Контрольный тест по астрономии «Луна - естественный спутник Земли»
Контрольный тест «Луна - естественный спутник Земли».
Пояснительная записка.
Тема | «Луна - естественный спутник Земли». |
Класс | 10-11 |
Цель | организация проверки предметных знаний, умений применять эти знания при объяснении и решении задач. |
Время выполнения | 35-40 мин. |
Предмет | Астрономия |
Спецификация теста | Контрольный тест «Луна - естественный спутник Земли» проводится в 10 или 11 классе после изучении темы «Земля и Луна - двойная планета» из раздела «Природа тел Солнечной системы». Этот тест состоит из 5 частей и содержит 20 заданий. Основные вопросы теста связаны с астрофизическими и геологическими характеристиками Луны, её особенностями. Контроль, закрепление, коррекция этого очень насыщенного материала требует разбора вопросов и упражнений, ориентированных, во-первых, на знание основных понятий и терминов, во-вторых, на оперативное владение ими. Поэтому в тесте содержатся тестовые задания с выбором ответа, задания на соответствие, задания по предложенному тексту, задания с развернутым ответом. Благодаря разнообразным по виду и сложности задачам проверяется уровень усвоения основных понятий и знаний, по данной теме. |
Критерии оценивания | Часть 1. Вопрос №1- 7 - по 1 баллу. Часть 2.Вопрос №1 - 5 - по 1баллу за каждый правильный ответ. Часть 3.Вопрос №1- 3 – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Часть 4.Вопрос №1- 2 – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Часть 5.Вопрос №1- 3 - по 2 балла максимально за каждый правильный ответ. Итого: 48 баллов за всю тестовую работу. |
Рекомендуемые примерные оценки.
Выполнено | 0 - 21 | 22 - 34 | 35 - 43 | 44 - 48 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Контрольный тест «Луна - естественный спутник Земли».
Часть 1. Выберите правильный ответ.
№ | Вопрос | № | Ответ |
1. | Почему Луна выглядит намного ярче, чем другие светила на ночном небе? | а | Луна расположена дальше, чем другие небесные тела. |
б | Луна расположена ближе, чем другие небесные тела и светит собственным светом. | ||
в | Луна расположена ближе, чем другие небесные тела. | ||
г | У Луны очень плотная атмосфера. | ||
2. | Почему с Земли видно всегда только одну сторону Луны? | а | На этот вопрос нет ответа. Ученым это неизвестно. |
б | Потому что Луна неподвижное небесное тело. | ||
в | Потому что лунная поверхность обратной стороны не отражает лучи света. | ||
г | Период обращения Луны вокруг собственной оси равен периоду вращения вокруг Земли. | ||
3. | Почему изменения на поверхности Луны происходят значительно медленнее, чем на Земле? | а | На Луне большая сила притяжения. |
б | На Луне нет атмосферы и воды. | ||
в | На Луне нет атмосферы. | ||
г | На Луне нет воды. | ||
4. | На сколько отличается синодический лунный месяц от сидерического? | а | На два дня. |
б | На два часа. | ||
в | На 24 часа. | ||
г | Между ними нет разницы. | ||
5. | Что является основной причиной образования большинства лунных кратеров? | а | Метеориты. |
б | Действующие на поверхности Луны вулканы. | ||
в | Действие атмосферы и воды на Луне. | ||
г | Науке это неизвестно. | ||
6. | Что представляют собой лунные моря, образующие своими очертаниями «лицо» нашего спутника? | а | Водные просторы. |
б | Застывшие лавовые излияния. | ||
в | Возвышенные, неровные и более древние районы Луны. | ||
г | Науке это неизвестно. | ||
7. | Представьте, что вы готовитесь к космическому полету для изучения поверхности Луны. Что из перечисленного для вас было бы полезным? | а | Спички |
б | Сигнальный пистолет | ||
в | Электрический фонарик | ||
г | Компас |
Часть 2. Определите соответствие.
№ | Предложение | Ответ | ||
1 | А | В какой фазе вы бы увидели Луну, если бы она восходила в 6 часов вечера? | а | Полная Луна |
б | Новолуние | |||
Б | В какой фазе вы бы увидели Луну, если бы она восходила в полдень? | в | Первая четверть | |
г | Последняя четверть | |||
2 | А | В какой фазе должна быть Луна, чтобы произошло солнечное затмение. | а | Первая четверть |
б | Полнолуние | |||
Б | В какой фазе должна быть Луна, чтобы произошло лунное затмение. | в | Последняя четверть | |
г | Новолуние | |||
3 | А | Возраст самых древних лунных пород? | а | 4,3 миллиарда лет |
б | 3,1 миллиарда лет | |||
Б | Возраст самых молодых лунных пород? | в | 2,6 миллиарда лет | |
г | 5,1 миллиарда лет |
4. Подберите соответствующие лунные характеристики.
