Методическая разработка урока по биологии на тему «Химический состав клетки» (Биология, 7 класс)
Тема: Химический состав клетки.
Цель урока: Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи
Образовательные: продолжить формирование знаний воспитанников о строении клетки; изучить химический состав клетки; доказать, что клетка имеет органические и неорганические вещества путём демонстрации опытов; раскрыть значение органических и неорганических веществ в клетке.
Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу, образную память и речь воспитанников; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение воспитанников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; сформировать навыки работы с биологическими объектами; развивать познавательный интерес с помощью демонстрации опытов определения химического состава клетки.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе, эмоционально-ценностное отношение к живой природе; формировать у воспитанников интерес к изучению биологии.
Формирование УУД
Личностные УУД:
осознание неполноты знаний и развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению клеточного строения организмов;
осознавать необходимость изучения биологии, строения клетки;
осознание возможности познаваемости окружающего мира с помощью опытов;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу класса;
развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
развитие навыков работы с биологическими объектами.
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выполнять задания в соответствии с поставленной целью и осознавать конечный результат работы;
оценивать совместно с преподавателем результаты своих действий;
сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;
формировать приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников информации;
умение применять полученные знания на уроке в жизненных ситуациях;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;
обсуждать информацию в рабочей группе;
продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;
продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
расширить представление о строении клетки;
извлекать информацию о химическом составе клетки, а также роли органических и неорганических веществ;
сформировать умение ориентироваться в учебнике, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и использовать информацию;
сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;
сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять значения новых слов;
сформировать умение определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- химический состав клетки;
- многообразие химических веществ в клетке;
- роль органических и неорганических веществ в клетке;
- основные термины и понятия по теме урока.
уметь:
- доказывать общность живой и неживой природы на уровне химического состава;
- отличать органические вещества от неорганических;
- раскрывать значимость органических и неорганических веществ в клетке;
- определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;
- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.
Личностные:
- формируется познавательный интерес к исследованию клеток;
- саморазвитие и самообразование воспитанников, восприятие научной картины мира;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач и к работе с биологическими объектами;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;
- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников;
- умение определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;
- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы:
- словесные (беседа, устная монологическая речь, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами);
- проблемно-поисковый (работа с учебником, поиск информации);
- практический (определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;);
- дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные, системно-деятельностный подход.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, учебник, биологические объекты, лабораторное оборудование.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность воспитанников |
Планируемые результаты. Формирование УУД. |
||
Предметные результаты |
УУД: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Личностные результаты |
|||
1. Мотивационный этап |
Приветствие. Мотивирование воспитанников к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. |
Приветствуют преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок. |
Р: Самоорганизация |
Нравственно-этическое оценивание |
|
2. Актуализация опорных знаний |
Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку. Осуществляет фронтальный опрос по теме "Живые клетки" (приложение 1). Предлагает 1 воспитаннику зарисовывать на доске клетку и обозначить в ней ядро, цитоплазму и мембрану. |
Отвечают на вопросы, пользуясь ранее полученными знаниями. 1 воспитанник работает у доски, зарисовывает клетку и обозначает её части. |
Обобщают полученные ранее знания по теме "Живые клетки ". |
Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. К: Высказывают свою точку зрения. |
Смыслоопределение. Ответственное отношение к выполнению учебных задач. |
3. Выявление затруднения |
Постановка проблемы Преподаватель предлагает посмотреть опыт: в воду насыпать немного картофельного крахмала, перемешать и добавить несколько капель йода. Что происходит? Произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Химия не только вокруг нас, но и внутри нас. Оказывается, что клетки содержат различные химические элементы и химические вещества. |
Смотрят демонстрацию опыта. Описывают результаты опыта. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. |
Формирование интереса к изучаемому вопросу. |
П: Установление причинно-следственных связей. Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы. К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению. |
4. Проект выхода из затруднения |
Предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке. |
Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность. |
Умение грамотно формулировать тему и задачи урока. |
Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение. К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению. |
