Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм» (Биология, 9 класс)

7
0
Материал опубликован 30 July 2017 в группе

Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм»

(9 класс, предпрофильная подготовка)

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в тетради для контрольных работ. Запишите дату выполнения контрольной работы, вариант работы.

На контрольную работу отводиться 45 минут. Она содержит несколько типов задания:

Тип задания

Количество баллов за правильный ответ

Как записать ответ

задания с одним вариантом ответа из нескольких

1

задания, требующие дописать ответ из одного или двух слов

2

Не надо переписывать задание или предложение, надо записать нужные термины в той последовательности, в какой они спрашиваются в вопросе. Например: Третичная структура белка представляет собой _______, соединённую слабыми связями _________. Ответ: глобулу, дисульфидных мостиков.

задания, требующие множественного ответа (три ответа из шести предложенных)

2

Записать последовательность цифр от наименьшей к наибольшей:246,

НЕЛЬЗЯ: 462

задания на соответствие

2

Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр:

 

а

б

в

г

д

е

1

1

1

2

2

2

 

 

Можно записать только последовательность цифр: 111222

задания на установление последовательности процесса

2

Распределите все цифры или буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ.

задания с биологическим рисунком

3

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы к нему.

задания на исправления ошибок в тексте

3

Найдите предложения с ошибкой. Запишите номер этого предложения и его правильный текст. Три балла будет поставлено за три правильно исправленных предложения.

задания, требующие развёрнутого ответа

3

Дайте чёткий развёрнутый ответ, сформулируйте его по правилам русского языка.

Внимательно читайте информацию перед заданиями, чтобы понять, какое задание предстоит решить. Перед тем, как сдать работу, проверьте правильность выполненных заданий и переписанных ответов.

Желаю успеха!

Оценивание: максимально за работу можно получить 41 балл.

Отметка «2» – от 0 до 50% - меньше 21 балла

Отметка «3» – от 51% до 70% - от 21 до 28,5 баллов

Отметка «4» – от 71% до 85% - от 29 до 34,5 баллов

Отметка «5» – от 86% до 100% - от 35 до 41 балла

Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм»

Вариант I

Ответами к заданиям 1-8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру возле номера соответствующего задания.

1. В каком случае указан состав нуклеотида РНК?

а) тимин-рибоза-фосфат; б) цитозин-дезоксирибоза-фосфат;

в) урацил-рибоза-фосфат; г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.

2.Сколько молекул АТФ синтезируется в результате бескислородного этапа энергетического обмена:

а) 0; б) 2;

в) 36; г) 38.

3.Сколько молекул АТФ синтезируется в результате энергетического обмена:

а) 0; б) 2;

в) 36; г) 38.

4. Главное отличие фотосинтеза от других реакций анаболизма – в том, что:

а) он осуществляется высокоспецифичными ферментами;

б) он идет в хлоропластах;

в) на синтез промежуточных продуктов используется энергия АТФ;

г) на синтез органических веществ используется энергия солнечного света.

5. Хлорофилл является ключевой молекулой фотосинтеза, потому что:

а) это мембранный белок;

б) в его составе есть атом магния;

в) его электроны способны, поглощая квант света, переходить на высокий энергетический уровень;

г) он обеспечивает зеленую окраску растений включение атмосферного СО2 в состав органических молекул.

6. Темновая фаза фотосинтеза протекает:

а) в тилакоидах хлоропласта; б) в хлоропласте;

в) в строме хлоропласта; г) в цитоплазме клетки.

7. К фотосинтезу НЕ способны:

а) грибы; б) цианобактерии;

в) красные водоросли; г) бурые водоросли.

8. Продуктом транскрипции является:

а) молекула белка; б) молекула ДНК;

в) синтез всех РНК; г) молекула целлюлозы.

Ответами к заданиям 9-15 является одно слово (несколько слов, словосочетание), которое надо записать возле номера соответствующего задания.

9. Все биополимеры состоят из ________________. Пример такого биополимера: ________.

10. Крахмал, гликоген, целлюлоза – это ____________________________________.

11. 1 г липидов расщепляется с выделением _____кДж. Это определяет их __________ функцию.

12. Белки как биополимеры состоят из мономеров, а именно __________________________.

13. Карбоксильная группа в составе аминокислоты обладает __________________ свойствами.

14. Первичная структура белка представляет собой __________, соединённых сильной __________ связью.

15. Белки с химической точки зрения обладают ____________________________ свойствами.

Ответом к заданиям 16, 17 является три верных ответа из шести предложенных, которые надо записать возле номера соответствующего задания (учитывая алфавитный порядок).

16. Выберите три правильных ответа. Как называют составную часть метаболизма, в результате которой происходит синтез сложных органических соединений:

а) анаболизм; б) энергетический обмен; в) катаболизм;

г) пластический обмен; д) диссимиляция; е) ассимиляция.

