
12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам. Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.
Сыноч..к
Зайч..к
Веноч..к
Нож..к
Бугороч..к
Карандаш..к
Кусоч..к
Ключ..к
_________________________________________________________________
13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов
-ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.
носовой орех
носик носище орешек орешка
носика орешник
горошка гвоздь
горошек гороховый гвоздик гвоздика
горошина гвоздище
14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами -ик, -ек в именах существительных? Отметь.
1) Родственное слово
2) Синоним
3) Форма этого слова
15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк. Допиши предложения.
Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица, то пишем в нём сочетание _______ .
Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина, то пишем в нём сочетание _______ .
Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ня, -на, то пишем в нём сочетание _______ .
Ответы
1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.
1) Число
2) Падеж
3) Род
4) Одушевленность
5) Склонение
2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом
-ец». Отметь слова, которые они нашли.
1) Кита..ц
2) Красав..ца
3) Брат..ц
4) Сестр..ца
5) Умн..ца
6) Гор..ц
3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса -ок-? Отметь.
1) Он всегда под ударением.
2) Он всегда безударный.
3) Он может быть как ударным, так и безударным.
4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек-? Отметь.
1) Из суффикса «убегает» буква «о».
2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.
3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.
5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.
1) Пауч..к
2) Быч..к
3) Дубоч..к
4) Замоч..к
5) Языч..к
6) Ветероч..к
6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк» на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание -ичк-?» ответили так:
Ваня:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ня, на.
Игорь:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ица.
Вика:
- Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на
-ка.
Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя.
Игорь
7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц-. Запиши её цифрами.
1) Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.
2) Выдели корень слова.
3) У существительных мужского рода пиши суффикс -ец-,
у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.
2, 1, 3
8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания -ечк или -ичк. Вставь пропущенные буквы.
Букашка - букашечка пуговица - пуговичка
Няня - нянечка рукавица - рукавичка
Аня - Анечка кошка - кошечка
9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк? Выбери правильные ответы.
1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.
2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.
3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.
4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.
5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.
10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк-. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.
1) Сосенка - сосна
2) Трещинка - трещина
3) Царапинка - царапина
4) Вишенка - вишня
5) Жемчужинка - жемчужина
6) Башенка - башня
7) Горошинка - горошина
8) Проталинка - проталина
11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.
1) В слове «снежочек» два суффикса. да
2) В слове «человечек» два суффикса. нет
3) Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на
-ина. нет
4) Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на. да
12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам. Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.
1) Сыночек
2) Зайчик
3) Веночек
4) Ножик
5) Бугорочек
6) Карандашик
7) Кусочек
8) Ключик
1 группа – слова с суффиксом ЕК, вторая группа – слова с суффиксом ИК.
13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов
-ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.
носовой орех
носик носище орешек орешка
носика орешник
горошка гвоздь
горошек гороховый гвоздик гвоздика
горошина гвоздище
(Прим. Стрелку вставить не могу, поэтому выделяю слово, к которому она должна быть напралена.)
14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами -ик, -ек в именах существительных? Отметь.
1) Родственное слово
2) Синоним
3) Форма этого слова
15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк. Допиши предложения.
1) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица, то пишем в нём сочетание -ичк.
2) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина, то пишем в нём сочетание -инк.
3) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ня, -на, то пишем в нём сочетание -ечк .