Контрольная работа в формате теста по биологии (10 класс)
Работа на конкурс «Контрольная работа в формате теста по биологии за курс 10 класса»
Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии,
МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о. Самара
Спецификация теста по биологии для 10 класса.
Итоговый контроль.
1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.
2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)
- ФИПИ
3. Структура работы.
На выполнение тестовой работы отводится 90 минут. Работа состоит из трех частей.
Часть А включает 4 задания:
Задание 1. Тест из 15 вопросов. К вопросам даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный. В этой части даны несложные задания.
Задание 2. Работа с рисунком.
Задание 3. Знание терминологии.
Задание 4. Множественный выбор (три ответа).
Часть В включает четыре задания:
Задание 5. Из перечня исключить лишнее (на анализ информации).
Задание 6. Установить соответствие.
Задание 7. Определение последовательности процесса.
Задание 8. Дополнение недостающей информации в таблицу.
Часть С включает 4 задания:
Задание 9. Нахождение ошибок в тексте.
Задание 10. Задача по теме «Размножение»
Задание 11. Задача по теме «Биосинтез белка»
Задание 12. Задача по теме «Генетика»
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице
Основные блоки содержания |
Виды деятельности и число заданий |
||
1 |
2 |
3 |
|
Называть, характеризовать |
Сравнивать, делать выводы |
Применение знаний (объяснение, обоснование) |
|
Химический состав и строение клеток.
|
Зад. №1(в.1-10), Зад.№ 2, 3, 4 |
|
|
Процессы жизнедеятельности клеток.
|
|
Зад. №5, 6, 7
|
|
Размножение и развитие. Генетика. |
Зад. №1(в.11-15) |
|
Зад. №9 |
Энергетический обмен |
|
Зад. № 8 |
|
Решение задач по размножению |
|
|
Зад. №10 |
Решение задач по молекулярной биологии |
|
|
Зад. №11 |
Решение задач по генетике |
|
|
Зад. №12 |
Итого |
4 задания (25 б.) |
4 задания (12 б.) |
4 задания (13 б.) |
Проверяемые умения:
1 – называть, характеризовать
2 – сравнивать, делать выводы
3 – применять знания (объяснять, обосновывать)
5. Система оценивания.
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
Итого
|
15 |
3 |
5 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
50 баллов |
Критерии оценки:
Максимальная сумма - 50 баллов.
За выполнение 45-64% работы (23-32 балла) – 3 «удовлетворительно».
За выполнение 65-84% работы (33-42 балла) – 4 «хорошо».
За выполнение 85-100% работы (43-50 баллов) – 5 «отлично».
5. Апробация работы: задания составлены по учебнику биологии, 10 класс, Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2017.
6. Условия применения. Работа рассчитана на обучающихся 10 класса, изучавших курс биологии, который отвечает обязательному минимуму содержания среднего общего образования по биологии за 10 класс.
7. Дополнительные материалы и оборудование. Тесты, оценочные листы.
Итоговый контроль по биологии за курс 10 класса
Вариант 1
Часть А
Задание 1. Выбрать один ответ на вопрос.
1. Авторами клеточной теории считаются:
- Т. Шлейден и М. Шванн
- Д. Уотсон и Ф. Крик
- Р. Гук и А. Левенгук
- Ч. Дарвин и Д. Уоллес
2.Немембранным органоидом является:
- хлоропласт
- эндоплазматическая сеть
- аппарат Гольджи
- рибосома
3. Из перечисленных органоидов только у растений в клетках присутствуют:
- лейкопласты
- митохондрии
- рибосомы
- лизосомы
4.Функция рибосом:
- фотосинтез
- синтез белка
- формирование клеточного центра
- расщепление органических веществ
5. К прокариотам относится:
- малярийный плазмодий
- инфузория туфелька
- холерный вибрион
- трипаносома
6. К двумембранным органоидам относится
- комплекс Гольджи
- лизосомы
- рибосомы
- хромопласты
7. Хроматин у эукариот находится в:
- ядре
- цитоплазме
- аппарате Гольджи
- лизосомах
8. Какие клетки не содержат ядра:
- эритроциты человека
- лейкоциты
- клетки печени
- эпителиальные клетки
9. Неклеточными формами жизни являются:
- грибы
- вирусы
- простейшие
- цианобактерии
10. Бактерии палочковидной формы
- кокки
- бациллы
- вибрионы
- спирохеты
11. Значение митоза состоит в увеличении числа
- хромосом в половых клетках
- молекул ДНК в дочерних клетках
- хромосом в соматических клетках
- клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
12. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
- вирусы
- бактерии
- лишайники
- грибы
13. Бесполым путем часто размножаются:
- млекопитающие
- кишечнополостные
- рыбы
- птицы
14. Второй закон Г. Менделя называется законом
- расщепления
- единообразия
- сцепленного наследования
- независимого наследования
15.Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:
- близнецовый
- генеалогический
- цитологический
- популяционный
Задание 2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы:
А) Что изображено на рисунке?
