Урок по биологии в 8 классе на тему «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Тема: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Цели урока: развивать знания учащихся о внутренней среде организма, ее составе; показать значение постоянства; сформировать знания о составе крови, способности к свертыванию.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся узнают:
- состав внутренней среды организма;
- различия плазмы, тканевой жидкости и крови организма человека;
-кровь – разновидность соединительной ткани;
- строение функции форменных элементов крови;
-механизм свертывания крови;
- открытие И.И Мечниковым фагоцитоза.
Метапредметные:
-умеют анализировать информацию;
- работают с текстом и иллюстрациями;
-различают объем и содержание понятий;
-сравнивают и делают выводы на основе сравнений;
- продуктивно взаимодействуют друг с другом в группах.
Личностные:
- имеют познавательные мотивы и интересы, направленные на изучение собственного организма;
-понимают ценность здорового и безопасного образа жизни;
Ход урока
Орг. Момент
Здравствуйте, уважаемые ребята! Прошу садитесь!
У вас на столах лежат листочки с терминами, возьмите по одному. Вам необходимо логическим путем найти свою группу.
Группа №1: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
Группа №2: бедренная, большая берцовая, малая берцовая, кости стопы.
Группа №3: плечевая, лучевая, локтевая, кости кисти.
Группа №4: поперечно - полосатая, скелетная, сердечная, гладкая ?.
Группа №5: синергисты, антагонисты, бицепс, трицепс.
Молодцы, группы сформированы.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о появлении жизни на Земле. Есть много точек зрения, но большинство считает, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила вода. С постепенным усложнением организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Давайте, попробуем догадаться самостоятельно, у вас на столах папки с карточками, вам необходимо составить схему « Состава внутренней среды». Кровь ( сердце и кровеносные сосуды), лимфа (лимфатические сосуды), тканевая жидкость (между клетками ткани).
Учитель. К доске выйдет Никита. Все правильно, сравните свои результаты. Откройте задание 70 в рабочей тетради и впишите ответ. Сейчас по учебнику параграф
17, находим определение компонентов внутренней среды.
Что мы можем сказать о лимфе?
Ученик – Загайнов Леша:
Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, они являются фильтрами, где задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы. Все лимфатические сосуды образуют 1 лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь
Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик – Брянская Света?
Тканевая жидкость состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада, которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..
Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной?
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда организма остается постоянной.
Учитель:
Как, иначе, мы называем постоянство внутренней среды?
Дети: Гомеостаз!!!
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)
Учитель: Молодцы!!!
Сегодня наше занятие посвящено уникальной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды организма – крови. Что же такое кровь? На протяжении всего урока мы постараемся ответить на данный вопрос. Кровь, часто называют «носительницей жизни». Почему? На эту тему у нас приготовила сообщение Зайцева Даша.
(Видео на тему «Кровь»)
Учитель: С древнейших времен интерес к крови не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и гибели животного и человека. Кровь боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав?
Итак, (на слайде)
Общее количество крови- 7 % от веса, по объему от 4-6 л у взрослого, и 3-4 л у подростка. А сейчас каждый из вас попробует высчитать свой объем крови.
Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
Дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную,гуморальную.
Верхний слой - слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из органических и неорганических веществ.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами (эритроцитами, лейкоцитами) и кровяными пластинками - тромбоцитами).
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять рабочие тетради зад. 73.
Попробуйте, ответить на вопросы:1) почему артериальная кровь алая, а венозная темно-красная? Артериальная кровь алая, так как содержит оксигемоглобин (гемоглобин с кислородом), соответственно, венозная содержит гемоглобин ( без кислорода).
2) Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека? Чья кровь переносит больше кислорода? Человека или лягушки? На слайде фотографии крови (человека и лягушки).
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.
3. Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что ее эритроциты имеют ядро. Могла ли эта кровь принадлежать человеку? Курице? (зад.74 в раб. тетради)
(На слайде) Мы с вами уже знаем, что лейкоциты имеют следующие разновидности: фагоциты, или «клетки- пожиратели» и лимфоциты( создают антигены и уничтожают антитела). Зад. 74 (3) в тетради ответить на вопрос письменно. Явление фагоцитоза было открыто И.И Мечниковым.
В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..” потому что в ней находится жидкий белок – фибриноген, который под действием ферментов, выделившихся в ходе слипания и разрушения тромбоцитов, превращается в нити фибрина – нерастворимого белка, образующего сетку, в которой задерживаются клетки крови. (На слайде- образование тромба)
Состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
(СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов)
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
(в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов).
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов вымышленных .
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток на карточках – подсказках. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Учитель:
Для закрепления знаний предлагаю игру –цепочку, в которой один ученик придумывает вопрос по текущей теме, а другой отвечает.
Итак,
Рабочие тетради полностью заполнены, а это значит, что нами получены и теоретические и практические знания.
Медицинский консилиум проведен, диагнозы поставлены верно.
Подведем итог: вначале нашего урока перед нами стоял вопрос : “Что же такое кровь?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?
(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!)
Отметки.
Домашнее задание:
параграф - 17 ,
р.т. задание -75 всем, задание -76-77 - уч-ся ,кто имеет по биологии оценку «4» и «5» .
подготовить сообщение «Что же такое иммунитет?»
Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.
Использованная литература
Биология. Человек.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Д.В Колесов, Р.Д Маш, И.Н Беляев.-М.:, 2014.
Приложение