Контрольно-диагностический лист по разделу «Морфология. Имя прилагательное» (6 класс)
Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Контрольно-диагностический лист по разделу “Морфология. Имя прилагательное”, 6 класс.
Аннотация: в данной работе представлены контрольно-диагностические листы, которые включают задания на предметные и метапредметные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу “Морфология. Имя прилагательные” в двух уровнях: базовый и повышенный. Базовый - это задания, которые соответствуют обязательным результатам обучения. Выполнение этой части работы без существенных ошибок обеспечивает оценку «4». Повышенный уровень представляет более сложные задания. На оценку «5» здесь допускаются 2 несущественные ошибки.
Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | Знать морфологические признаки имени прилагательного; знать об особенностях употребления прилагательного в речи; показать роль прилагательных в тексте |
Степени сравнения имён прилагательных | Знать способы образования степеней сравнения имён прилагательных, грамматические и синтаксические особенности прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; пользоваться в речи синтаксической синонимией; самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации; пользоваться различными видами словарей |
Разряды имён прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные | Знать разряды прилагательных по значению и грамматической форме; уметь распознавать качественные, относительные, притяжательные прилагательные; объяснять языковые явления; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | Знать условий написания одной и две буквы н в суффиксах прилагательных; владеть навыками морфемного разбора; применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки; добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её |
Приложение 2
Предметные планируемые результаты
Базовый уровень
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Мороз и со…це; день чудес…ный!
Еще ты дремл…шь друг прелес…ный —
Пора красавица проснись…
Вечор, ты помнишь, в…юга злилась
На мутном небе мгла н…силась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные ж…лтела
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под г…лубыми н…бесами
Вел…колепными к…врами,
Бл…стя на со…це, снег л…жит;
Прозрачный лес один ч…рнеет
И ель сквозь ин…й з…л…не…т
И реч…ка подо льдом бл…стит.
(отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро")
1) Прочитайте отрывок из стихотворения.
2) Вставьте пропущенные буквы и запятые (у каждого ученика на столе карточки с текстом). Взаимопроверка по эталону.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3) Подчеркните прилагательные как члены предложения (взаимопроверка).
4) Запишите 5 словосочетаний, обозначающих предмет и его признак.
день чудесный, друг прелестный, на мутном небе, бледное пятно, голубыми небесами, великолепными коврами, прозрачный лес
5) Обозначьте значком O обращение.
друг прелестный, красавица.
6) Укажите, к какому разряду относятся все имена прилагательные.
Качественные.
7) Образуйте степени сравнения прилагательных от 3 прилагательных (на выбор).
Повышенный уровень
Расставьте знаки препинания. Устно выполните орфографический и пунктуационный анализ текста.
Укажите, к какому разряду относятся все имена прилагательные. (Качественные). Обоснуйте свой выбор.
С какой целью автор использует здесь качественные имена прилагательные?
Автор использует качественные имена прилагательные, чтобы описываемая картина была яркой, эмоциональной, художественной.
4. Какое художественное средство (троп) использует автор, употребляя имена прилагательные? (эпитет).
5. Найдите строчки, в которых автор использует сравнение.
(Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела).
6. Начертите схему сложного предложения.
7. Есть ли в стихотворении степени сравнения имён прилагательных? (Нет). Как вы думаете, почему они отсутствуют в данном отрывке?
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные действия
Базовый уровень
Графически объясните написание Н в прилагательных.
(В большинстве прилагательных Н – суффикс, добавленный к корню).
Повышенный уровень
Вы – учитель. Составьте инструкцию выполнения морфологического разбора имени прилагательного с пояснением самых сложных моментов разбора.
Познавательные действия
Базовый уровень
Что обозначает слово “великолепными”? (работа с толковым словарём)
Повышенный уровень
- Что обозначает слово “великолепными”? Сравните значение слова, данное в различных источниках. (Википедия, толковый словарь Даля, Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой). Укажите наиболее на ваш взгляд точное толкование слова.
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ, -ая, -ое; -пен, -пна, -пно.
1. Роскошный, отличающийся пышной красотой. [Ибрагим] довел его до великолепных палат князя Меншикова. Пушкин, Арап Петра Великого. Служитель клиники принес Мересьеву палку, великолепную, старинную, черного дерева палку, с удобной ручкой из слоновой кости и с какими-то накладными монограммами. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
2. Разг. Прекрасный, превосходный, отличный. Великолепный организатор. □ Квашнин быстро подкатил к площадке на тройке великолепных серых лошадей. Куприн, Молох. Мы с Александрой Дмитриевной приготовили великолепный ужин с вином. Каверин, Два капитана.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Используя источник веб-сайта Википедия, расскажите о происхождении этого слова.
Корень слова «великолепный». Происхождение. Прилагательное произошло от двух праславянских основ. Первая часть корня “великолеп” возникла из “velьjь”, “velīkъ” (“великий”, в старославянском – “великъ”). Вторая часть корневой морфемы образовалась от старославянского “лѣпъ” (“лучший, хороший”).
Коммуникативные УУД
Базовый уровень
Вспомните одно чудесное зимнее утро. Напишите заметку в стенгазету о своих впечатлениях об этом.
Повышенный уровень
Вспомните одно чудесное зимнее утро. Напишите эссе на эту тему.
Селиванова Галина Геннадьевна