17. Выберите три правильных ответа. Какие функции в клетке выполняют углеводы?

а) каталитическую б) энергетическую в) двигательную

г) структурную д) запасающую е) сократительную.

Ответом к заданию 18 является соответствие цифр 1 и 2 утверждениям а) – е). Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр 1 и 2.

18. Установите соответствие между молекулами и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

а) источник энергии 1. РНК

б) различают три типа по величине, структуре и функциям 2. АТФ

в) мономер

 

а

б

в

г

д

е

           
г) является матрицей в процессе трансляции (этап синтеза белка)

 

д) полимер

е) макроэргическое соединение

Ответом к заданиям 19 - 20 будет последовательность букв, которые отражают последовательность процессов при биосинтезе белка. Распределите все буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ.

19. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации:
а) присоединение рибосомы к иРНК;
б) образование пептидной связи между аминокислотами;
в) поступление иРНК в цитоплазму;
г) транскрипция;
д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.

20. Установите последовательность процессов энергетиче­ского обмена в клетке:

а) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии;

б) расщепление биополимеров до мономеров;

в) синтез 36 молекул АТФ;

г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;

д) слияние лизосомы с пищевой частицей, содержащей органи­ческие вещества.

Рассмотрите рисунок и запишите ответы на вопросы к нему возле номера соответствующего задания.

 

21. Рассмотрите рисунок.

Какое вещество изображено на рисунке? Приведите примеры такого вещества? Какую структуру имеет данное вещество.

Прочитайте текст. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 22.

1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и-РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идёт сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

23. Охарактеризуйте строительную функцию белков. Дайте развёрнутый ответ.

 

Контрольная работа по теме «Химический состав. Метаболизм»

Вариант II

Ответами к заданиям 1-8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру возле номера соответсвующего задания.

1. В каком случае указан состав нуклеотида ДНК?

а) тимин-рибоза-фосфат; б) цитозин-рибоза-фосфат;

в) урацил-рибоза-фосфат; г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.

2. Сколько молекул АТФ синтезируется в результате подготовительного этапа энергетического обмена:

а) 0; б) 2;

в) 36; г) 38.

3. Сколько молекул АТФ синтезируется в результате кислородного этапа энергетического обмена:

а) 0; б) 2;

в) 36; г) 38.

4. В клетках растений световоспринимающие комплексы из хлорофилла расположены:

а) в мембранах тилакоидов; б) во внутреннем пространстве тилакоидов;

в) в строме хлоропласта; г) на внешней мембране хлоропласта.

5. Основной процесс, идущий в темновой фазе фотосинтеза – это:

а) синтез АТФ; б) синтез углеводов;

в) поглощение кислорода; г) расщепление жиров.

6. Из темновой фазы фотосинтеза в световую идут:

а) протоны; б) энергия, запасенная в связях молекул АТФ и НАДФ•Н;

в) низкоэнергетические молекулы-переносчики АДФ и НАДФ+; г) ничего.

7. В отличие от фотосинтеза, в процессе ХЕМОСИНТЕЗА:

а) образуются органические вещества из неорганических;

б) используется энергия окисления неорганических веществ;

в) органические вещества расщепляются до неорганических;

г) источником углерода служит углекислый газ.

8. Продуктом трансляции является:

а) молекула белка; б) молекула ДНК;

в) синтез всех РНК; г) сборка рибосом.

Ответами к заданиям 9-15 является одно слово (несколько слов, словосочетание), которое надо записать возле номера соответствующего задания.

9. К органическим веществам, содержащимся в клетках, относятся: _________________________.

10. Глюкоза, фруктоза, галактоза – это ____________________________.

11. Липид состоит из _____________ и 3х молекул жирных кислот.

12. Аминогруппа в составе аминокислоты обладает __________________ свойствами.

13. Вторичная структура белка представляет собой __________, соединённую слабой __________ связью.

14. Процесс восстановления природной структуры белка называется ____________________________.

15. Молекула АТФ состоит из __________________, __________________ и трёх остатков фосфорной кислоты.

Ответом к заданиям 16, 17 является три верных ответа из шести предложенных, которые надо записать возле номера соответствующего задания (учитывая алфавитный порядок).

16. Выберите три правильных ответа. Как называют составную часть метаболизма, в результате которой синтезируется АТФ:

а) анаболизм; б) энергетический обмен; в) катаболизм;

г) пластический обмен; д) диссимиляция; е) ассимиляция.

17. Какие функции выполняет ДНК?

а) переносит наследственную информацию от хромосом к месту синтеза белка;

б) хранит наследственную информацию в виде последовательностей нуклеотидов;

в) является матрицей для синтеза и-РНК;

г) участвует в синтезе белка;

д) транспортирует аминокислоты к месту синтезу белка;

е) передаёт наследственную информацию из поколения в поколение.

