Контрольная работа «Внутренняя среда организма»
Контрольная работа «Внутренняя среда организма»
8 класс
Цель: проверить уровень усвоения знаний компонентов внутренней среды организма человека, системы АВО групп крови и основных принципов переливания крови, о иммунитете, его значении, видах:
- описание характеристики и функций форменных элементов крови;
-определение последовательности процессов свертывания крови при повреждении кровеносного сосуда, специфического и неспецифического иммунного ответа;
-выделение особенностей различных видов иммунитета;
-определение особенностей групп крови в системе АВО;
-использование знаний о группах крови для выбора донора для заданного реципиента;
-умение анализировать, сравнивать и классифицировать.
Вариант 1
Часть А.
1.Рассмотрите схему состава внутренней среды человека. Запишите в ответ пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
ОТВЕТ___________________________________________
2.Функция тромбоцитов
1.перенос кислорода к тканям и органам 3.фагацитоз
2.свертывание крови 4.имунная реакция
3.Малокровие – это
1.плохая свертываемость крови 3.снижение объема крови
2.снижение числа эритроцитов 4.все выше перечисленное
4.Вакцинация относится
1.к естественному врожденному иммунитет
2.к естественному активному иммунитету
3.к искусственному активному иммунитету
4.к искусственному пассивному иммунитету
5.Положительный резус фактор характеризуется
1.наличием антигенов α в крови 3.наличием специфического белка
2.наличием антигенов β 4.наличием антител А и В
6.Выбирите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Как можно охарактеризовать сыворотку.
1.препарат, содержащий ослабленных возбудителей или продукты их жизнедеятельности
2.препарат, содержащий готовые антитела против возбудителя
3.обеспечивает формирование пассивного искусственного иммунитета
4.обеспечивает формирование пассивного искусственного иммунитета
5.в результате действия препарата организм вырабатывает антитела
6.эффект от препарата сохраняется на протяжении нескольких месяцев
7.Установите последовательность процессов механизма свертывания крови у человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1.образование тромба
2.взаимодействие тромбина с фибриногеном
3.разрушение красных кровяных пластинок
4.повреждение стенки кровеносного сосуда
5.превращение фибриногена в фибрин
ОТВЕТ___________________________________________
8. Установите соответствие между форменными элементами крови и их характеристикой
Характеристика | Форменные элементы |
А. красные кровяные клетки Б. безъядерные В. белые кровяные клетки Г. переносят кислород Д. имеют ядра Е. защита от чужеродных объектов | 1. эритроциты 2.лейкоциты |
Ответ запишите в виде таблицы
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Часть С.
9.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления
1) Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам – антителам. 2) Различают два вида иммунитета – специфический и неспецифический. 3) Неспецифический иммунитет осуществляется лимфоцитами. 4) Лимфоциты – это крупные клетки, которые способны выходить из кровяного русла и переваривать микробов. 5) Процесс уничтожения микробов и чужеродных веществ сопровождается образованием гноя. 6) Специфический иммунитет направлен против любого антигена.
10. Укажите не менее трех функций крови в организме человека. Опишите функции.
11. Донор с какой группой крови необходим для переливания крови реципиенту с III группой крови? Ответ обоснуйте.
Вариант 2
Часть А.
1.Рассмотрите схему состава внутренней среды человека. Запишите в ответ пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
ОТВЕТ___________________________________________
2.Функция эритроцитов
1.перенос кислорода к тканям и органам 3.фагоцитоз
2.свертывание крови 4.имунная реакция
3.Фагацитоз-это
1.процесс свертывания крови 3.процесс поглощения жидких частиц
2.процесс переваривания чужеродных агентов 4.процесс перемещения фагоцитов
4.Вскармливание грудным молоком способствует становлению
1.естественного врожденного иммунитета 3.естественного пассивного иммунитета
2.искуственного активного иммунитета 4.искуственного пассивного иммунитета
5.Отрицательный резус фактор характеризуется
1.отсутствием антигенов α в крови 3.остутствием специфического белка
2. отсутствием антигенов β 4.отсутствием антител А и В
6.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности характерны для искусственного пассивного иммунитета?
