12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Анцева Ирина Александровна50
1

Древняя Русь



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Русь»

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас.

Путин В.В.

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи:

Образовательные:

- контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

- создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.

- способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.

- закрепление навыков работы с картой.

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный, иллюстративный материал.

Используемые технологии: игровая технология; информационно-коммуникативная технологии; обучение в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Структура урока:

- организационный момент (1 мин)

- вступительное слово учителя (тема урока, целеполагание, мотивационный момент) (5-6 мин)

- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера (32 мин)

- оценка результатов урока (3мин)

- подведение итогов (2 мин)

- рефлексия (1 мин)


 

Ход урока:

I.  Орг. Момент (1мин)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать вас и всех присутствующих на уроке истории.

В стародавние времена истории не рассказывались, а пелись. Древний сказитель играл на гуслях и рассказывал. Послушайте и вы сказание о Руси.

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами…

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

(Иван Никитин «Русь»)

Кто она такая – великая Русь? Сколько ей лет? Как жила она прежде, бедовала и радовалась? Что ела, что строила?

Ребята скажите, удалось ли нам в ходе прошедших уроков истории ответить на эти вопросы?

И сегодня у нас последний урок, завершающий изучение раздела «Древняя Русь».

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Русь».

Какую цель мы сегодня преследуем?

Для чего нам необходимо повторить и обобщить полученные знания? (анализ эпиграфа: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно». Знать историю своей страны - это долг каждого из нас .В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее.(Путин В.В))

Русь издревле называли «Гардарикой». Как вы понимаете это выражение? Какие города Древней Русь вы можете назвать? И сегодня мы немного попутешествуем по городам Древней Руси, а заодно и проверим, достаточно ли у нас знаний, чтобы двигаться вперед.

Урок у нас будет проходить в форме игры, и оценивать вас будет наше уважаемое жюри, в лице…………………………………….

Перед вами маршрутный лист – на нем обозначены города-станции, которые нам сегодня необходимо будет посетить.

И первая станция, которая открывает врата на территорию Древнерусского государства – «Станция приветствие» (по 3 мин.) – 5 баллов.

1 – Рюриковичи

2 – Брадобреи

3 – Песняры

4 - Летописцы

Молодцы, с первым заданием вы все успешно справились, и мы въезжаем в первый город Руси – Ладогу, которая встречает нас хронологической головоломкой с максимальной оценкой в 7 баллов. (3 мин)

1) «Юный летописец»

Расставь события в хронологической последовательности:

Крещение Руси

Восстание древлян

Приглашение Рюрика на княжение

Походы Святослава в Дунайскую Болгарию

Образование древнерусского государства

Налоговая реформа Ольги

Начало княжения Ярослава Мудрого

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы приближаемся к Новгороду, где одному юному картографу придется поработать с картой и принести своей команде 2 балла.

2) Юный картограф(2 балла)

Изучите карты и выполните задания:

Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте?

1.  Расселение славян в Европе. Три ветви славян: Западные, Южные и Восточные (команда «Рюриковичи»)

2.  Древнерусское государство. Торговый путь «Из варяг в греки» (команда «Летописцы»)

3.  Объединение Киева и Новгорода в единое древнерусское государство (команда «Брадобреи»)

4.  Расселение восточнославянских племен (команда «Песняры»)

Я думаю, жюри оценили ваши познания, и готовы вместе с вами отправиться в город Смоленск и принять гостей из прошлого.


 

3) Конкурс «Гости из прошлого».(5 мин)

Собрать исторический пазл, и представить своего героя. За это вы можете получить 3 балла максимум.

Рюрик (команда «Летописцы») Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе викингов.

Назовите мое имя и дату призвания? (Рюрик – варяжский князь был призван Новгородцами в 862 году.).

Святослав (команда «Рюриковичи») «Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи. И всем своим врагам я говорил: «Иду на Вы». Как меня зовут и чей я отпрыск? (Святослав, сын Ольги и Игоря)

Олег (команда «Брадобреи») Вот этот щит (показывает) я однажды повесил на ворота одного города в знак одержанной победы. А еще, ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня. Как мое имя и прозвание? (Олег Вещий)

Ольга (команда «Песняры») Вы уже, наверно, догадались как меня зовут? Ответьте на вопросы:

Кто мой муж и кто мой сын? И почему моё второе имя - Елена?

(Муж – князь Игорь, сын – князь Святослав. Елена – имя данное Ольге при крещении. Ольга приняла христианство во время своей поездки в Византию)

Ну, а теперь пришла пора отправиться в город Любеч, который приготовил для нас конкурс капитанов и конкурс Знатоков.

(Конкурс капитанов) (3 балла)

«Софийский собор» - капитан должен перечислить основные отличия 2х соборов (Новгород – Киев; 13 глав-5 глав)

Знатоки (1 балл за верный ответ). У вас есть 5 минут на то, чтобы набрать как можно больше баллов. Начинает у нас команда «Рюриковичи».


 

Пока жюри проверяет работы наших капитанов, мы с вами входим на улицы города Чернигова. Чернигов приготовил нам работу с историческими источниками. А что такое исторический источник? Сейчас вам предстоит поработать с иллюстрациями.

3. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?». Ученики должны назвать, какое событие изображено на рисунке, где и когда оно произошло.

Гибель князя Олега (912 г.) – Киев;

Крещение Руси (киевлян) Владимиром в 988г. - Киев.

