12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фалина Ирина Валериевна674
Россия, Самарская обл., Самара

Работа на конкурс «Контрольная работа в формате теста по биологии за курс 10 класса»

Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии,

МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о. Самара

Спецификация теста по биологии для 10 класса.

Итоговый контроль.

1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.

2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)
  • ФИПИ

3. Структура работы.

На выполнение тестовой работы отводится 90 минут. Работа состоит из трех частей.

Часть А включает 4 задания:

     Задание 1.  Тест из 15 вопросов. К вопросам даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный. В этой части даны несложные задания.

     Задание 2. Работа с рисунком.

     Задание 3. Знание терминологии.

     Задание 4. Множественный выбор (три ответа).

Часть В  включает четыре задания:

     Задание 5. Из перечня исключить лишнее (на анализ информации).

     Задание 6. Установить соответствие.

     Задание 7. Определение последовательности процесса.

     Задание 8. Дополнение недостающей информации в таблицу.

Часть С включает 4 задания:

Задание 9. Нахождение ошибок в тексте.

Задание 10. Задача по теме «Размножение»

Задание 11. Задача по теме «Биосинтез белка»

Задание 12. Задача по теме «Генетика»

 

4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.

      Распределение заданий по основным содержательным  разделам учебного предмета «Биология»  представлено в таблице

 

Основные

блоки содержания

Виды деятельности и число заданий

1

2

3

Называть,

характеризовать

Сравнивать,

делать

выводы

Применение

знаний

(объяснение,

обоснование)

Химический состав и строение клеток.

 

Зад. №1(в.1-10), Зад.№ 2, 3, 4

 

 

Процессы жизнедеятельности клеток.

 

 

Зад. №5, 6, 7

 

 

Размножение и развитие. Генетика.

Зад. №1(в.11-15)

 

Зад. №9

Энергетический обмен

 

Зад. № 8

 

Решение задач по размножению

 

 

Зад. №10

Решение задач по молекулярной биологии

 

 

Зад. №11

Решение задач по генетике

 

 

Зад. №12

Итого

4 задания (25 б.)

4 задания (12 б.)

4 задания (13 б.)

 

Проверяемые умения:

1 – называть, характеризовать

2 – сравнивать, делать выводы

3 – применять знания (объяснять, обосновывать)

5.  Система оценивания.

 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Итого

 

15

3

5

2

6

2

2

2

3

3

3

4

50 баллов

 

Критерии оценки:

Максимальная сумма  - 50 баллов.

За выполнение 45-64% работы (23-32 балла) – 3 «удовлетворительно».

За выполнение 65-84% работы (33-42 балла) – 4 «хорошо».

За выполнение 85-100% работы (43-50 баллов) – 5 «отлично».

 

5.  Апробация  работы:  задания составлены по учебнику биологии, 10 класс, Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017.

6.  Условия применения.  Работа рассчитана на обучающихся 10 класса, изучавших курс биологии, который отвечает обязательному минимуму содержания среднего общего образования по биологии за 10 класс.

7.  Дополнительные материалы и оборудование.    Тесты, оценочные листы.

 

Итоговый контроль по биологии за курс 10 класса

Вариант 1

Часть А

Задание 1. Выбрать один ответ на вопрос.

1. Авторами клеточной теории считаются:

  1. Т. Шлейден и М. Шванн   
  2. Д. Уотсон и Ф. Крик
  3. Р. Гук и А. Левенгук        
  4. Ч. Дарвин и Д. Уоллес

2.Немембранным органоидом является:

  1. хлоропласт   
  2. эндоплазматическая сеть  
  3. аппарат Гольджи     
  4. рибосома

3. Из перечисленных органоидов только  у растений в клетках присут­ствуют:

  1. лейкопласты  
  2. митохондрии    
  3. рибосомы  
  4. лизосомы

4.Функция рибосом:

  1. фотосинтез
  2. синтез белка  
  3. формирование клеточного центра
  4. расщепление органических веществ

5. К прокариотам относится:

  1. малярийный плазмодий
  2. инфузория туфелька  
  3. холерный вибрион 
  4. трипаносома

