Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 29 January 2016

Пояснительная записка к презентации

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Цель урока:
систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи

образовательные:

Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;

воспитательные:

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Используемые технологии: игровая,

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Ход урока.

Орг. момент: Эпиграф

«Родная земля становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю».

М.И. Калинин.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Древняя Русь». Урок пройдёт в форме игры-соревнования команд. И для этого на предыдущем уроке я Вас разделила на 3 команды и попросила придумать название и выбрать капитана. Сегодня каждый из Вас покажет знания имён деятелей, дат, событий периода развития нашего государства с VIII по XII век.

1. Разминка. Каждой команде по очереди задаётся по 10 вопросов. За каждый правильный ответ - по1баллу.

1.Имя самого известного монаха-летописца(Нестор)

1.Название первой русской летописи.(Повесть временных лет)

1.Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей(былины)

2.Славянскую азбуку создали (Кирилл и Мефодий)

2.Главное занятие восточных славян (земледелие)

2.Название общины в Древней Руси (вервь)

3.Штраф в пользу князя(вира)

3.Высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа(епископ)

3.Деревянные или каменные статуи языческих богов(идолы)

4.Народное собрание на Руси (вече).

4.Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах.(Народное ополчение)

4.Объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани(полюдье)

5.Год образования древнерусского государства(882)

5.Год принятия христианства на Руси(988)

5.Год основания Ярославля.(1010)

6.Их положение близкое по положению к рабам.(холопы)

6.Старший дружинник, крупный землевладелец.(боярин)

6.Глава местного управления,назначенный центральнойвластью(наместник)

7.Картина, написанная красками по сырой штукатурке на стене здания.(фреска)

7.Вера людей во множество богов, духов, олицетворяющих силы природы.(язычество)

7.Картина, составленная из кусочков цветного стекла.(мозайка)

8.Главный торговый партнёр Киевской Руси(Византия)

8.Специальным образом выделанная кожа телят, служила материалом для письма.(пергамент)

8.Первый свод законов на Руси.(Русская правда)

9.Так называли купцов на Руси(гости)

9.Так называли свободных земледельцев на Руси(люди)

9. Наследственное земельное владение(вотчина)

10.Глава русской православной церкви в КиевскойРуси(митрополит)

10.Точные размеры дани, принятые княгиней Ольгой(уроки)

10.Руководитель общерусского ополчения(воевода)

2. Хронологическая головоломка. Расставь события в хронологической последовательности. 5 баллов за полностью правильно выполненное задание.

1.Крещение Руси.

2.Восстание древлян.

3.Походы князя Олега на Константинополь.

4.Приглашение Рюрика на княжение.

5.Объединение Киева и Новгорода.

6.Налоговая реформа княгини Ольги.

7.Принятие « Русской правды».

4,5,3,2,6 ,1,7.

 

3. Юный картограф.

Изучите карты и выполните задания.3балла (событие-1балл, дата 2балла)

Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте? Когда оно произошло?

Расселение славян в Европе. Три ветви славян: Западные, Южные и Восточные.V век.

Древнерусское государство. Торговый путь «Из варяг в греки» IX-XI вв.

Походы Святослава в Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат X век.

4. Юный архивист. 3балла (автор, название, о чём речь)

Прочитай документ и определи:

1.Название документа.

2. Кто автор?

3. О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

(«Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки»)

2. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

(«Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

3. Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

(Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах)

5. Пища древних славян.5 баллов

Конкурс «Домашнее задание». Командам представить блюда или продукты наших предков, рассказать, чем они полезны для здоровья.

Физкультминутка

6. Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь». 1балл

1) «Портретная галерея». Назвать, кто изображён на рисунках.

(Нестор, князь Олег, Ярослав Мудрый)

2) «Юный экскурсовод» Максимальный балл-3

1 зал: «Древнерусская письменность» - «экскурсовод» рассказывает о древнерусской письменности (узелковая, глаголица, кириллица, материал для письма, Кирилл и Мефодий, памятник и собор в Самаре)

2 зал: «Быт славян. Древнерусская изба» - «экскурсовод» рассказывает о быте славян, используя рисунки.

3 зал: «Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о Софийских соборах в Киеве и Новгороде (когда и при правление какого князя построен, сходство в храмах, стиль архитектуры)

4 зал: ««Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о внутреннем виде собора, иконы, мозаики и фрески.

3) Картинная галерея. «Что? Где? Когда?». Ученики должны назвать какое событие изображено на рисунке, когда оно произошло.2 балла

1.Призвание варягов (862г.),

2. Полюдье (IX в – 945г., отменила Ольга),

3.Крещение Руси (киевлян) Владимиром в 988г.

7. Конкурс капитанов. Выходят капитаны, по очереди беру листок с понятием, дают определение. За каждый правильный ответ-1балл.

Объяснить значение понятий: вече, летопись, митрополит, князь, бояре, дружина, вотчина, рядович, фреска, народное ополчение, вервь, закуп.

Команда в это время выполняет следующее задание.

8. Вспомним то, что знаем. Соедините понятия и определения. Напишите недостающее понятие.2балла

1. Вера людей во множество богов, духов, олицетворяющих силы природы.

