Контрольная работа по теме «Лексика» (Русский язык, 5 класс)
Контрольная работа по теме «Лексика» (тест)
Класс: 5
Предмет: русский язык
Раздел: Лексика
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова
Пояснительная записка:
Проверочная работа проводится после завершения изучения раздела «Лексика». Работа рассчитана на 40 минут. 5 минут урока отводится на организацию и инструктаж учащихся. Задания выполняются учащимися на бланках.
Цель работы: закрепить и обобщить знание тем раздела «Лексика»
Задачи:
Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике;
Стимулировать интерес к теме «Лексика» и к русскому языку;
Совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование установки связи между мотивом и учебной деятельностью, умение нахождения рационального способа выполнения тестовых заданий, способность к самоконтролю и самооценке;
Метапредметные: понимать основную и дополнительную информацию; соблюдать нормы русского языка при записи ответов, работать в условиях учебного сотрудничества;
Предметные: знать темы раздела «Лексика».
Источники:
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Г.А. Богданова. -5 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку: ФГОС. – М.: Компания Смарт, 2019.
Меташкола. Тесты. //https://metaschool.ru/test.php?subjectId=2
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов; под общ.ред.проф.Л.И. Скворцова. – 25-е изд.,испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. – 1328 с.
Русский язык: Всероссийская проверочная работа: 5 класс: 15 вариантов. Типовые тестовые задания. ФГОС/Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 143 с.
Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций.Ч. 2./[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Словари и энциклопедии на Академике// http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/127242
Инструкция по выполнению работы:
Дорогие ребята!
Перед вами контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология». Вам необходимо ответить на 15 вопросов. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Проверочная работа по теме «Лексика»
ФИ_______________________________________
Класс ____
Задание 1. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКА
1) все слова языка
2) словарный запас одного человека
3) раздел лингвистики, изучающий все слова языка
4) слова, имеющие несколько лексических значений
Задание 2. Выберите правильное определение термина ЛЕКСИКОН
1) слова, имеющие несколько лексических значений
2) словарный запас одного человека
3) слова, имеющие одно лексическое значение
4) все слова языка
Задание 3. Выберите правильное определение термина ОМОНИМЫ
1) слова одной части речи с противоположным значением
2) слова, имеющие несколько лексических значений
3) слова, имеющие одно лексическое значение
4) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
Задание 4. Выберите правильное определение термина МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
1) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
2) слова, имеющие несколько лексических значений
3) слова, имеющие одно лексическое значение
4) слова одной части речи с противоположным значением
Задание 5. Определите слово по его лексическому значению «соответствующий действительности, реальному состоянию дел»
1) достоверный
2) фантастический
3) надежный
4) истинный
Задание 6. В каком словаре можно узнать объяснение лексического значения слова
1) этимологическом
2) орфоэпическом
3) толковом
4) орфоэпическом
Задание 7. В каком словаре можно найти слова с противоположными значениями
1) в словаре синонимов
2) в словаре антонимов
3) в словаре омонимов
4) в фразеологическом словаре
Задание 8. Найдите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
1) заячий мех
2) заячьи следы
3) заячья шкурка
4) заячья душа
Задание 9. Найдите пару слов, не являющихся антонимами
1) ругать – спорить
2) ненавидеть – любить
3) найти – искать
4) работать – отдыхать
Задание 10. Выберите предложение, к котором прилагательное ТЯЖЕЛЫЙ используется в значении «болезненное состояние, опасное, очень серьезное»
1) Носильщик с трудом поднял тяжелый чемодан.
2) Тяжелая обязанность была перед ним – заботиться о своей маленькой сестренке.
3) Рана оказалась весьма тяжелой.
4) Человек он был тяжелый, его не любили.
Часть II. Прочитайте текст и выполните задания 11-15.
Роса
С полей, с лугов поднимались туманы и растаяли в небесной лазури, а в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них можно смотреть прямо.
Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается. Вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучиные сети. Капли на телеграфной проволоке сливаются одна с другой и редеют.
Вот солнце стало подниматься выше, и с телеграфной проволоки большие капли начали падать на землю.
(По М.Пришвину)
Задание 11. Выпишите из текста слово, повторяющееся в тексте _________________________________________________________________
Задание 12. Выпишите слово с лексическим значением «выделять думок, туманную дымку»_________________________________________________
Задание 13. Подберите антоним к слову «сливаются» (из последнего предложения текста)_______________________________________________
Задание 14. Найдите в тексте слово с лексическим значением «светло-синий цвет», выпишите его_______________________________________________
Задание 15. Выпишите из текста словосочетание двух слов с переносным значением (метафору)______________________________________________
Ответы:
1
2
4
2
1
3
2
4
1
3
Выше
Курятся (куриться)
Разделяются (разделяться)
Лазури (лазурь)
Паучиные сети
Выполнение заданий оценивается в соответствии с представленными ответами, в заданиях 11-15 допускается запись слов в начальной форме.