6. К двумембранным органоидам относится

  1. комплекс Гольджи     
  2. лизосомы       
  3. рибосомы           
  4. хромопласты

7. Хроматин у эукариот находится в:

  1. ядре          
  2. цитоплазме   
  3. аппарате Гольджи             
  4. лизосомах

8. Какие клетки не содержат ядра:

  1. эритроциты человека       
  2. лейкоциты  
  3. клетки печени         
  4. эпителиальные клетки

9. Неклеточными формами жизни являются:  

  1. грибы         
  2. вирусы            
  3. простейшие           
  4. цианобактерии

10. Бактерии палочковидной формы

  1. кокки      
  2. бациллы      
  3. вибрионы           
  4. спирохеты

11. Значение митоза состоит в увеличении числа

  1. хромосом в половых клетках
  2. молекул ДНК в дочерних клетках
  3. хромосом в соматических клетках
  4. клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

12. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

  1. вирусы
  2. бактерии
  3. лишайники
  4. грибы

13. Бесполым путем часто размножаются:

  1. млекопитающие
  2. кишечнополостные
  3. рыбы
  4. птицы

14. Второй закон Г. Менделя называется законом

  1. расщепления
  2. единообразия
  3. сцепленного наследования
  4. независимого наследования

15.Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:

  1. близнецовый
  2. генеалогический
  3. цитологический
  4. популяционный

Задание 2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы:

А) Что изображено на рисунке?

Б) Где образуется?

В) Какие функции выполняет?

image-20200301025926-1.png

 

Задание 3. Определения каких терминов приведены ниже?

  1. Углевод, входящий в состав клеточной стенки бактерий?
  2. Восстановление природной структуры белка?
  3. Вирус, поражающий бактерии?
  4. Вещества, которые не растворяются в воде?
  5. Три нуклеотида, определяющие одну аминокислоту?

 

Задание 4. Выбрать три ответа.

Что не является функциями цитоплазмы:

  

 1) 

связывает ядро и органоиды

  

 2) 

передает наследственную информацию

  

 3) 

выполняет роль матрицы для синтеза углеводов

  

 4) 

служит местом расположения клеточных включений

  

 5) 

является внутренней средой клетки

  

 6) 

в ней располагаются хромосомы у эукариотических организмов

Часть В

Задание 5. Исключите лишнее слово, объясните, что послужило основанием для исключения:

А) трипсин, фибриноген, гемоглобин, фруктоза, глобулин

Б) ядерная оболочка, ДНК, ядрышко, хроматин, кариоплазма

В) транскрипция, иРНК, репликация, трансляция, белок

 

Задание 6. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом.

Характеристика процессов

Вид обмена веществ

А) требует затрат энергии

1-пластический

Б) идет с запасанием энергии в молекулах АТФ

2-энергетический

В) ассимиляция

 

Г) происходит в рибосомах и пластидах

 

Д) диссимиляция

 

Е) происходит в митохондриях, лизосомах цитоплазме

 

 

Задание №7. Установите правильную последовательность процессов при фотосинтезе:

А) использование АТФ для синтеза молекул глюкозы

Б) возбуждение мо­ле­ку­л хло­ро­фил­ла кван­тами света

В) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

Г) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

Д) фотолиз воды

Е) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

 

Задание №8.

Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов
в клетке». В пустые ячейки таблицы вставьте термины и понятия, приведённые в списке. 

 

Название этапа

Место протекания

в клетке

Энергетический эффект

А

Пищеварительный канал

Выделяемая энергия рассеивается

гликолиз

цитоплазма

В

дыхание

Б

36 молекул АТФ

 

Термины и понятия:

  1. Пластический
  2. Подготовительный этап
  3. Бескислородный этап
  4. 2 молекулы АТФ
  5. 38 молекул АТФ
  6. Лизосома
  7. Митохондрия
  8. Аппарат Гольджи

Часть С

Задание 9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

  1. Многие организмы размножаются бесполым и половым способами.
  2. Половое размножение происходит с помощью половых клеток- гамет, имеющих диплоидный набор хромосом.
  3. Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.
  4. Процесс образования половых клеток называется гаметогенезом.
  5. В результате овогенеза образуется 4 яйцеклетки.
  6. В половых клетках есть особая структура – акросома.

