Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм» (Биология, 9 класс)
Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм»
(9 класс, предпрофильная подготовка)
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в тетради для контрольных работ. Запишите дату выполнения контрольной работы, вариант работы.
На контрольную работу отводиться 45 минут. Она содержит несколько типов задания:
Тип задания |
Количество баллов за правильный ответ |
Как записать ответ |
||||||||||||||||||
задания с одним вариантом ответа из нескольких |
1 |
1б |
||||||||||||||||||
задания, требующие дописать ответ из одного или двух слов |
2 |
Не надо переписывать задание или предложение, надо записать нужные термины в той последовательности, в какой они спрашиваются в вопросе. Например: Третичная структура белка представляет собой _______, соединённую слабыми связями _________. Ответ: глобулу, дисульфидных мостиков. |
||||||||||||||||||
задания, требующие множественного ответа (три ответа из шести предложенных) |
2 |
Записать последовательность цифр от наименьшей к наибольшей:246, НЕЛЬЗЯ: 462 |
||||||||||||||||||
задания на соответствие |
2 |
Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр:
Можно записать только последовательность цифр: 111222 |
||||||||||||||||||
задания на установление последовательности процесса |
2 |
Распределите все цифры или буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ. |
||||||||||||||||||
задания с биологическим рисунком |
3 |
Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы к нему. |
||||||||||||||||||
задания на исправления ошибок в тексте |
3 |
Найдите предложения с ошибкой. Запишите номер этого предложения и его правильный текст. Три балла будет поставлено за три правильно исправленных предложения. |
||||||||||||||||||
задания, требующие развёрнутого ответа |
3 |
Дайте чёткий развёрнутый ответ, сформулируйте его по правилам русского языка. |
Внимательно читайте информацию перед заданиями, чтобы понять, какое задание предстоит решить. Перед тем, как сдать работу, проверьте правильность выполненных заданий и переписанных ответов.
Желаю успеха!
Оценивание: максимально за работу можно получить 41 балл.
Отметка «2» – от 0 до 50% - меньше 21 балла
Отметка «3» – от 51% до 70% - от 21 до 28,5 баллов
Отметка «4» – от 71% до 85% - от 29 до 34,5 баллов
Отметка «5» – от 86% до 100% - от 35 до 41 балла
Контрольная работа по теме «Химический состав клетки. Метаболизм»
Вариант I
Ответами к заданиям 1-8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру возле номера соответствующего задания. |
1. В каком случае указан состав нуклеотида РНК?
а) тимин-рибоза-фосфат; б) цитозин-дезоксирибоза-фосфат;
в) урацил-рибоза-фосфат; г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.
2.Сколько молекул АТФ синтезируется в результате бескислородного этапа энергетического обмена:
а) 0; б) 2;
в) 36; г) 38.
3.Сколько молекул АТФ синтезируется в результате энергетического обмена:
а) 0; б) 2;
в) 36; г) 38.
4. Главное отличие фотосинтеза от других реакций анаболизма – в том, что:
а) он осуществляется высокоспецифичными ферментами;
б) он идет в хлоропластах;
в) на синтез промежуточных продуктов используется энергия АТФ;
г) на синтез органических веществ используется энергия солнечного света.
5. Хлорофилл является ключевой молекулой фотосинтеза, потому что:
а) это мембранный белок;
б) в его составе есть атом магния;
в) его электроны способны, поглощая квант света, переходить на высокий энергетический уровень;
г) он обеспечивает зеленую окраску растений включение атмосферного СО2 в состав органических молекул.
6. Темновая фаза фотосинтеза протекает:
а) в тилакоидах хлоропласта; б) в хлоропласте;
в) в строме хлоропласта; г) в цитоплазме клетки.
7. К фотосинтезу НЕ способны:
а) грибы; б) цианобактерии;
в) красные водоросли; г) бурые водоросли.
8. Продуктом транскрипции является:
а) молекула белка; б) молекула ДНК;
в) синтез всех РНК; г) молекула целлюлозы.
Ответами к заданиям 9-15 является одно слово (несколько слов, словосочетание), которое надо записать возле номера соответствующего задания. |
9. Все биополимеры состоят из ________________. Пример такого биополимера: ________.
10. Крахмал, гликоген, целлюлоза – это ____________________________________.
11. 1 г липидов расщепляется с выделением _____кДж. Это определяет их __________ функцию.
12. Белки как биополимеры состоят из мономеров, а именно __________________________.
13. Карбоксильная группа в составе аминокислоты обладает __________________ свойствами.
14. Первичная структура белка представляет собой __________, соединённых сильной __________ связью.
15. Белки с химической точки зрения обладают ____________________________ свойствами.
Ответом к заданиям 16, 17 является три верных ответа из шести предложенных, которые надо записать возле номера соответствующего задания (учитывая алфавитный порядок). |
16. Выберите три правильных ответа. Как называют составную часть метаболизма, в результате которой происходит синтез сложных органических соединений:
а) анаболизм; б) энергетический обмен; в) катаболизм;
г) пластический обмен; д) диссимиляция; е) ассимиляция.