1.появляется после введения сыворотки 4. появляется после введения вакцины
2.организм вырабатывает антитела 5.в организм поступают готовые антитела
4.имеет длительный эффект 6.исчезает в течении 1-2 месяцев
7.Установите последовательность процессов специфического иммунитета. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. уничтожение антигена
2.образование клеток памяти
3.образование антител В-лимфоцитами
4.активация В -лимфоцитами
5.Обнаружение и узнавание антигенов Т-лимфоцитами
6.проникновение чужеродного агента во внутреннюю среду организма
ОТВЕТ_____________________________________________
8.Установите соответствие между форменными элементами крови и их характеристикой
Характеристика | Форменные элементы |
А. бесцветные клетки крови Б. красные кровяные клетки В. участвует в свертывании крови Г. участвуют в иммунном ответе Д.разрушаются в местах повреждения со судов Е. разрушаются в очагах воспаления | 1.тромбоциты 2.лимфоциты |
Ответ запишите в виде таблицы
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Часть С.
9.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления.
1.Свертывание крови-это защитный механизм, предотвращающий потерю крови при повреждении кровеносных сосудов. 2.В результате разрушения эритроцитов высвобождаются вещества, запускающие процесс свертывания крови.3. Тромбин действует на белок крови –фибрин.4. В результате фибрин превращается в фибриноген.5.нити белка образуют густую сеть, в которые скапливаются клетки крови.6.Для свертывания крови необходимы ионы Са2+,витамин К и еще более 15 биологически активных веществ.
10.Укажите не менее трех функций крови в организме человека. Опишите функции.
11.Донор с какой группой крови необходим для переливания крови реципиенту со второй группой крови? Ответ обоснуйте
Критерии оценивания | |
«5» | 18 - 20 баллов |
«4» | 15-17 баллов |
«3» | 12-14 баллов |
«2» | 0-11 баллов |
Критерий оценивания по проверяемым элементам
№ | Ответы | Критерии оценивания (баллы) | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Лейкоциты | Кровь | 1 |
2 | 2 | 1 | |
3 | 2 | 2 | |
4 | 3 | 3 | |
5 | 3 | 3 | |
6 | 146 | 156 | 2 балла – полное правильное выполнение, 1 балл – выполнение задания с ошибкой ( одна неверно указанная цифра, одна лишняя цифра, отсутствие одной цифры), 0 баллов – остальные случаи |
7 | 43251 | 654312 | 2 балла – верная последовательность цифр, 1 балл – переставлены местами любые две цифры, 0 баллов – остальные случаи |
8 | 112122 | 211212 | 2 балла – верная последовательность цифр, 1 балл – одна ошибка, 0 баллов – остальные случаи |
9 | 3) Неспецифический иммунитет осуществляется фагоцитами (моноцитами). 4)Фагоциты – это крупные клетки, которые способны выходить из кровяного русла. 6) Неспецифический иммунитет направлен против любого антигена. | 2) В результате разрушения тромбоцитов высвобождаются вещества, запускающие процесс свертывания крови. 3)Тромбин действует на белок крови – фибриноген. 4) В результате фибриноген превращается в фибрин. | 3балла – в ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации. 2 балла –указаны две – три ошибки, но исправлены только две. 1 балл – указаны одна – три ошибки, но исправлена только одна из них. 0 баллов – ошибки определены и исправлены неверно, ошибки указаны, но не исправлены. |
10 | Питательная – транспорт питательных веществ к тканям и клеткам. Дыхательная – транспорт кислорода к тканям и клеткам, транспорт углекислого газа от клеток и тканей к легким Выделительная – выведение продуктов обмена. Защитная – место локализации тромбоцитов и лейкоцитов. Регуляторная – транспорт гормонов и т.д. | 3 балла – названы и охарактеризованы три функции крови. 2 балла – названы две - три функции, но охарактеризованы только две. 1 балл – названы функции, охарактеризована одна функция или характеристика отсутствует. 0 баллов – названо менее трех функций, функции не названы. | |
11 | 1.Донор с III или I группой крови 2. Что бы не произошла агглютинация в крови не должны встретиться одноименные агглютиногены и агглютинины. 3. Реципиент с III группой крови имеет α агглютинины и В агглютиногены. Донор с III группой крови имеет такой же набор агглютиногенов и агглютининов, а донор с I группой крови имеет О агглютиногенов. | 1.Донор с II или I группой крови 2. Что бы не произошла агглютинация в крови не должны встретиться одноименные агглютиногены и агглютинины. 3. Реципиент с II группой крови имеет β агглютинины и А агглютиногены. Донор с II группой крови имеет такой же набор агглютиногенов и агглютининов, а донор с I группой крови имеет О агглютиногенов | 3 балла – ответ включает все перечисленные элементы ответа. 2 балла – ответ включает 2 элемента ответа. 1 балл – ответ включает один элемент ответа. 0 баллов – верные элементы ответа отсутствуют. Допускается иная формулировка, не искажающая смысл. |