Урок биологии на тему «Постоянство внутренней среды организма» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, лимфоцит, воспаление, саморегуляция.
Изучение нового материала
ПОСТОЯНСТВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА
Нормальная жизнедеятельность и развитие человеческого организма. возможны лишь в том случае, если между ним и средой обитания происходит постоянный обмен веществ и энергией. Из внешней среды он получает воздух, воду, лишу и энергию. Внешняя среда направляет, регулирует и организует его деятельность, определяет условия его существования. Помимо внешней, организм обладает внутренней средой, которая регулируется физиологическими процессами, протекающими в системе органов человеческого организма (нервной и гуморальной регуляцией). Внутренняя среда создает необходимые условия для «свободной и независимой» жизни организма.
Организм сам формирует свою внутреннюю среду, но это формирование происходит под постоянным воздействием внешней окружающей среды. Поэтому можно говорить о взаимосвязи и взаимообусловленности внешней и внутренней среды организма человека. Состав и свойства внутренней среды постоянно меняются, и эти изменения совершаются в наиболее благоприятных для жизнедеятельности организма пределах. Благодаря этому организм человека способен адаптироваться (приспосабливаться) к изменяющимся условиям окружающей среды и переходить из одного внешнего окружения в другое. Так, организм сохраняет устойчивость внутренней среды в Арктике и на экваторе; при погружении в глубины океана и при запуске в космическое пространство.
Извне и изнутри на живую систему организма человека постоянно действуют разнообразные возмущающие факторы. Прием пищи, смена времени суток, атмосферное давление, магнитное поле, различные внешние раздражители (речь, музыка, свет, звуки, запахи) неизбежно вызывают изменения внутренней среды организма: меняются свойства крови;: лимфы и тканевой жидкости. Но благодаря мощной системе регулирующих и компенсирующих приспособлений организма эти изменения быстро сглаживаются, выравниваются, а иногда и . предупреждаются, Внутренняя среда организма отличается составом и концентрацией веществ, входящих в нее. Так, кровь,, оттекающая от легких, более богата кислородом. Кровь, находящаяся в капиллярах стенок кишечника и оттекающая от него, богата питательными веществами. Кровь, притекающая к почкам, несет продукты распада. В них она очищается, и концентрация этих веществ в оттекающей от почек крови резко падает.
Через стенки капилляров осуществляется постоянный обмен веществами между кровью и тканевой жидкостью. Именно в тканевую жидкость поступают из крови кислород и питательные вещества, а из нее — в клетки. Углекислота и продукты распада из клеток попадают сначала в тканевую жидкость, омывающую их, а из нее через стенки капилляров — в кровь. Часть тканевой жидкости с веществами, поступившими в нее из кровеносных капилляров и из клеток, попадает в мелкие лимфатические сосуды, а затем в крупные вены.
Таким образом, кровь, лимфа, тканевая жидкость тесно связаны между собой. Они близки по составу, но имеют и отличия. Кровь, выполняя дыхательную, питательную, выделительную, терморегуляторную, защитную, гуморальную функции; имеет более сложный состав. Как жидкая соединительная ткань она содержит плазму, в которой плавают клетки крови. Среди них эритроциты, переносящие кислород от легких к клеткам и углекислый газ от клеток к легким. Лейкоциты защищают организм от попадающих в него болезнетворных бактерий, вредных веществ. Если вы поцарапали до крови кожу и кровь на ранке свернулась, закупорив повреждённый сосуд и предотвратив дальнейшее вытекание крови, — это работа тромбоцитов. Разрушаясь, они способствуют свертыванию крови. В плазме переносятся питательные вещества и продукты распада.
В состав лимфы входит большое количество белков и клеток — лимфоцитов. Лимфоциты — кровяные клетки — также, играют защитную роль в организме. При образовании воспалительных процессов, нагноении капилляры расширяются и лимфоциты через стенку капилляров устремляются к поврежденному участку. Раздражителем, заставляющим лимфоциты двигаться в этом направлении, являются вещества, выделяемые бактериями в процессе их жизнедеятельности. Лимфоциты, как и лейкоциты, захватывают бактерии и обезвреживают их происходит явление, получившее название фагоцитоз. При этом часть лейкоцитов погибает. Образуется гной, который состоит из мертвых и живых клеток крови, бактерий, плавающих в тканевой жидкости.
Следовательно, под влиянием внешней среды, в процессе жизнедеятельности организма состав и свойства внутренней Среды изменяются (увеличивается: или сокращается количество углекислого газа, питательных и других веществ в крови). Но эти изменении при нормальном функционировании организма не вызывают болезненных состояний. В организме имеются специальные механизмы саморегуляции, которые препятствуют возникновению сильных изменений внутренней среды, приводят его к норме и поддерживают относительное постоянство.
Но при длительном воздействии: неблагоприятных условий могут произойти серьезные нарушения состава и свойств внутренней среды, приводящие к заболеваниям и даже к смертельному исходу. Например, при воздействии высоких температур происходит перегрев, а при воздействии низкие температур — переохлаждение организма нередко приводящее к смерти. Чужеродные химические вещества, например наркотики, алкоголь, никотин, попадая в кровь, отравляют внутреннюю среду организма, что приводит в конечном счете к нарушению его деятельности.
Для человека определены нормы концентрации сахара и питательных веществ в крови, норма реакции крови, величина осмотического и артериального давления, температура тела и другие показатели оптимального функционирования организма.
Подумайте и ответьте. 1. Что такое внутренняя среда организма? 2. Какую роль выполняет внутренняя среда? 3. Что представляет собой кровь? Каков ее состав? 4. Какие функции выполняют клетки крови, плазма? 5. Почему состав внутренней среды не одинаков в разных органах и тканях?
Объясните значение терминов: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, лимфоцит, воспаление, саморегуляция.
Состав крови. Постоянство внутренней среды
Внутренняя среда организма
Презентация Внутренняя среда организма
Анатомия человека - Состав и функции крови.
КРОВЬ. Учебный видеофильм.
Ресурсы:
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html