Урок по биологии в 8–9 классе «Зависимость постоянства внутренней среды организма от гигиенических условий среды его обитания»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Зависимость постоянства внутренней среды организма от гигиенических условий среды его обитания.
Наш организм может жить и развиваться лишь в том случае, если между ним и средой обитания происходит постоянный обмен веществ и обмен энергией. Из внешней среды он получает воздух, воду, пищу и энергию. Внешняя среда направляет, регулирует и организует его деятельность, определяет условия его существования. Помимо внешней, организм обладает внутренней средой, которая регулируется физиологическими процессами, протекающими в системе человеческого организма (нервной и гуморальной регуляцией). Внутренняя среда создает необходимые условия для свободной и независимой жизни организма.
Организм сам формирует свою внутреннюю среду, но это формирование происходит под постоянным и непрекращающимся воздействием со стороны внешней окружающей среды. Поэтому можно говорить о взаимодействии и взаимообусловленности среды организма. Состав и свойства внутренней среды постоянно меняются, и эти изменения совершаются в наиболее благоприятных для жизнедеятельности организма пределах. Благодаря этому организм человека способен адаптироваться (приспосабливаться) к изменяющимся условиям окружающей среды и переходить из одного внешнего окружения в другое. Так, организм сохраняет устойчивость внутренней среды и в Арктике и на экваторе, при погружении в глубины океана и при запуске в космическое пространство. Извне и изнутри на живую систему организма постоянно действуют разнообразные «возмущающие» факторы. Прием пищи, смена времен суток, атмосферное давление, магнитное поле, различные внешние раздражители (речь, музыка, свет, звуки, запахи) неизбежно вызывают сдвиги внутренней среды организма.
Можно изучать жизнедеятельность здоровых людей в условиях их повседневного существования, при стрессовых и экстремальных состояниях, при различных заболеваниях, при нарушении функций отдельных физиологических систем и при этом всегда необходимо выявлять те условия, которые способствуют нормализации и регуляции жизненных процессов человеческого организма. При нарушении стабильности регуляции организм может не выдержать нагрузки. Например, на долю секунды иногда, запаздывают защитные реакции, не срабатывают «линии связи», отрегулированные эволюционным процессом. И тогда может наступить срыв, возникнуть несбалансированность расстройства функций и как результат приходит болезнь.
Поэтому очень важно знать свой организм и уметь ухаживать за ним, создавая ему наиболее благоприятные условия для адаптации к окружающей среде, а именно: закаливать, тренировать, держать в чистоте. Этими проблемами занимается наука гигиена, которая на основании познания экологии человека (закономерностей его взаимоотношений со средой) разрабатывает пути и средства физиологической адаптации организма определенного человека к условиям окружающей среды. Например, развитие выносливости организма к диаметрально противоположным и одинаково трудным условиям жизни в Арктике, высокогорных районах, тропиках, пустынях, космосе, Антарктике.
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды связана со сложной нервно-гуморальной регуляцией обмена веществ, поэтому соблюдение правил питания, закаливания, тренировок поможет человеческому организму приспособиться к условиям окружающей среды. Человеческий организм, в отличие от животного, более гибко приспосабливается к изменяющимся условиям. Это происходит за счет его сознательных действий, направленных на адаптацию (закаливание, тренировка, прививки, одежда, создание микроклимата в жилищах, определенных условий труда, питания) путем сознательного преобразования среды. Иными словами, человек сам; себе создает «вторую природу» в процессе своей жизнедеятельности и тем самым защищает себя от прямого воздействия окружающей среды. Поэтому очень важным фактором в жизни человека является гигиеническое состояние биосферы, которое способствует укреплению его здоровья. Однако часто возникают противоречия между научно-техническим прогрессом и биологическими процессами, протекающими в организме человека. Например, новые технологические системы облегчают труд человека, уменьшая физическое напряжение и увеличивая долю умственного напряжения в организме человека, что в целом способствует сдвигу физиологических процессов во внутренней среде организма.
Увеличение физической нагрузки (занятия спортом) и организация разгрузки нервной системы помогают сохранить здоровье.
Создание комфортных условий в быту и на производстве, увеличение личного транспорта, развитие общественного транспорта все это значительно снижает -потребность человека в движении и приводит к развитию гиподинамии заболеванию, Связанному с уменьшением физической активности организма. Гигиенические правила закаливания и тренировки могут скорректировать -недостаточную физическую и двигательную нагрузку человека. Современный человек подвергается все новым и новым факторам воздействия со стороны окружающей среды: изменяется темп и ритм жизни, уменьшается время его пребывания на свежем воздухе, усиливается влияние химизации, шума, Вибрации, изменяется диета питания. Перечисленные факторы особенно резко влияют на него в условиях крупных промышленных городов, где ощутима оторванность человека от природы и резко возрастает нервное напряжение. Поэтому жизненно важные факторы, направленные на укрепление здоровья человека (особенно в молодом возрасте, когда происходит формирование и развитие систем органов), — это физическая тренировка, пребывание на свежем воздухе, использование природных факторов (солнце, воздух, вода) закаливания, соблюдение режима дня. Чем глубже постигает Человеческая мысль таинственный мир своего организма и его взаимосвязей с окружающей средой, тем яснее становятся законы, управляющие жизненными процессами, тем отчетливее вырисовываются пути сохранений здоровья, молодости, работоспособности, продления жизни человека.
Не вызывает сомнения, что творческое трудовое долголетие и здоровье человека, его интеллектуальное и биологическое совершенствование становятся реальными: лишь при наличии прочной личности, поскольку здоровье, биологическое и моральное процветание каждого индивида есть результат, с одной стороны, социального уклада, а с другой — комплексного влияния внешней среды: климата, солнечного излучения, воздуха, земли, воды, растительного и животного мира, рельефа, невидимой глазом живой материи-микромира и, наконец, сочетания всех этих компонентов, создающего оптимальную экологическую обстановку для бытия человека.
Подумайте и ответьте. 1. Что такое внешняя и внутренняя среда человека? 2. Докажите взаимозависимость и взаимосвязь внешней окружающей среды и внутренней среды организма. 3. Что такое адаптация и какое значение в жизни организма она имеет? 4. Что такое саморегуляция организма в условиях окружающей среды? 5. Что изучает наука экология человека? 6. Что изучает гигиена человека и каково ее практическое значение? 7. Что изучает паука геронтология?
Объясните значение терминов: внутренняя среда, регулирующие и компенсирующие приспособления, защитные реакции организма, экология человека, гигиена человека, геронтология.
Постоянство внутренней среды
Детоксикация Среды Обитания
Урок 1 ДЕТОКСИКАЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Детоксикация твоей среды обитания 2 урок
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html