Закладка Десятинной церкви (989 г.) - Киев;

Призвание варягов (862г.) – за Балтийское (варяжское) море;

 

Мы с вами въезжаем в знаменитые «Золотые ворота». В каком же городе мы оказались? Правильно, в Киеве. И здесь нам предстоит окунуться в мир документов…

3) Юный архивист

Прочитай документ и определи: Название документа?  Кто автор? О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске.

Молодцы! Мы неплохо поработали. И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам оценить работу каждого из вас в команде.

Оценивание работы в группе.
 

Фамилия имя участника группы

Как оцениваете его работу в команде.

   
   

Станция «Подведение итогов»

Подведение итогов урока (жюри называет победителей)

Команда победителей награждается победными пятерками. Команда, занявшая второе место, награждается победной пятеркой. А команды, занявшие 3 и 4 места, награждаются сертификатами на дополнительный балл по истории.

 

V. Рефлексия. (Что понравилось, что не понравилось на уроке). На выходе на парту положить жетон со смайликом.

У вас на столах лежат жетоны. Если вам понравился наш урок, оставьте на выходе жетон «Понравился», если не понравился – жетон «Не понравился».

Конкурс «Отгадай загадки»

Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)

Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)

Год принятия христианства на Руси. (988 год)

Имя первого князя на Руси. (Рюрик)

Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)

Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)

Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)

Сбор мёда диких пчел. (Бортничество)

Дух – покровитель леса. (Леший)

Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)

Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)

Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)

В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)

В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)

Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)

Описание событий по годам. (Летопись)

Тест «Древняя Русь»

I вариант

А1.К восточным славянам относятся: 1) поляне 2) хазары 3) половцы 4) варяги

А2. Восстание древлян в 945 г. было вызвано: 1) межплеменной рознью древлян и вятичей 2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян З) нежеланием древлян принимать христианство 4) нежеланием древлян принимать участие в походах князя Святослава

А3. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь.

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева... Князь одержал победу... В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами... он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею...

1) Олеге 2) Святославе 3) Ярославе Мудром 4) Владимире

А4. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? 1) 862г. 2)988г. 3) 1097г. 4)1111г.

А5. Какое из названных событий произошло раньше других? 1) поход Святослава в Хазарию 2) поход Олега на Византию 3) принятие христианства на Руси 4) убийство князя Игоря древлянами.

А6. К предпосылкам образования древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие «Русской правды» З) великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам

В1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

_____________________________________

В2. Расположите события в хронологической последовательности:

А. Крещение Руси Б. Призвание варягов

В. Поход Олега на Киев

Г. Создание свода Древнерусских законов «Русская Правда»

 

II вариант

А1. К какому году относится крещение Руси: 1) 882г. 2) 988г. 3) 945г. 4) 962г.

А2. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти 2) необходимость создания нового свода законов Руси З) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров 4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью

А3. Какое событие произошло позже других: 1) крещение Руси 2) призвание варягов 3) восстание древлян 4)поход Олега на Царьград

А4. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

1) ясаком 2) полюдьем З) барщиной 4) тяглом

А5. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси? 1) «Русская Правда» 2) «Повесть временных лет» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Слово о Законе и Благодати»

А6. К предпосылкам образования древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие «Русской правды» З) великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам

В1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой.

...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемую от союзных племен дань и их повинности. Она установила точный размер дани -

_____________________________________

В2. Расположите в хронологической последовательности правителей Древней Руси:

А. Ольга Б. Ярослав Мудрый

В. Рюрик Г. Святослав
 


 


 


Рабочий лист урока по теме: «Древняя Русь»

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас.

Путин В.В.

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи:

Образовательные:

- контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

- создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.

- способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.

- закрепление навыков работы с картой.

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.

 

Ход урока:

Хронологическая головоломка «Юный летописец» (7 баллов)

Расставь события в хронологической последовательности:

Крещение Руси

Восстание древлян

Походы князя Олега на Константинополь

Приглашение Рюрика на княжение

Образование древнерусского государства

Налоговая реформа Ольги

Начало княжения Ярослава Мудрого

«Картинная галерея» (12 баллов)

Определите, какое событие изображено на рисунке, где и когда оно произошло.


 

3) «Юный архивист» ( 3 балла)

Познакомьтесь с предложенным документом: определите его название, автора и событие, о котором идет речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске.

 

Список источников и литературы.

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (СПО). – М., Академия, 2014

Ишимова А.О. История России в рассказах и иллюстрациях. - АСТ Москва. 2007

Савинова Е.Н. Рюриковичи. История Великой Руси//Путеводитель по истории России. – М.,2014

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. – Русское слово. – М., 2013.


 

Интернет-ресурсы

Повесть временных лет. – М., 1990 // http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm

Рыбаков Б.А.Рождение Руси. // http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt

Электронная библиотека Гумер - раздел История //http://www.gumer.info/

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460651357.ppt (Презентация к уроку Древняя Русь)

Опубликовано


Комментарии (1)

Кололеева Елена Викторовна, 08.05.16 в 16:32 0 Ответить Пожаловаться
Не указан возраст, на который рассчитана данная разработка. Логично предположить, что это или 6, или 10 классы. Судя по фото детей - ни те и ни другие. В аннотации указано: Среднее профессиональное образование #ФГОС???

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.