12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бугорская Нина Владимировна365
Россия, Крым респ., Севастополь
0

Методическая разработка урока по биологии на тему «Химический состав клетки»

Урок 7.

Тема: Химический состав клетки.

Цель урока: Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи

Образовательные: продолжить формирование знаний воспитанников о строении клетки; изучить химический состав клетки; доказать, что клетка имеет органические и неорганические вещества путём демонстрации опытов; раскрыть значение органических и неорганических веществ в клетке.

Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу, образную память и речь воспитанников; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение воспитанников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; сформировать навыки работы с биологическими объектами; развивать познавательный интерес с помощью демонстрации опытов определения химического состава клетки.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе, эмоционально-ценностное отношение к живой природе; формировать у воспитанников интерес к изучению биологии.

Формирование УУД

Личностные УУД:

осознание неполноты знаний и развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению клеточного строения организмов;

осознавать необходимость изучения биологии, строения клетки;

осознание возможности познаваемости окружающего мира с помощью опытов;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу класса;

развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

развитие навыков работы с биологическими объектами.

Регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выполнять задания в соответствии с поставленной целью и осознавать конечный результат работы;

оценивать совместно с преподавателем результаты своих действий;

сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;

формировать приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников информации;

умение применять полученные знания на уроке в жизненных ситуациях;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;

обсуждать информацию в рабочей группе;

продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;

продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

расширить представление о строении клетки;

извлекать информацию о химическом составе клетки, а также роли органических и неорганических веществ;

сформировать умение ориентироваться в учебнике, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и использовать информацию;

сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;

сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять значения новых слов;

сформировать умение определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- химический состав клетки;

- многообразие химических веществ в клетке;

- роль органических и неорганических веществ в клетке;

- основные термины и понятия по теме урока.

уметь:

- доказывать общность живой и неживой природы на уровне химического состава;

- отличать органические вещества от неорганических;

- раскрывать значимость органических и неорганических веществ в клетке;

- определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;

- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.

Личностные:

- формируется познавательный интерес к исследованию клеток;

- саморазвитие и самообразование воспитанников, восприятие научной картины мира;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач и к работе с биологическими объектами;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;

- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

- находят причинно-следственные связи;

- оценивают свою работу и работу своих одноклассников;

- умение определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы:

- словесные (беседа, устная монологическая речь, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- проблемно-поисковый (работа с учебником, поиск информации);

- практический (определять органические и неорганические вещества в клетках с помощью опытов;);

- дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные, системно-деятельностный подход.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, учебник, биологические объекты, лабораторное оборудование.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Предметные

результаты

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

результаты

1. Мотивационный этап

Приветствие.

Мотивирование воспитанников к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Приветствуют преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок.

 

Р: Самоорганизация

Нравственно-этическое оценивание

2. Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Осуществляет фронтальный опрос по теме "Живые клетки" (приложение 1). Предлагает 1 воспитаннику зарисовывать на доске клетку и обозначить в ней ядро, цитоплазму и мембрану.

Отвечают на вопросы, пользуясь ранее полученными знаниями.

1 воспитанник работает у доски, зарисовывает клетку и обозначает её части.

Обобщают полученные ранее знания по теме "Живые клетки ".

Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

К: Высказывают свою точку зрения.

Смыслоопределение.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.

3. Выявление затруднения

Постановка проблемы

Преподаватель предлагает посмотреть опыт: в воду насыпать немного картофельного крахмала, перемешать и добавить несколько капель йода.

Что происходит? Произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия)

Химия не только вокруг нас, но и внутри нас.

Оказывается, что клетки содержат различные химические элементы и химические вещества.

Смотрят демонстрацию опыта.

Описывают результаты опыта.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Формирование интереса к изучаемому вопросу.

П: Установление причинно-следственных связей.

Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы.

К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

4. Проект выхода из затруднения

Предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке.

Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

Умение грамотно формулировать тему и задачи урока.

Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

5. Реализация построения проекта ("Открытие" нового знания)

Химический состав клетки

Преподаватель объясняет новый материал, используя презентацию и элементы беседы.

Все живые организмы имеют сходный химический состав, что свидетельствует о единстве живой природы. В настоящее время учёным удалось обнаружить в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных. А это уже говорит о сходстве живой и неживой природы (состоят из одинаковых химических элементов).

Элементы, встречающиеся в живой клетке, широко распространены в воде, атмосфере, земной коре. Например: содержание азота в растениях 5-6%, а в воздухе - 78%; содержание углерода в растениях 15-18%, а в почве - менее 1%.

Преподаватель предлагает проанализировать рисунок учебника стр. 36 и назвать химические элементы в клетке по степени их уменьшения.

