Контрольная работа по русскому языку «Морфемика и орфография» (5 класс)
Пояснительная записка
Автор: Приходько Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Название ресурса: Контрольная работа по теме «Морфемика и орфография»
Предмет: русский язык
Аудитория: 5 класс
УМК: любой
Цель: проверить знания обучающихся по разделу «Морфемика и орфография»
Задачи:
- Проверить качество усвоения материала по теме «Морфемика и орфография».
- Стимулировать интерес к предмету.
- Воспитывать личностные качества: доброту, сопереживание.
Планируемые результаты
Личностные: понимает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы, рассчитывает временные рамки.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Коммуникативные: строит собственные высказывания по схеме.
Описание
Тестовая работа по разделу «Морфемика» для пятого класса построена по структуре КИМов ОГЭ, включает вопросы разного типа, в том числе написание сочинения-рассуждения. Игровой момент поможет пробудить интерес к работе и мотивировать учащихся к более качественной проработке заданий. Контрольный тест позволит проверить результаты усвоения темы «Морфемика» после изучения раздела. Материал подойдет также для серии письменных опросов на этапе подготовки к итоговой контрольной работе.
Контрольная работа по теме «Морфемика и орфография»
Строго выполняйте инструкцию к заданию, правильно оформляйте запись.
Задания не переносите в тетрадь, пишите разборчивым почерком, без исправлений.
Пример выполнения:
1-1
2-2
3-3 и т.д.
∩ ∩
9- рука-ручка,... и т.д.
Ребята, вы помните, что Лунтик – наш гость из космоса. Однажды он решил попутешествовать к Луне и найти свой домик. Он взялся за дело и построил космический корабль, но тот оказался маловат для друзей, которых Лунтик хочет пригласить с собой. Вы можете помочь нашему приятелю соорудить дополнительные отсеки, если справитесь с заданиями успешно.
Помните, что при сооружении космолетов важна точность, аккуратность и внимательность.
1. Выберите правильный ответ.
1) Суффикс связывает части предложения.
2) Суффикс образует новое слово.
3) Суффикс - это общая часть однокоренных слов.
4) Суффикс - служебная часть речи.
2. Выберите вариант с правильным окончанием фразы «Морфема-это..»
1) ...наименьшая значимая часть слова.
2) ...самостоятельная часть речи.
3) ...часть грамматической основы.
4) ... раздел науки о языке, изучающий части слова.
3. Укажите номера ответов, в которых С- является приставкой ?
1) сухой
2) сахар
3) съехал
4) сбежал
4. В каком из выделенных слов - А не является окончанием ?
1) идти слевА
2) красиво написалА
3) веткА сирени
4) тихАя река
5. Выберите варианты, в которых все слова ряда не являются однокоренными?
1) отец, отчество
2) горит, горный
3) известие, весточка
4) созвездие, звезда
5) бесполезный, польза
6) речной, речь
6 Выберите вариант, в котором указана морфемная схема слова ПОДСНЕЖНИК:
1) ∩ ¬ 2) ¬ ∩ ^
3) ∩^ 4) ¬ ∩
7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
1) суффиксальный
2) приставочный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение основ
8. Выпишите однокоренные слова в 2 ряда
1.Водный, подводник
2.Водить, водительское
вождение наводка наводнение водоросли
По 2 балла за правильно выстроенный ряд.
Вот теперь все в порядке: друзья Лунтика готовы к полету. Ведется обратный отсчет, космолет набирает высоту! Ой, что-то пошло не так и наши друзья не могут выйти в космос. Кажется, не хватает скорости. Ребята, помогите Лунтику и его команде набрать высоту. Каждое правильно выполненное задание помогает друзьям преодолеть притяжение Земли. Вперед!
II. Прочитайте текст и выполните задания 9-10.
(1) Дорога вывела ребят из леса, и они вышли на берег реки. (2) Несмотря на то, что водичка была прохладной, мальчишки скинули одежду и прыгнули в блестящую на солнце гладь речки. (3) Друзья нарезвились в воде и усталые пошли домой.
9. Подберите к выделенным словам однокоренные так, чтобы во втором слове было чередование согласных в корне, запишите все пары с выделенными словами. Корни выделите, чередования покажите.
1 балл за каждую пару, при условии обозначения орфограммы. Всего 9 баллов.
10. Из выделенных слов предложения №2 выпишите одно слово с суффиксом, разберите его по составу. 1 балл.
Наши друзья наконец в межзвездном пространстве. Они рассматривают Землю из Космоса. Какая красота! Вот и Луна. Но как же к ней добраться, ведь всюду метеориты? Ребята, наше сочинение это карта. Слово – это координаты, предложения – маршрут между опасными межпланетными гигантами. Давайте поможем Лунтику добраться до Луны!
III. Мини-сочинение. Ответ на вопрос: «Зачем выделять морфемы в слове?».
Объем: 3-5 предложений. Должно быть вступление, основная часть, заключение.
У нас сообщение с Луны:
«Прием, это Лунтик! Спасибо, ребята, за помощь. Мы отправляемся на поиски моего лунного домика. До новых встреч, друзья!»
Ключ к тесту:
2 | 1 балл | |
1 | 1 балл | |
34 | 2 балла | |
1 | 1 балл | |
26 | 2 балла | |
2 | 1 балл | |
4 | 1 балл | |
..наводнение, водоросли. ..вождение, наводка. | 4 балла | |
Дорога - дорожка Берег - бережок Реки - речной Водичка - обезвоживание Прохладной - прохлаждаться Мальчишки - мальчик Блестящую - блеск Гладь - разглаживать Друзья – друг - дружок | 9 баллов + 3 балла за оформление | |
Вод(корень)ич(суффикс)к(суффикс)а(окончание),про(приставка)хлад(корень)н(суффикс)ой(окончание), мальчиш(корень)к(суффикс)и(окончание), блест(корень)ящ(суффикс)ую(окончание) | 1 балл | |
Сочинение «Зачем выделять морфемы в слове?» | 5 баллов за содержание | |
3 балла добавляется за отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. | ||
Всего: 34 балла Отметки: 34 - 30 – «5» 29 - 24 – «4» 23 - 17 – «3» 16 и менее – «2» |
Иллюстрации к тесту: https://ok.ru/luntik/topics
Кияйкина Наталья Федоровна
Приходько Наталья Владимировна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Приходько Наталья Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна
Приходько Наталья Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Приходько Наталья Владимировна