Задание 10. Решите задачу.

В клетках листа гороха содержится 14 хромосом. Определите:

А) Сколько хромосом у зародыша семени гороха?

Б) Сколько хромосом в клетках корня гороха?

В) Сколько хромосом имеют половые клетки гороха? Сделайте пояснения к своему ответу

Задание 11. Решите задачу.

Известно, что ген несет информацию о белке из 400 аминокислот. Расстояние между нуклеотидами ДНК составляет 0,34 нм. Скорость передвижения рибосомы по иРНК – 6 триплетов в секунду.

Определите:

А) количество нуклеотидов в гене (обе цепи ДНК);

Б) длину данного гена;

В) за какое время синтезируется данный белок?

Задание 12. Решите задачу.

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц, а голубой цвет глаз определяется рецессивным геном. Кареглазая женщина с длинными ресницами вышла замуж за голубоглазого мужчину с короткими ресницами. Известно, что ее отец тоже имел короткие ресницы и голубые глаза. Определите:

А) генотипы родителей и потомства;

Б) составьте схему решения задачи;

В) вероятность рождения детей, похожих на маму;

Г) какими законами можно объяснить полученные результаты?

Итоговый контроль по биологии за курс 10 класса

Вариант 2

Часть А

Задание 1. Выбрать один ответ на вопрос.

1. К клеточной теории отношения не имеет:

  1. Т. Шлейден
  2. М. Шванн   
  3. Р. Вирхов
  4. Д. Уоллес

2. Двумембранным органоидом является:

  1. хлоропласт   
  2. эндоплазматическая сеть  
  3. аппарат Гольджи     
  4. рибосомы

3. Из перечисленных органоидов у бактерий в клетках присут­ствуют только:

  1. лейкопласты  
  2. митохондрии   
  3. рибосомы  
  4. лизосомы

4.Функция пластид:

  1. фотосинтез
  2. синтез белка  
  3. формирование клеточного центра
  4. расщепление органических веществ

5. К прокариотам не относится:

  1. возбудитель туберкулеза
  2. холерный вибрион 
  3. трипаносома
  4. стафилококк

6. К двумембранным органоидам не относятся

  1. лейкопласты
  2. лизосомы      
  3. хлоропласты          
  4. хромопласты

7. Хромосома бактерий находится в:

  1. ядре          
  2. цитоплазме   
  3. митохондриях
  4. пластидах

8.Кто является представителем царства грибов:

  1. мукор
  2. хламидомонада
  3. кишечная палочка
  4. лямблия

9. Неклеточными формами жизни являются:  

  1. грибы         
  2. бактериофаги           
  3. простейшие           
  4. цианобактерии

10. Бактерии округлой формы

  1. кокки      
  2. бациллы      
  3. вибрионы           
  4. спирохеты

11. Значение митоза состоит в

  1. уменьшении числа хромосом в половых клетках
  2. увеличении количества хромосом в соматических клетках
  3. образовании клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
  4. образовании клеток с набором хромосом, отличающимся от набора материнской клетки

12. Какие формы жизни не имеют клеточного строения?

  1. вирусы
  2. бактерии
  3. лишайники
  4. грибы

13. Только половым путем размножаются:

  1. млекопитающие
  2. кишечнополостные
  3. простейшие
  4. водоросли

14. Первый закон Г. Менделя называется законом

  1. расщепления
  2. независимого наследования
  3. сцепленного наследования
  4. единообразия

15. Изучение строения и количества хромосом – это метод:

  1. близнецовый
  2. генеалогический
  3. цитологический
  4. популяционный

Задание 2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы:

А) Что изображено на рисунке?

Б) Где образуется?

В) Какие функции выполняет?

image-20200301031252-3.png

Задание 3. Определения каких терминов приведены ниже?

  1. Углевод, входящий в состав клеточной стенки растений?
  2. Нарушение природной структуры белка?
  3. Неклеточная форма жизни?
  4. Вещества, которые хорошо растворимы в воде?
  5. Мономер белка?

Задание 4. Выбрать три ответа.

Какую функции не выполняют нуклеиновые кислоты?