Б) Где образуется?
В) Какие функции выполняет?
Задание 3. Определения каких терминов приведены ниже?
- Углевод, входящий в состав клеточной стенки бактерий?
- Восстановление природной структуры белка?
- Вирус, поражающий бактерии?
- Вещества, которые не растворяются в воде?
- Три нуклеотида, определяющие одну аминокислоту?
Задание 4. Выбрать три ответа.
Что не является функциями цитоплазмы: |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Часть В Задание 5. Исключите лишнее слово, объясните, что послужило основанием для исключения: А) трипсин, фибриноген, гемоглобин, фруктоза, глобулин Б) ядерная оболочка, ДНК, ядрышко, хроматин, кариоплазма В) транскрипция, иРНК, репликация, трансляция, белок
Задание 6. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом.
|
Задание №7. Установите правильную последовательность процессов при фотосинтезе:
А) использование АТФ для синтеза молекул глюкозы
Б) возбуждение молекул хлорофилла квантами света
В) соединение СО2 с рибулозодифосфатом
Г) образование запасного крахмала
Д) фотолиз воды
Е) образование АТФ и НАДФ*Н
Задание №8.
Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов
Термины и понятия:
Часть С Задание 9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Задание 10. Решите задачу. В клетках листа гороха содержится 14 хромосом. Определите: А) Сколько хромосом у зародыша семени гороха? Б) Сколько хромосом в клетках корня гороха? В) Сколько хромосом имеют половые клетки гороха? Сделайте пояснения к своему ответу Задание 11. Решите задачу. Известно, что ген несет информацию о белке из 400 аминокислот. Расстояние между нуклеотидами ДНК составляет 0,34 нм. Скорость передвижения рибосомы по иРНК – 6 триплетов в секунду. Определите: А) количество нуклеотидов в гене (обе цепи ДНК); Б) длину данного гена; В) за какое время синтезируется данный белок? Задание 12. Решите задачу. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц, а голубой цвет глаз определяется рецессивным геном. Кареглазая женщина с длинными ресницами вышла замуж за голубоглазого мужчину с короткими ресницами. Известно, что ее отец тоже имел короткие ресницы и голубые глаза. Определите: А) генотипы родителей и потомства; Б) составьте схему решения задачи; В) вероятность рождения детей, похожих на маму; Г) какими законами можно объяснить полученные результаты? Итоговый контроль по биологии за курс 10 класса Вариант 2 Часть А Задание 1. Выбрать один ответ на вопрос. 1. К клеточной теории отношения не имеет:
2. Двумембранным органоидом является:
3. Из перечисленных органоидов у бактерий в клетках присутствуют только:
4.Функция пластид:
5. К прокариотам не относится:
6. К двумембранным органоидам не относятся
7. Хромосома бактерий находится в:
8.Кто является представителем царства грибов:
9. Неклеточными формами жизни являются:
10. Бактерии округлой формы
11. Значение митоза состоит в
12. Какие формы жизни не имеют клеточного строения?
13. Только половым путем размножаются:
14. Первый закон Г. Менделя называется законом
15. Изучение строения и количества хромосом – это метод:
Задание 2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на следующие вопросы: А) Что изображено на рисунке? Б) Где образуется? В) Какие функции выполняет? Задание 3. Определения каких терминов приведены ниже?
Задание 4. Выбрать три ответа. Какую функции не выполняют нуклеиновые кислоты? 1) участвуют в процессе транскрипции 2) участвуют в процессе фотосинтеза 3) хранят наследственную информацию 4) входят в состав цитоплазматической мембраны 5) регулируют процессы жизнедеятельности 6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
Задание №7. Установите правильную последовательность процессов при фотосинтезе: А) фотолиз воды Б) образование АТФ и НАДФ*Н В) соединение СО2 с рибулозодифосфатом Г) образование запасного крахмала Д) использование АТФ для синтеза молекул глюкозы Е) возбуждение молекул хлорофилла квантами света Задание №8.
ОТВЕТЫ: Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
Задание 8.
Задание 9.
Задание 10.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11.
Задание 12.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Семяшкина Ирина Васильевна
Фалина Ирина Валериевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Фалина Ирина Валериевна