17. Выберите три правильных ответа. Какие функции в клетке выполняют углеводы?
а) каталитическую б) энергетическую в) двигательную
г) структурную д) запасающую е) сократительную.
Ответом к заданию 18 является соответствие цифр 1 и 2 утверждениям а) – е). Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр 1 и 2. |
18. Установите соответствие между молекулами и их особенностями.
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ
а) источник энергии 1. РНК
б) различают три типа по величине, структуре и функциям 2. АТФ
в) мономер
а |
б |
в |
г |
д |
е |
д) полимер
е) макроэргическое соединение
Ответом к заданиям 19 - 20 будет последовательность букв, которые отражают последовательность процессов при биосинтезе белка. Распределите все буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ. |
19. Установите последовательность процессов при реализации наследственной информации:
а) присоединение рибосомы к иРНК;
б) образование пептидной связи между аминокислотами;
в) поступление иРНК в цитоплазму;
г) транскрипция;
д) перемещение тРНК с аминокислотами к рибосомам.
20. Установите последовательность процессов энергетического обмена в клетке:
а) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии;
б) расщепление биополимеров до мономеров;
в) синтез 36 молекул АТФ;
г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
д) слияние лизосомы с пищевой частицей, содержащей органические вещества.
Рассмотрите рисунок и запишите ответы на вопросы к нему возле номера соответствующего задания. |
21. Рассмотрите рисунок.
Какое вещество изображено на рисунке? Приведите примеры такого вещества? Какую структуру имеет данное вещество.
Прочитайте текст. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. |
22.
1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и-РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идёт сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.
23. Охарактеризуйте строительную функцию белков. Дайте развёрнутый ответ.
Контрольная работа по теме «Химический состав. Метаболизм»
Вариант II
Ответами к заданиям 1-8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру возле номера соответсвующего задания. |
1. В каком случае указан состав нуклеотида ДНК?
а) тимин-рибоза-фосфат; б) цитозин-рибоза-фосфат;
в) урацил-рибоза-фосфат; г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.
2. Сколько молекул АТФ синтезируется в результате подготовительного этапа энергетического обмена:
а) 0; б) 2;
в) 36; г) 38.
3. Сколько молекул АТФ синтезируется в результате кислородного этапа энергетического обмена:
а) 0; б) 2;
в) 36; г) 38.
4. В клетках растений световоспринимающие комплексы из хлорофилла расположены:
а) в мембранах тилакоидов; б) во внутреннем пространстве тилакоидов;
в) в строме хлоропласта; г) на внешней мембране хлоропласта.
5. Основной процесс, идущий в темновой фазе фотосинтеза – это:
а) синтез АТФ; б) синтез углеводов;
в) поглощение кислорода; г) расщепление жиров.
6. Из темновой фазы фотосинтеза в световую идут:
а) протоны; б) энергия, запасенная в связях молекул АТФ и НАДФ•Н;
в) низкоэнергетические молекулы-переносчики АДФ и НАДФ+; г) ничего.
7. В отличие от фотосинтеза, в процессе ХЕМОСИНТЕЗА:
а) образуются органические вещества из неорганических;
б) используется энергия окисления неорганических веществ;
в) органические вещества расщепляются до неорганических;
г) источником углерода служит углекислый газ.
8. Продуктом трансляции является:
а) молекула белка; б) молекула ДНК;
в) синтез всех РНК; г) сборка рибосом.
Ответами к заданиям 9-15 является одно слово (несколько слов, словосочетание), которое надо записать возле номера соответствующего задания. |
9. К органическим веществам, содержащимся в клетках, относятся: _________________________.
10. Глюкоза, фруктоза, галактоза – это ____________________________.
11. Липид состоит из _____________ и 3х молекул жирных кислот.
12. Аминогруппа в составе аминокислоты обладает __________________ свойствами.
13. Вторичная структура белка представляет собой __________, соединённую слабой __________ связью.
14. Процесс восстановления природной структуры белка называется ____________________________.
15. Молекула АТФ состоит из __________________, __________________ и трёх остатков фосфорной кислоты.
Ответом к заданиям 16, 17 является три верных ответа из шести предложенных, которые надо записать возле номера соответствующего задания (учитывая алфавитный порядок). |
16. Выберите три правильных ответа. Как называют составную часть метаболизма, в результате которой синтезируется АТФ:
а) анаболизм; б) энергетический обмен; в) катаболизм;
г) пластический обмен; д) диссимиляция; е) ассимиляция.
17. Какие функции выполняет ДНК?
а) переносит наследственную информацию от хромосом к месту синтеза белка;
б) хранит наследственную информацию в виде последовательностей нуклеотидов;
в) является матрицей для синтеза и-РНК;
г) участвует в синтезе белка;
д) транспортирует аминокислоты к месту синтезу белка;
е) передаёт наследственную информацию из поколения в поколение.