5. Реализация построения проекта ("Открытие" нового знания) |
Химический состав клетки Преподаватель объясняет новый материал, используя презентацию и элементы беседы. Все живые организмы имеют сходный химический состав, что свидетельствует о единстве живой природы. В настоящее время учёным удалось обнаружить в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных. А это уже говорит о сходстве живой и неживой природы (состоят из одинаковых химических элементов). Элементы, встречающиеся в живой клетке, широко распространены в воде, атмосфере, земной коре. Например: содержание азота в растениях 5-6%, а в воздухе - 78%; содержание углерода в растениях 15-18%, а в почве - менее 1%. Преподаватель предлагает проанализировать рисунок учебника стр. 36 и назвать химические элементы в клетке по степени их уменьшения. Предлагает составить круговую диаграмму распространения химических элементов клетки в тетради. Таким образом, основу всего содержимого клетки (почти 98%) составляют углерод, кислород, водород и азот. Другие элементы содержатся в клетке в очень малых количествах - микроэлементы. Химические вещества Большинство элементов в клетке находится в виде химических соединений - химических веществ. Преподаватель предлагает проанализировать рисунок учебника стр. 33 и назвать органические и неорганические вещества, а также их % содержания в клетке. Преподаватель предлагает заполнить блок-схему химических веществ клетки в тетрадях (приложение 2, задание 1). Преподаватель организует групповую работу в классе, предлагает группам изучить текст учебника стр.33-35 и заполнить соответствующую графу таблицы (приложение 2, задание2): Преподаватель организует проверку работы, корректирует ответы воспитанников, предлагает заполнить всю таблицу по мере выступления групп. |
Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем. Работают с рисунком учебника. Анализируют информацию. Называют химические элементы по степени уменьшения их содержания в клетке. Составляют круговую диаграмму распространения химических элементов клетки в тетради. Работают с рисунком учебника. Анализируют информацию. Называют органические и неорганические химические вещества клетки, а также % их содержания. Заполняют блок-схему химических веществ клетки. Работают с текстом учебника, извлекают информацию. Заполняют таблицу. Представляют результаты работы классу, дополняют друг друга. |
Изучают химический состав клетки. Знакомятся с разнообразием химических элементов, химических веществ, распространённых в клетке. Доказывают общность живой и неживой природы на уровне химического состава клеток. Выявляют значимость органических и неорганических веществ в клетке. Дают определения основных биологических терминов и понятий и объясняют их смысл. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу. Установление причинно-следственных связей. К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю). |
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; осознание ценности каждого живого организма. |
Физминутка |
Анимация "Гимнастика для глаз" |
Снятие утомления, повышения активного внимания и работоспособности |
|||
6. Первичное закрепление с проговариванием |
Обсуждение новой темы (беседа). Вернёмся к основным этапам нашей темы. какие 2 группы химических веществ вы знаете? какие вещества относятся к органическим? к неорганическим? что произойдёт с клеткой, если в ней не будет углеводов? Преподаватель организует первичное обобщение, побуждает воспитанников к высказыванию своего мнения. Корректирует ответы воспитанников. Подводит воспитанников к выводу о значимости химических веществ в клетке. |
Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. Отстаивают свою точку зрения. |
Обобщают изученный материал. |
Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. К: Владение диалогической, монологической речью. П: грамотно формулировать ответы, представлять результаты классу. |
Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность данной темы. |
7. Включение в систему знаний и умений |
Преподаватель предлагает: 1) Преподаватель предлагает выполнить лабораторную работу № 3 "Химический состав семян". 2) Сформулировать выводы к уроку. |
Выполняют лабораторную работу, пользуясь полученными навыками и знаниями. Формулируют выводы. |
Доказывают, что клетка имеет органические и неорганические вещества путём демонстрации опытов. Систематизируют полученные знания по новой теме. Оценивают результаты своей деятельности. |
П: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Ориентируются в системе знаний. Р: Умение организовать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам. Осуществляют контроль учебных действий. |
Самооценка результатов деятельности. Осознание важности данной темы. |
8. Д/з |
Комментирует домашнее задание. Учебник стр. 33-35 читать, выучить рабочий лист. Творческое задание для желающих на выбор: 1.Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? |
Слушают и записывают задание в дневник. |
Осмысливают объем задания. |
||
9. Рефлексия. |
1. Дает качественную оценку работе класса и отдельных воспитанников. 2. Облако "тегов": сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…я смог…было интересно узнать, что…меня удивило…мне захотелось… и т.д. Каждый воспитанник выбирает по 1 предложению и заканчивает его. |
Участвуют в обсуждении, осознанно формулируют выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |
Анализ и обобщение урока. |
Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности |
Приложение 1.
Как называются кирпичика, из которых построена тела растений, животных, человека? (клетки)
С помощью каких приборов возможно изучение клетки? (увеличительные)
Каждая клетка имеет три главные части. Какие? (ядро, цитоплазма и мембрана)
Какая часть клетки обеспечивает её защиту? (мембрана)
Как называется полужидкая масса клетки? (цитоплазма)
Каково значение цитоплазмы? (перемещение веществ внутри клетки)
Представьте, что клетка лишилась цитоплазмы. Что с ней произойдёт и почему?
Представьте, что клетка лишилась ядра. Что с ней произойдёт и почему?
Как доказать, что клетки живые?
Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа? (яйцеклетка)
Приведите примеры разнообразия клеток.