1) участвуют в процессе транскрипции

2) участвуют в процессе фотосинтеза

3) хранят наследственную информацию

4) входят в состав цитоплазматической мембраны

5) регулируют процессы жизнедеятельности

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Часть В

Задание 5. Исключите лишнее слово, объясните, что послужило основанием для исключения:

А) крахмал, рибоза, целлюлоза, хитин, гликоген

Б) рибосома, митохондрия, вакуоль, комплекс Гольджи, лизосома

В) подготовительный этап, гликолиз, брожение, клеточное дыхание, фотолиз

Задание 6. Установите соответствие между признаками и соответствующим процессом.

Признаки

Процесс

А) Происходит окисление органических веществ

1-фотосинтез

Б) Органические вещества синтезируются

2-дыхание

В) Происходит в хлоропластах

 

Г) Необходимое условие - свет

 

Д) Происходит все время

 

Е) Характерен для растений

 

 

Задание №7. Установите правильную последовательность процессов при фотосинтезе:

А) фотолиз воды

Б) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

В) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

Г) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

Д) использование АТФ для синтеза молекул глюкозы

Е) возбуждение мо­ле­ку­л хло­ро­фил­ла кван­тами света

Задание №8.

Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов
в клетке». В пустые ячейки таблицы вставьте термины и понятия, приведённые в списке. 

 

Название этапа

Место протекания

в клетке

Энергетический эффект

Подготовительный

Пищеварительный канал

В

гликолиз

цитоплазма

2 молекулы АТФ

А

Б

36 молекул АТФ

 

Термины и понятия:

  1. Пластический
  2. Бескислородный этап
  3. Аэробный этап
  4. 38 молекул АТФ
  5. АТФ не запасается
  6. Лизосома
  7. Митохондрия
  8. Аппарат Гольджи

Часть С

Задание 9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

  1. Представители хордовых размножаются бесполым и половым способами.
  2. Половое размножение происходит с помощью половых клеток- гамет
  3. Одной из разновидностей бесполого размножения является фрагментация.
  4. Процесс образования сперматозоидов называется гаметогенезом.
  5. У рептилий и земноводных оплодотворение внутреннее.
  6. Для млекопитающих характерно живорождение и забота о потомстве.

Задание 10. Решите задачу.

В клетках тела таракана содержится 48 хромосом. Определите:

А) Сколько хромосом в клетках кишечника таракана?

Б) Сколько хромосом в сперматозоидах таракана?

В) Сколько хромосом будет в оплодотворенной яйцеклетке таракана? Сделайте пояснения к своему ответу.

Задание 11. Решите задачу.

Известно, что ген несет информацию о белке из 900 аминокислот. Расстояние между нуклеотидами ДНК составляет 0,34 нм. Скорость передвижения рибосомы по иРНК – 6 триплетов в секунду.

Определите:

А) количество нуклеотидов в гене (обе цепи ДНК);

Б) длину данного гена;

В) за какое время синтезируется данный белок?

Задание 12. Решите задачу.

У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости, а светлая окраска волос определяется рецессивным геном. Светловолосая женщина правша вышла замуж за темноволосого мужчину правшу. Все его родственники имели темные волосы. У них родился темноволосый ребенок правша. Второй ребенок имел темные волосы, но был левшой. Определите:

А) генотипы родителей и потомства;

Б) составьте схему решения задачи;

В) какова вероятность рождения светловолосого ребенка левши;

Г) какими законами можно объяснить полученные результаты?

 

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

вопрос

Вариант 1

Вариант 2

1

1

4

2

4

1

3

1

3

4

2

1

5

3

3

6

4

2

7

1

2

8

1

1

9

2

2

10

2

1

11

4

3

12

1

1

13

2

1

14

1

4

15

2

3

 

Задание 2.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

А)

Структура молекулы АТФ

Структура нуклеотида РНК

Б)

В митохондриях

В ядре

В)

Унивесальный источник энергии

Участие в биосинтезе белка (иРНК, тРНК, рРНК)

 

Задание 3.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

1

муреин

целлюлоза

2

ренатурация

денатурация

3

бактериофаг

вирусы

4

гидрофобные

гидрофильные

5

триплет (кодон)

аминокислота

 

Задание 4.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

 

236

246

 

Задание 5.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

А)

Лишнее фруктоза. Это простой углевод. Остальные – белки.