Ответом к заданию 18 является соответствие цифр 1 и 2 утверждениям а) – е). Воспользуйтесь таблицей, данной в задании, впишите во вторую строку последовательность цифр 1 и 2. |
18. Установите соответствие между молекулами и их особенностями.
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ
а) две спирально закрученные цепи 1. ДНК
б) одноцепочный полимер 2. РНК
в) функции: структурная, транспортная
а |
б |
в |
г |
д |
е |
д) способна к редупликации
е) способна к процессингу и сплайсингу.
Ответом к заданиям 19 - 20 будет последовательность букв, которые отражают последовательность процессов при биосинтезе белка. Распределите все буквы, под которыми даны утверждения, и запишите их в правильной последовательности. Например, ДВАГБЕ. |
19. Установите последовательность процессов при реализации наследственной информации:
а) двойная спираль ДНК раскручивается;
б) фермент РНК-полимераза один за другим присоединяет нуклеотиды;
в) молекула и-РНК поступает в цитоплазму;
г) РНК-полимераза «садится» на кодирующую цепь ДНК;
д) и-РНК связывается с рибосомой.
20. Установите последовательность расщепления молекул крахмала в организме человека:
а) всасывание глюкозы в кровь;
б) образование углекислого газа и воды;
в) гликолиз, образование пировиноградной кислоты;
г) расщепление молекул крахмала до дисахаридов в ротовой полости;
д) образование молекул глюкозы.
Рассмотрите рисунок и запишите ответы на вопросы к нему возле номера соответствующего задания. |
21. Схема какого процесса изображена на рисунке?
Под действием каких факторов происходит этот процесс?
Каковы разновидности этого процесса?
Прочитайте текст. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. |
22.
1. Клетки животных имеют клеточную стенку, в состав которой входит хитин. 2. К моносахаридам относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. 3. Глюкоза является основным источником энергии. 4. Запасным питательным веществом в клетках животных является крахмал. 5. Способ питания всех животных сапротрофный.
23. Охарактеризуйте защитную функцию липидов?
Ответы к заданиям:
ЗАДАНИЯ 1-8 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 1 БАЛЛ)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 вариант |
в |
б |
г |
г |
в |
а |
а |
в |
2 вариант |
г |
а |
в |
а |
а |
г |
б |
а |
ЗАДАНИЯ 9-15 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 2 БАЛЛА)
|
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 вариант |
мономеров, белок или нуклеиновая кислота или полисахарид |
полисаха- риды |
38,9, энергети-ческую |
амино-кислот |
кислотными |
цепь аминокислот, пептидной |
амфотер-ными |
2 вариант |
белки, жиры, углеводы, нуклиновые кислоты, АТФ (любые два вещества) |
моносаха-риды |
глицерина |
основ-ными |
спираль, водородной |
ренатурация |
аденин, рибоза |
ЗАДАНИЯ 16-20 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 2 БАЛЛА)
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 вариант |
аге |
бгд |
212112 |
гвадб |
дбгав |
2 вариант |
бвд |
бве |
122112 |
агбвд |
гдавб |
ЗАДАНИЯ 21-23 (ОЦЕНИВАЮТСЯ В 3 БАЛЛА)
1 вариант |
2 вариант |
21. 1. На рисунке изображена молекула белка. 2. Примерами таких белков являются гемоглобин, миоглобин, хлорофилл. 3. Данный белок находится в четвертичной структуре – объединение нескольких глобул с ионом металла, в данном случае – с гемом железа. Соединение обеспечивается слабыми радикальными, гидрофобными связями. |
21.1. Изображена схема денатурации белка – разрушение природной структуры белка. 2. Факторы: изменение температуры, действие химических веществ, обезвоживание, облучение и.др. 3. Различают необратисую денатурацию (разрушение затрагивает первичную структуру) и обратисую денатурацию (разрушается четвертичная, третичная, вторичная структуры, но первичная сохраняется). |
22. 1. Биосинтез белка осуществляется в два этапа: транскрипция и трансляция, а гликолиз – этап энергетического обмена. 3. Сплайсингу подвергается и-РНК. 5. Трансляция идёт за счёт энергии АТФ. |
22. 1. Клетки животных не содержат клеточной стенки, а хитин входит в состав клеточной стенки грибов. 4. Запасным питательным веществом в клетках животных является гликоген, а крахмал – запасное вещество клеток растений. 5. Способ питания всех животных – гетеротрофный, т.е. среди них есть и сапротрофы, и паразиты, и миксотрофы. |
23. Строительная функция белков: 1. Белки входят в состав клеточных мембран и органоидов клеток, например, рибосом. 2. Участвуют в образовании стенок кровеносных сосудов, хрящей, например, эластин. 3. Участвует в образовании сухожилий (коллаген), волос (кератин). |
23. Защитная функция липидов проявляется в следующем: 1 Жировая прослойка является амортизацией органов и тканей от ударов и повреждений. 2. Жир является теплоизолятором, а также обеспечивает плавучесть животных. 3. Воск является водоотталкивающим средством, которое предохраняет от смачивания. |