А. Мозаика

2. Восточная ветвь христианства, представленная несколькими поместными церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Б. Фреска

3. Картина, написанная красками по сырой штукатурке на стене здания.

В. Язычество

4.

Г. Православие

5. Изображение, выполненное из цветных камешков.

Д. Культура


 

Проверяем

1

2

3

4

5

В

Г

Б

Д

А

Культура - это достижения людей в области образования, литературы, искусства.


 

9. Используя, древнерусские афоризмы, определи, какие качества уважали славяне:

Не место может украсить добродетель, но добродетель – место.

Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага.

Умение коня узнаётся на войне, а верный друг – в беде.

Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.

Копающий яму под ближним своим – упадёт в неё.

Уча – учи поступками, а не словами.

Лучше ногами споткнуться, чем языком.

(верность, дружба, деловые качества, трудолюбие)


 

10. Домашнее задание.

1) «Мини-сочинение» (11 предложений).

Сконструируй фразы по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)

Государство

Примерный вариант:

Г – Год 882  – год образования Древнерусского Государства
О – Олег первый Киевский Великий князь
С – Святая, равноапостольная княгиня Ольга первой провела государственную    реформу
У – Установив точный размер и место сбора дани
Д – Древляне были жестоко наказаны за смерть князя Игоря
А – А сын Ольги – Святослав вошел в историю, как храбрый князь – воин
Р – Русь приняла православие в 988 г. при князе Владимире.
С –  Святой, Красно-Солнышко, так называли Владимира простые люди.
Т – Только при Ярославе Мудром наступил расцвет древнерусского государства.
В – Во время княжения Ярослава сложилась древнерусская народность.
О – Общество стало говорить на едином древнерусском языке.


 

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454055418.ppt (Презентация)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454055478.mp3 (Музыкальный файл)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454055508.docx (Для жюри)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454055570.docx (Карты)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1454055597.docx (Описание личностей)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/l1454055628.docx (Сертификат участника)


 


Здесь будет файл: /data/edu/files/p1454055648.docx (Тест)



 


 

Предварительный просмотр презентации

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

«Родная земля становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю». М.И. Калинин «Родная земля становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю». М.И. Калинин

Разминка

Расставьте события в хронологической последовательности: Крещение Руси Восстание древлян Походы князя Олега на Константинополь Приглашение Рюрика на княжение Объединение Киева и Новгорода Налоговая реформа княгини Ольги Принятие «Русской правды» Хронологическая головоломка

Хронологическая головоломка Проверяем: 4. Приглашение Рюрика на княжение 5. Объединение Киева и Новгорода 3. Походы князя Олега на Константинополь 2. Восстание древлян 6. Налоговая реформа княгини Ольги 1. Крещение Руси 7. Принятие «Русской правды»

Юный картограф Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте и когда оно произошло?

Юный картограф Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте и когда оно произошло?

Юный картограф Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте и когда оно произошло?

«...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...» Прочитай документ и определи: 1. Название документа. 2. Кто автор? 3. О чём речь? Юный архивист

Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый. Прочитай документ и определи: 1. Название документа. 2. Кто автор? Юный архивист

Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.» Прочитай документ и определи: 1. Кто автор? 2. О ком речь? Юный архивист

Пища древних славян Задание: представить продукты, блюда наших предков, чем они полезны для здоровья.

Физкультминутка

Портретная галерея

Портретная галерея

Портретная галерея

Образец письма глаголицей. Зографское Евангелие, XI в. Образец письма кириллицей Архангельское Евангелие, XI в. Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре Кирилло-Мефодиевский собор в Самаре Узелковая письменность Древнерусская письменность

Быт славян. Древнерусская изба.

Софийские соборы в Киеве и Новгороде

Богоматерь Оранта. Мозаика Святой Софии в Киеве. Священномученик Ермил. Фреска собора святой Софии в Киеве. Христос-Пантократор. Купольная мозаика собора Софийские соборы в Киеве и Новгороде

Картинная галерея Что? Когда?

Картинная галерея Что? Когда?

Что? Когда? Картинная галерея

Конкурс капитанов

Соедините понятия и определения. Напишите недостающее понятие. 1. Вера людей во множество богов, духов, олицетворяющих силы природы. А. Мозаика 2. Восточная ветвь христианства, представленная несколькими поместными церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы. Б. Фреска 3. Картина, написанная красками по сырой штукатурке на стене здания. В. Язычество 4. Г. Православие 5. Изображение, выполненное из цветных камешков. Д. Культура

Проверяем. 1 2 3 4 5 В Г Б Д А Культура - это достижения людей в области образования, литературы, искусства.

Используя древнерусские афоризмы, определите, какие черты характера ценили или осуждали древние славяне. – Не место может украсить добродетель, но добродетель – место. – Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. – Умение коня узнаётся на войне, а верный друг – в беде. – Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой. – Копающий яму под ближним своим – упадёт в неё. – Уча – учи поступками, а не словами. – Лучше ногами споткнуться, чем языком.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.