12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилюк Юлия Николаевна28
3

Конспект урока русского языка «Морфемика. Виды морфем. Орфография» (6 класс)

Морфемика. Виды морфем. Орфография.

 

Цель урока: повторение и обобщение знаний о морфемике, роли морфем в

словообразовании

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике; формировать знания о морфемике, морфемах и их роли в словообразовании; развивать навык производить морфемный разбор слова, навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное отношение друг к другу.

 

Ход урока

I. Вводно-мотивационный.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.

На прошлом уроке сложности вызвало 3 задание (непроизносимые согласные). Давайте повторим эту тему.

Выборочный диктант – выписать слова с непроизносимой согласной, выполнить орфографический разбор.

- Что такое орфографический разбор? (Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1.  Выписать контрольное слово.

2.  Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3.  Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4.  Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5.  Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой)

1. Составление слова.

- Составьте слово.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

2. Обращение к целеполаганию.

- Что помогло вам догадаться, какое слова я вам загадала? Знание морфемного состава слова.

- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке? Повторить изученное по разделу «Морфемика».

 

3. Вступительная беседа:

Что вы знаете о морфемике? Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают? Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).

 

II. Операционно-познавательный.

1. «Пять минут на ответ».

 Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;

Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво.

2. Работа с текстом.

1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.

 

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» при­ставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Что­бы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть сло­ва что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

 

2. Выполнение заданий:

Определите основную мысль текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

Физминутка

Выполнение морфемного разбора - Морфемный разбор слова – это выделение всех частей слова (морфем) в слове. По-другому морфемный разбор слова называется разбором слова по составу или разбором по морфемам.

Последовательность морфемного разбора

Чтобы безошибочно запомнить, как сделать морфемный разбор слова, нужно следовать определенному плану.

Для начала нужно определить, к какой части речи относится слово, взятое для морфемного разбора.

Затем нужно выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова и посмотреть, какая часть слова изменилась. Изменяемая часть является окончанием.

Окончания графически выделяются квадратиком.

Затем нужно выделить основу слова. Все, что не является окончанием, входит в основу слова (кроме глагольных -ть, -ти, -чь, -л).

Основа графически выделяется подчеркиванием с обозначением границ основы.

Следующим шагом является выделение корня слова. Для того чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова, и посмотреть, какая часть слова является общей для всех родственных слов.

Корень слова графически обозначается дугой.

Затем нужно найти приставки и суффиксы слова, если они есть. Для этого нужно подобрать другие слова с такими же приставками и суффиксами.

Приставки графически обозначаются небольшим уголком, а суффиксы – крышечками.

Значение морфемного разбора

Морфемный разбор слова является одним из видов лингвистического анализа, который улучшает умение выделять морфемы в составе слова.

Умение выделять морфемы в слове помогает и при словообразовательном разборе, когда нужно понять, от какого слова и с помощью какой морфемы образуется то или иное слово или форма слова.

Так как морфема имеет и лексическое или грамматическое значение, и звучание, при морфемном разборе развиваются и фонетические умения.

Обращаясь к частеречной принадлежности при морфемном разборе, проводящий разбор развивает морфологические навыки и умения.

Морфемный разбор способствует развитию как навыков, касающихся морфемного и словообразовательных разделов, так и навыков, касающихся орфографии, так как решение большинства орфографических задач зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.

Выполнить морфемный разбор слова: беречь, переливами, проколоть, решение, учитель, выключатель, безбрежный, расписывался.

 

IV. Контрольно-оценочный.

Найди лишнее слово. Однокоренные слова.

- Какие слова называются однокоренными?

 

V. Итог урока.

3. Закончить предложение.

Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.

 

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это …(морфемика).

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).


Морфемика. Виды морфем. Орфография.
PPTX / 165.32 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.