Лишнее рибоза. Это простой углевод. Остальное – полисахариды.

Б)

Лишнее ДНК. Это нуклеиновая кислота. Остальное – части ядра.

Лишнее рибосома. Это немембранный органоид. Остальные – мембранные органоиды.

В)

Лишнее репликация. Этот процесс происходит в интерфазу. Все остальной характерно для процесса биосинтеза белка.

Лишнее фотолиз. Этот процесс идет в световую фазу фотосинтеза. Остальное – характеристики энергетического обмена.

 

Задание 6.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

 

121122

211121

 

Задание 7.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

 

БДЕВАГ

ЕАБВДГ

 

Задание 8.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

 

274

375

 

Задание 9.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

А)

№2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом.

№1. Хордовые размножаются только половым способом.

Б)

№4. В результате овогенеза образуется 1 яйцеклетка.

№4. Называется сперматогенезом.

В)

№6. Акросома есть только в сперматозоидах.

№5. У рептилий внутреннее оплодотворение, а у земноводных – внешнее.

 

 Задание 10.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

А)

У зародыша семени 14 хромосом. Развивается из диплоидной зиготы.

В клетках кишечника 48 хромосом, так как соматические клетки диплоидны.

Б)

В клетках корня 14 хромосом (соматические клетки, 2n)

В сперматозоидах таракана 24 хромосомы, так как половые клетки гаплоидны.

В)

Половые клетки гаплоидны, то есть содержат 7 хромосом.

Оплодотворенная яйцеклетка – это зигота, она имеет диплоиный набор хромосом= 48 хромосом.

Задание 11.

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

А)

1 аминокислота кодируется 3 нуклеотидами. 400х3=1200 нуклеотидов в 1 цепи (транскрибируемой). Ген состоит из 2-х цепей, т.е. содержит 1200х2=2400 нуклеотидов.

1 аминокислота кодируется 3 нуклеотидами. 900х3=2700 нуклеотидов в 1 цепи (транскрибируемой). Ген состоит из 2-х цепей, т.е. содержит 2700х2=5400 нуклеотидов.

Б)

Длина гена: 1200х0,34= 408 нм

Длина гена: 2700х0,34= 918 нм

В)

6 триплетов = 18 нуклеотидов. Рибосомы передвигаются по иРНК,

которая состоит из 1200 нуклеотидов. 1200 : 18= 66,7 сек

6 триплетов = 18 нуклеотидов. Рибосомы передвигаются по иРНК,

которая состоит из 2700 нуклеотидов. 2700 : 18= 150 сек

 

Задание 12.

 

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

 

А-дл.р.

а- кор.р.

В-карие

в- голубые

А-темн.в.

а- светл.в.

В-правша

в- левша

А)

Б)

P: ж. АаВв  х  м. аавв

G: АВ, Ав, аВ, ав        ав

F: АаВв – дл.р., кар.

    Аавв – дл.р., гол.

    ааВв – кор.р., кар.

    Аавв – кор.р., гол.

 

P: ж. ааВв  х  м. ААВв

G:  аВ, ав             АВ, Ав

F: АаВВ – темн., пр.

    АаВв –темн., пр.   

    АаВв – темн.,лев.

    Аавв – темн., лев.

 

В)

Мама кареглазая с длинными ресницами. Вероятность рождения ребенка с таким фенотипом составляет 25 %

Если мужчина гомозиготен по цвету волос, то вероятность рождения светловолосого ребенка левши 0%.

Г)

Закон независимого наследования признаков

Закон независимого наследования признаков.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Семяшкина Ирина Васильевна, 01.03.20 в 02:31 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Валерьевна, в критериях оценки проценты одинаковые в двух строках...

Отредактировано 01-03-2020 02:35

Фалина Ирина Валериевна, 01.03.20 в 09:45 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, большое спасибо за замечание. Исправила.
Фалина Ирина Валериевна
Комментарий был удалён пользователем 01 мар 2020 в 09:44
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.