№ | Характеристики | № | Ответ |
А. | Видимая звездная величина полной Луны | а | 29,5 суток |
Б. | Среднее расстояние от Земли | б | 27,3 суток |
В. | Масса | в | 384404, 377 км |
Г. | Синодический период | г | - 12,5 |
Д. | Сидерический период | д | 0,07 |
Е. | Альбедо | е | 7,35 *1025 г |
5. Подберите соответствующие названия для лунной поверхности.
№ | Вид лунной поверхности | № | Ответ |
А. | Избыток масс под поверхностью | а | Кратеры |
Б. | Безводные лавовые равнины | б | Материки |
В. | Светлые возвышенные, холмистые более древние районы Луны | в | Моря |
Г. | Углубления на поверхности | г | Масконы |
Часть 3. Заполните пропуски в предложениях.
1. Так как путь Луны вокруг ______ – эллипс, то она кажется чуть больше в ______ и чуть меньше в _________ .
2. Луна устроена как полноценная планета — у нее есть ________, мантия и даже _____, а в далеком прошлом на ней существовали _______.
3. Изменение дневных и ночных ___________ на ______ имеют большую разницу от -170 до +130 градусов, потому что отсутствует _____?
Часть 4. Заполните пропуски в тексте, используя словарь терминов.
№ | Текст | Словарь терминов |
1 | Средняя плотность ….. 3,4 г/см3. Она на 40% меньше плотности ….. — в первую очередь из-за того, что спутник лишен многих тяжелых элементов вроде…., которыми богата наша планета. Кроме того, 2% массы Луны приходится на …. — мелкую крошку камня, созданную космической ….. и ударами ….., плотность которой ниже обычной породы. | а) Земли; б) водорода; в) железа; г) метеоритов; д) атмосферой; е) Луны; ж) реголит; з) водой; и) эрозией. |
2 | ….. находится в приливном захвате Земли — она вращается вокруг своей оси с той же скоростью, что и вокруг …... Из-за этого Луна …..повернута к Земле одной и той же стороной. Такое состояние характерно для спутников, которые находятся очень …..к планете. | а) Солнца; б) звезд; в) Земли; г) Луна; д) близко; ж) далеко; з) постоянно; и) иногда |
Часть 5. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Вопрос | Ответ | |
Портрет Галилея. Художник Оттавио Леони | 1. Галилео Галилей (1564-1642) писал «Я вне себя от изумления, так как уже успел убедиться, что Луна представляет собой тело, подобное Земле». Назовите два факта, которые подтверждают данное высказывание великого ученого. | |
| 2. «Знайка думал, что поверхность Луны не всегда была твёрдая и холодная. Давным-давно Луна была горячей и расплавленной. А потом постепенно остывала. Раскалённые газы вырывались на поверхность в виде огромных пузырей, которые лопались и оставляли следы». Объясните ошибку Знайки в его в теории образования лунных кратеров. (Знайка – это литературный персонаж из произведения А. Носова «Незнайка на Луне»). | |
| 3. Как вы относитесь к народным приметам? Например, «Луна ночью будто покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега». Справедливо ли с точки зрения физики и астрономии такое утверждение? | |
Ответы.
Часть 1.
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | в | г | б | а | а | б | в |
Часть 2.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||||||||||||
А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | В | Г | Д | Е | А | Б | В | Г | ||
а | в | г | б | а | б | г | в | е | а | б | д | г | в | б | а |
Часть 3.
1 | 2 | 3 |
Земли; перигее; апогее | кора; ядро; вулканы | Луне; температур; атмосфера |
Часть 4.
Текст | Последовательность слов в предложениях |
№1 | е; а; в; ж; и; к |
№2 | г; в; з; д. |
Часть 5.
1. Возможные варианты ответов. Из-за близости Луны к Земле и ее большой массы они образуют систему «Земля-Луна». Луна и Земля вращаются вокруг ϲʙᴏих осей в одну сторону, имеют общий центр масс. На Луне, так же как и на Земле есть горы, разломы, равнины и впадины. Сходство по химическому составу. Сходство внутреннего строения. Возраст.
2. Происхождение кольцевых структур различное: метеоритное, вулканическое и ударно-взрывное. Но основной причиной образования большинства лунных кратеров являются метеориты.
3. Да. Красный цвет свидетельствует о высокой влажности воздуха, сопутствующей появлению облаков, ветра и осадков.
Источники.
1. Д. Моше «Астрономия»// Книга для учащихся. Перевод с англ./Под ред. А.А. Гурштейна. - М.: Просвещение, 1985.-255с.
2. М. А. Кунаш «Астрономия 11 класс» //Методическое пособие/М. Дрофа, 2018.- 224с.
Спицына Любовь Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Белянина Светлана Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна