12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, лим­фоцит, воспаление, саморегуляция.

Изучение нового материала

ПОСТОЯНСТВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Нормальная жизнедеятельность и развитие человеческого ор­ганизма. возможны лишь в том случае, если между ним и средой обитания происходит постоянный обмен веществ и энергией. Из внешней среды он получает воздух, воду, лишу и энергию. Внеш­няя среда направляет, регулирует и организует его деятельность, определяет условия его существования. Помимо внешней, организм обладает внутренней средой, которая регулируется физиологичес­кими процессами, протекающими в системе органов человеческого организма (нервной и гуморальной регуляцией). Внутренняя сре­да создает необходимые условия для «свободной и независимой» жизни организма.

Организм сам формирует свою внутреннюю среду, но это фор­мирование происходит под постоянным воздействием внешней ок­ружающей среды. Поэтому можно говорить о взаимосвязи и взаимообусловленности внешней и внутренней среды организма человека. Состав и свойства внутренней среды постоянно меняются, и эти изменения совершаются в наиболее благоприятных для жиз­недеятельности организма пределах. Благодаря этому организм человека способен адаптироваться (приспосабливаться) к изменя­ющимся условиям окружающей среды и переходить из одного внеш­него окружения в другое. Так, организм сохраняет устойчивость внутренней среды в Арктике и на экваторе; при погружении в глу­бины океана и при запуске в космическое пространство.

Извне и изнутри на живую систему организма человека посто­янно действуют разнообразные возмущающие факторы. Прием пищи, смена времени суток, атмосферное давление, магнитное поле, различные внешние раздражители (речь, музыка, свет, звуки, за­пахи) неизбежно вызывают изменения внутренней среды организ­ма: меняются свойства крови;: лимфы и тканевой жидкости. Но благодаря мощной системе регулирующих и компенсирующих при­способлений организма эти изменения быстро сглаживаются, вы­равниваются, а иногда и . предупреждаются, Внутренняя среда организма отличается составом и концентрацией веществ, входя­щих в нее. Так, кровь,, оттекающая от легких, более богата кисло­родом. Кровь, находящаяся в капиллярах стенок кишечника и оттекающая от него, богата питательными веществами. Кровь, при­текающая к почкам, несет продукты распада. В них она очищает­ся, и концентрация этих веществ в оттекающей от почек крови резко падает.

Через стенки капилляров осуществляется постоянный обмен веществами между кровью и тканевой жидкостью. Именно в тка­невую жидкость поступают из крови кислород и питательные ве­щества, а из нее — в клетки. Углекислота и продукты распада из клеток попадают сначала в тканевую жидкость, омывающую их, а из нее через стенки капилляров — в кровь. Часть тканевой жидкости с веществами, поступившими в нее из кровеносных капилляров и из клеток, попадает в мелкие лим­фатические сосуды, а затем в крупные вены.

Таким образом, кровь, лимфа, тканевая жидкость тесно связа­ны между собой. Они близки по составу, но имеют и отличия. Кровь, выполняя дыхательную, питательную, выделительную, терморегу­ляторную, защитную, гуморальную функции; имеет более сложный состав. Как жидкая соединительная ткань она содержит плазму, в которой плавают клетки крови. Среди них эритроциты, перенося­щие кислород от легких к клеткам и углекислый газ от клеток к легким. Лейкоциты защищают организм от попадающих в него болезнетворных бактерий, вредных веществ. Если вы поцарапали до крови кожу и кровь на ранке свернулась, закупорив повреж­дённый сосуд и предотвратив дальнейшее вытекание крови, — это работа тромбоцитов. Разрушаясь, они способствуют свертыва­нию крови. В плазме переносятся питательные вещества и про­дукты распада.


 

В состав лимфы входит большое количество белков и клеток — лимфоцитов. Лимфоциты — кровяные клетки — также, играют защитную роль в организме. При образовании воспалительных про­цессов, нагноении капилляры расширяются и лимфоциты через стенку капилляров устремляются к поврежденному участку. Раз­дражителем, заставляющим лимфоциты двигаться в этом направ­лении, являются вещества, выделяемые бактериями в процессе их жизнедеятельности. Лимфоциты, как и лейкоциты, захватывают бактерии и обезвреживают их происходит явление, получившее название фагоцитоз. При этом часть лейкоцитов погибает. Образуется гной, который состоит из мертвых и живых клеток кро­ви, бактерий, плавающих в тканевой жидкости.


 

Следовательно, под влиянием внешней среды, в процессе жиз­недеятельности организма состав и свойства внутренней Среды из­меняются (увеличивается: или сокращается количество углекислого газа, питательных и других веществ в крови). Но эти изменении при нормальном функционировании организма не вызывают болезнен­ных состояний. В организме имеются специальные механизмы само­регуляции, которые препятствуют возникновению сильных изменений внутренней среды, приводят его к норме и поддерживают относи­тельное постоянство.

Но при длительном воздействии: неблагоприятных условий мо­гут произойти серьезные нарушения состава и свойств внутренней среды, приводящие к заболеваниям и даже к смертельному исходу. Например, при воздействии высоких температур происходит пере­грев, а при воздействии низкие температур — переохлаждение ор­ганизма нередко приводящее к смерти. Чужеродные химические вещества, например наркотики, алкоголь, никотин, попадая в кровь, отравляют внутреннюю среду организма, что приводит в конечном счете к нарушению его деятельности.

Для человека определены нормы концентрации сахара и пи­тательных веществ в крови, норма реакции крови, величина ос­мотического и артериального давления, температура тела и другие показатели оптимального функционирования организма.

Подумайте и ответьте. 1. Что такое внутренняя среда организма? 2. Ка­кую роль выполняет внутренняя среда? 3. Что представляет собой кровь? Каков ее состав? 4. Какие функции выполняют клетки крови, плазма? 5. Почему состав внутренней среды не одинаков в разных органах и тканях?

Объясните значение терминов: эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, лим­фоцит, воспаление, саморегуляция.

Состав крови. Постоянство внутренней среды

 

 

 

 

Внутренняя среда организма

 

 

 

 

Презентация Внутренняя среда организма

 

 

 

 

Анатомия человека - Состав и функции крови.

 

 

 

 

 

КРОВЬ. Учебный видеофильм.

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций


 - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.