Ответом к заданию 18 является соответствие цифр 1 и 2 утверждениям а) – е). Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр 1 и 2.

18. Установите соответствие между молекулами и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

а) две спирально закрученные цепи 1. ДНК

б) одноцепочный полимер 2. РНК

в) функции: структурная, транспортная

 

а

б

в

г

д

е

           
г) функции: хранение и передача наследственной информации

 

д) способна к редупликации

е) способна к процессингу и сплайсингу.

 

Ответом к заданиям 19 - 20 будет последовательность букв, которые отражают последовательность процессов при биосинтезе белка. Распределите все буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ.

19. Установите последовательность процессов при реализа­ции наследственной информации:
а) двойная спираль ДНК раскручивается;
б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет ну­клеотиды;
в) молекула и-РНК поступает в цитоплазму;
г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК;
д) и-РНК связывается с рибосомой.

20. Установите последовательность расщепления молекул крахмала в организме человека:

а) всасывание глюкозы в кровь;

б) образование углекислого газа и воды;

в) гликолиз, образование пировиноградной кислоты;

г) расщепление молекул крахмала до дисахаридов в ротовой по­лости;

д) образование молекул глюкозы.

Рассмотрите рисунок и запишите ответы на вопросы к нему возле номера соответствующего задания.

21. Схема какого процесса изображена на рисунке?

Под действием каких факторов происходит этот процесс?

Каковы разновидности этого процесса?

Прочитайте текст. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

22.

1. Клетки животных имеют клеточную стенку, в состав которой входит хитин. 2. К моносахаридам относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. 3. Глюкоза является основным источником энергии. 4. Запасным питательным веществом в клетках животных является крахмал. 5. Способ питания всех животных сапротрофный.

23. Охарактеризуйте защитную функцию липидов?

Ответы к заданиям:

ЗАДАНИЯ 1-8 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 1 БАЛЛ)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1 вариант

в

б

г

г

в

а

а

в

2 вариант

г

а

в

а

а

г

б

а

ЗАДАНИЯ 9-15 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 2 БАЛЛА)

 

9

10

11

12

13

14

15

1 вариант

мономеров,

белок или нуклеиновая кислота или

полисахарид

полисаха-

риды

38,9,

энергети-ческую

амино-кислот

кислотными

цепь

аминокислот,

пептидной

амфотер-ными

2 вариант

белки, жиры, углеводы, нуклиновые кислоты, АТФ

(любые два вещества)

моносаха-риды

глицерина

основ-ными

спираль,

водородной

ренатурация

аденин,

рибоза

ЗАДАНИЯ 16-20 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 2 БАЛЛА)

 

16

17

18

19

20

1 вариант

аге

бгд

212112

гвадб

дбгав

2 вариант

бвд

бве

122112

агбвд

гдавб

ЗАДАНИЯ 21-23 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 3 БАЛЛА)

1 вариант

2 вариант

21. 1. На рисунке изображена молекула белка.

2. Примерами таких белков являются гемоглобин, миоглобин, хлорофилл. 3. Данный белок находится в четвертичной структуре – объединение нескольких глобул с ионом металла, в данном случае – с гемом железа. Соединение обеспечивается слабыми радикальными, гидрофобными связями.

21.1. Изображена схема денатурации белка – разрушение природной структуры белка. 2. Факторы: изменение температуры, действие химических веществ, обезвоживание, облучение и.др. 3. Различают необратисую денатурацию (разрушение затрагивает первичную структуру) и обратисую денатурацию (разрушается четвертичная, третичная, вторичная структуры, но первичная сохраняется).

22. 1. Биосинтез белка осуществляется в два этапа: транскрипция и трансляция, а гликолиз – этап энергетического обмена. 3. Сплайсингу подвергается и-РНК. 5. Трансляция идёт за счёт энергии АТФ.

22. 1. Клетки животных не содержат клеточной стенки, а хитин входит в состав клеточной стенки грибов. 4. Запасным питательным веществом в клетках животных является гликоген, а крахмал – запасное вещество клеток растений. 5. Способ питания всех животных – гетеротрофный, т.е. среди них есть и сапротрофы, и паразиты, и миксотрофы.

23. Строительная функция белков:

1. Белки входят в состав клеточных мембран и органоидов клеток, например, рибосом. 2. Участвуют в образовании стенок кровеносных сосудов, хрящей, например, эластин. 3. Участвует в образовании сухожилий (коллаген), волос (кератин).

23. Защитная функция липидов проявляется в следующем: 1 Жировая прослойка является амортизацией органов и тканей от ударов и повреждений. 2. Жир является теплоизолятором, а также обеспечивает плавучесть животных. 3. Воск является водоотталкивающим средством, которое предохраняет от смачивания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.