Предлагает составить круговую диаграмму распространения химических элементов клетки в тетради.

Таким образом, основу всего содержимого клетки (почти 98%) составляют углерод, кислород, водород и азот. Другие элементы содержатся в клетке в очень малых количествах - микроэлементы.

Химические вещества

Большинство элементов в клетке находится в виде химических соединений - химических веществ.

Преподаватель предлагает проанализировать рисунок учебника стр. 33 и назвать органические и неорганические вещества, а также их % содержания в клетке.

Преподаватель предлагает заполнить блок-схему химических веществ клетки в тетрадях (приложение 2, задание 1).

Преподаватель организует групповую работу в классе, предлагает группам изучить текст учебника стр.33-35 и заполнить соответствующую графу таблицы (приложение 2, задание2):

Преподаватель организует проверку работы, корректирует ответы воспитанников, предлагает заполнить всю таблицу по мере выступления групп.

Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем.

Работают с рисунком учебника. Анализируют информацию.

Называют химические элементы по степени уменьшения их содержания в клетке.

Составляют круговую диаграмму распространения химических элементов клетки в тетради.

Работают с рисунком учебника. Анализируют информацию.

Называют органические и неорганические химические вещества клетки, а также % их содержания.

Заполняют блок-схему химических веществ клетки.

Работают с текстом учебника, извлекают информацию.

Заполняют таблицу.

Представляют результаты работы классу, дополняют друг друга.

Изучают химический состав клетки.

Знакомятся с разнообразием химических элементов, химических веществ, распространённых в клетке.

Доказывают общность живой и неживой природы на уровне химического состава клеток.

Выявляют значимость органических и неорганических веществ в клетке.

Дают определения основных биологических терминов и понятий и объясняют их смысл.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу.

Установление причинно-следственных связей.

К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

осознание ценности каждого живого организма.

Физминутка

Анимация "Гимнастика для глаз"

     

Снятие утомления, повышения активного внимания и работоспособности

6. Первичное закрепление с проговариванием

Обсуждение новой темы (беседа).

Вернёмся к основным этапам нашей темы.

какие 2 группы химических веществ вы знаете?

какие вещества относятся к органическим? к неорганическим?

что произойдёт с клеткой, если в ней не будет углеводов?

Преподаватель организует первичное обобщение, побуждает воспитанников к высказыванию своего мнения. Корректирует ответы воспитанников.

Подводит воспитанников к выводу о значимости химических веществ в клетке.

Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. Отстаивают свою точку зрения.

Обобщают изученный материал.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

К: Владение диалогической, монологической речью.

П: грамотно формулировать ответы, представлять результаты классу.

Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность данной темы.

7. Включение в систему знаний и умений

Преподаватель предлагает:

1) Преподаватель предлагает выполнить лабораторную работу № 3 "Химический состав семян".

2) Сформулировать выводы к уроку.

Выполняют лабораторную работу, пользуясь полученными навыками и знаниями.

Формулируют выводы.

Доказывают, что клетка имеет органические и неорганические вещества путём демонстрации опытов. Систематизируют полученные знания по новой теме. Оценивают результаты своей деятельности.

П: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Ориентируются в системе знаний.

Р: Умение организовать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам. Осуществляют контроль учебных действий.

Самооценка результатов деятельности. Осознание важности данной темы.

8. Д/з

Комментирует домашнее задание.

Учебник стр. 33-35 читать, выучить рабочий лист.

Творческое задание для желающих на выбор:

1.Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слушают и записывают задание в дневник.

   

Осмысливают объем задания.

9. Рефлексия.

1. Дает качественную оценку работе класса и отдельных воспитанников.

2. Облако "тегов": сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…я смог…было интересно узнать, что…меня удивило…мне захотелось… и т.д.

Каждый воспитанник выбирает по 1 предложению и заканчивает его.

Участвуют в обсуждении, осознанно формулируют выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Анализ и обобщение урока.

Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Приложение 1.

Как называются кирпичика, из которых построена тела растений, животных, человека? (клетки)

С помощью каких приборов возможно изучение клетки? (увеличительные)

Каждая клетка имеет три главные части. Какие? (ядро, цитоплазма и мембрана)

Какая часть клетки обеспечивает её защиту? (мембрана)

Как называется полужидкая масса клетки? (цитоплазма)

Каково значение цитоплазмы? (перемещение веществ внутри клетки)

Представьте, что клетка лишилась цитоплазмы. Что с ней произойдёт и почему?

Представьте, что клетка лишилась ядра. Что с ней произойдёт и почему?

Как доказать, что клетки живые?

Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа? (яйцеклетка)

Приведите примеры разнообразия клеток.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.