12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Новикова67
Россия, Московская обл., Электросталь

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц; -ек, -ик; -ок; -ечк, -ичк; -инк, -енк » 3 класс

(УМК «Начальная школа ХХI века»)

Темы:

Правописание имен существительных с сочетаниями -ечк, -ичк, -инк, -енк».

Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц.

Правописание имен существительных с суффиксом -ок после шипящих.

Правописание имен существительных с суффиксами -ек, -ик.

Данный тест в качестве задания повторения можно использовать во всех классах, начиная с третьего.

Инструкция

Внимательно читай задания и следуй указаниям.

В заданиях 1,2,3,4,5,9,10 нужно отметить правильный ответ (ответы) – обвести, поставить галочку рядом с ответом и т.п.

В задании 6, 12 нужно письменно ответить на вопрос.

В задании 7 нужно записать последовательность цифрами в нужном порядке.

В задании 8 и 10 нужно вставить буквы в пропущенные слова; написать слова, которые являются обоснованием выбора буквы (по правилу).

В задании 11 нужно написать «да» или «нет» рядом с утверждениями.

В задании 13 провести стрелку к выбранному ответу.

В задании 15 нужно написать верное сочетание букв.

Задания, помеченные знаком * - задания повышенного уровня сложности.



Тест

1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.

               1) Число

               2) Падеж

               3) Род

               4) Одушевленность

               5) Склонение

2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом -ец». Отметь слова, которые они нашли.

              1) Кита..ц
              2) Красав..ца
              3) Брат..ц
              4) Сестр..ца
              5) Умн..ца
              6) Гор..ц

3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса

-ок-. Отметь её.

1) Он всегда под ударением.

2) Он всегда безударный.

3) Он может быть как ударным, так и безударным.


         4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек-? Отметь.

1) Из суффикса «убегает» буква «о».

2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.

3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.


5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.

1) пауч..к

2) быч..к

3) дубоч..к

4) замоч..к

5) языч..к

6) ветероч..к

6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк» на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание -ичк-?» ответили так:

          Ваня:  

          - Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ня, на.

         Игорь:

             - Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ица.

         Вика:

             - Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на

-ка.

Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя. _______________________


7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц-. Запиши её цифрами.

1. Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.

2. Выдели корень слова.

3. У существительных мужского рода пиши суффикс -ец-,

   у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.

            _____________________



         8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания -ечк или -ичк. Вставь пропущенные буквы.

                 _____________ букаш..чка     _____________ пугов..чка

                 _____________ нян..чка         _____________ рукав..чка

                 _____________ Ан..чка           _____________ кош..чка


9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк? Выбери правильные ответы и отметь их.

                 1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.
                 2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.
                 3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.
                 4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.
                 5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.


10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк-. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.

1) Сос..нка ____________     

2) Трещ..нка___________

3) Царап..нка___________

4) Виш..нка ____________

5) Жемчуж..нка___________

6) Баш..нка ______________

7) Горош..нка ____________

8) Протал..нка ____________

11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.

В слове «снежочек» два суффикса. _________

В слове «человечек» два суффикса. _________

Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на -ина. _________

Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на. _________


         12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам.                   Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.

Сыноч..к

Зайч..к

Веноч..к

Нож..к

Бугороч..к

Карандаш..к

Кусоч..к

Ключ..к

         _________________________________________________________________


13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов

               -ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.

                                         носовой                                  орех

                    носик            носище             орешек           орешка

                                         носика                                   орешник


​​​​​​​                                         горошка                                  гвоздь

                   горошек         гороховый         гвоздик           гвоздика

                                        горошина                                 гвоздище


14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами            -ик, -ек в именах существительных? Отметь.

1) Родственное слово

2) Синоним

3) Форма этого слова


15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк. Допиши предложения.

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица, то пишем в нём сочетание _______ .

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина, то пишем в нём сочетание _______ .

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ня, -на, то пишем в нём сочетание _______ .



                                                              Ответы

1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.

1) Число

2) Падеж

3) Род

4) Одушевленность

5) Склонение


2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом

-ец». Отметь слова, которые они нашли.

1) Кита..ц

2) Красав..ца

3) Брат..ц

4) Сестр..ца

5) Умн..ца

6) Гор..ц


3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса -ок-? Отметь.

1) Он всегда под ударением.

2) Он всегда безударный.

3) Он может быть как ударным, так и безударным.


4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек-? Отметь.

1) Из суффикса «убегает» буква «о».

2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.

3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.


5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.


1) Пауч..к

2) Быч..к

3) Дубоч..к

4) Замоч..к

5) Языч..к

6) Ветероч..к



6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк» на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание -ичк-?» ответили так:

Ваня:

- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ня, на.

Игорь:

- Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ица.

Вика:

- Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на

-ка.

Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя.

Игорь


7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц-. Запиши её цифрами.

1) Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.

2) Выдели корень слова.

3) У существительных мужского рода пиши суффикс -ец-,

    у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.

2, 1, 3


8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания -ечк или -ичк. Вставь пропущенные буквы.

Букашка - букашечка                          пуговица - пуговичка

Няня - нянечка                                    рукавица - рукавичка

Аня - Анечка                                        кошка - кошечка


9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк? Выбери правильные ответы.

1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.

2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.

3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.

4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.

5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.


10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк-. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.


1) Сосенка - сосна

2) Трещинка - трещина

3) Царапинка - царапина

4) Вишенка - вишня

5) Жемчужинка - жемчужина

6) Башенка - башня

7) Горошинка - горошина

8) Проталинка - проталина



  11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.

1) В слове «снежочек» два суффикса.           да

2) В слове «человечек» два суффикса.          нет

3) Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на  

    -ина.                                                        нет

4) Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на.                                                                         да


12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам. Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.

1) Сыночек

2) Зайчик

3) Веночек

4) Ножик

5) Бугорочек

6) Карандашик

7) Кусочек

8) Ключик


1 группа – слова с суффиксом ЕК, вторая группа – слова с суффиксом ИК.


13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов

-ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.

                              

                                         носовой                                   орех

                  носик              носище             орешек            орешка

                                         носика                                    орешник


                                         горошка                                 гвоздь

                 горошек           гороховый         гвоздик           гвоздика

                                        горошина                                 гвоздище

   

 (Прим. Стрелку вставить не могу, поэтому выделяю слово, к которому она должна быть напралена.)

   



14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами -ик, -ек в именах существительных? Отметь.

1) Родственное слово

2) Синоним

3) Форма этого слова


15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк. Допиши предложения.

1) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица, то пишем в нём сочетание -ичк.

2) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина, то пишем в нём сочетание -инк.

3) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ня, -на, то пишем в нём сочетание -ечк .



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.