Конспект урока русского языка «Морфология. Имя прилагательное» (11 классы)
11 «B» класс _________________________________________________________________________
Тема урока: Морфология. Имя прилагательное.
Цель урока: 1.Образовательная.
Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2.Развивающая.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Методы: интерактивный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Перекличка.
2.Опрос.
3.Новая тема. Морфология. Имя прилагательное.
Морфология — раздел языкознания, изучающий
части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Имя прилагательное – это самостоятельная знаме-
нательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) обозначают непроцессуальный признак предме-
та и отвечают на вопросы какой?,чей?;
2) изменяются по родам, числам и падежам, а неко-
торые – по полноте / краткости и степеням сравнения;
3) в предложении бывают определениями или
именной частью составного именного сказуемого.
1. Прочитайте.
Монтёр
Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в
театре – актёр, режиссёр или, может быть, театральный
М. Зощенко
(1895–1958)
плотник. Факты покажут. Факты всегда сами за себя го-
ворят.
Дело это произошло в Саратове или Симбирске, од-
ним словом, где-то недалеко от Туркестана. В городском
театре. Играли в этом городском театре оперу. Кроме вы-
дающейся игры артистов, был в этом театре, между про-
чим, монтёр – Иван Кузьмич Мякишев.
На общей группе, когда весь театр в двадцать третьем
году снимали на карточку, монтёра этого пихнули куда-
то сбоку – мол, технический персонал. А в центр, на стул
со спинкой, посадили тенора.
Монтёр Иван Кузьмич Мякишев ничего на это не ска-
зал, но в душе затаил некоторую грубость. Тем более, что
на карточку сняли его вдобавок мутно, не в фокусе.
А тут такое подошло. Сегодня, для примеру, играют
«Руслан и Людмилу». Музыка Глинки. А без четверти ми-
нут восемь являются до этого монтёра две знакомые ему
барышни. Или он их раньше пригласил,
или они сами подошли – неизвестно. Так
являются эти две знакомые барышни, от-
чаянно флиртуют и вообще просят их по-
садить в общую залу – посмотреть на спектакль. Монтёр
говорит:
– Да ради бога, медам. Сейчас я вам пару билетов
устрою. Посидите тут, у будки.
И сам, конечно, к управляющему.
Управляющий говорит:
– Сегодня выходной день. Народу пропасть*. Каждый
стул на учёте. Не могу.
Монтёр говорит:
– Ах так,– говорит.– Ну, так я играть отказываюсь.
Отказываюсь, одним словом, освещать ваше производ-
ство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важ-
ней и кого сбоку снимать, а кого в центр сажать.
* Пропасть – много.
театр
монтёр
кассир
И сам обратно в будку. Выключил по всему театру
свет, замкнул на все ключи будку и сидит – флиртует со
своими знакомыми девицами.
Тут произошла, конечно, форменная неразбериха.
Управляющий бегает. Публика орёт. Кассир визжит,
пугается, как бы у него деньги в потёмках не взяли. А
бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сы-
маться в центре, заявляется до дирекции и говорит своим
тенором:
– Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз, темно,
я ухожу. Мне голос себе дороже. Пусть ваш монтёр поёт.
Монтёр говорит:
– Пусть не поёт. Наплевать на него. Раз он в центре
снимается, то и пущай одной рукой поёт, другой свет за-
жигает. Думает – тенор, так ему и свети всё время. Тено-
ров нынче нету!
Тут, конечно, монтёр схлестнулся с тенором.
Вдруг управляющий является, говорит:
– Где эти две девицы? Через них наблюдается полная
гибель. Сейчас я их куда-нибудь посажу, леший их забодай!
Монтёр говорит:
– Вот они, девицы! Только не через их гибель, а ги-
бель через меня. Сейчас я свет дам. Мне энергии принци-
пиально не жалко.
Дал он сию минуту свет.
– Начинайте,– говорит.
Сажают тогда его девиц на выдающиеся места и на-
чинают спектакль.
Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом слож-
ном театральном механизме.
Конечно, если без горячности разбираться, то тенор
тоже для театра – крупная ценность. Иная опера не смо-
жет даже без него пойти. Но и без монтёра нет жизни на
театральных подмостках*.
* Подмостки – сцена.
Так что они оба – два представляют собой одинаковую
ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я – тенор. Не-
чего избегать дружеских отношений. И снимать на кар-
точку мутно, не в фокусе!
сцена – sahna
освещение – yşyklandyrma
неразбериха – düşnüksizlik
2. Запиши, запомни.
Тенор – это высокий певческий мужской голос.
Монтёр – специалист по ремонту, настройке различ-
ного электрического оборудования (машин, электриче-
ских линий, приборов, аппаратов и т.п.).
3. Ответьте на вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Какие чувства он у вас вызвал?
3. Где происходит действие?
4. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?
5. Кто, по-вашему, важнее для театра: тенор или монтёр?
Почему?
6. Согласны ли вы с утверждением повествователя, что в
театре все равны? Обоснуйте свой ответ.
Прилагательное
Качественные
(справедливые
доводы)
Притяжательные
(лисий хвост)
Относительные
(деревянный
стол)
4. Подберите к относительным прилагательным суще-
ствительные и разберите по данной схеме.
Пластмассовая …; деревянная… ; стеклянная…; бу-
мажная…; тростниковая…; золотые…; серебряные…; сит-
цевое…; хлопковое…; нефтяная…; газовая… .
Спишите по образцу:
какая?
Пластмассовая ручка
прилаг. сущ.
5. Подберите и запишите синонимы. Какой частью речи
являются данные слова?
1. Справедливый – 5. Ответственный –
2. Скромный – 6. Добрый –
3. Честный – 7. Весёлый1 –
6. Представьте, что вы директор театра. Как бы вы раз-
решили спор между тенором и монтёром? Уважили бы вы Ива-
на Кузьмича?
7. Присутствуют ли в рассказе комические сцены? Най-
дите и прочитайте.
Сатира – вид комического; переосмысление объекта
критики, разрешающееся смехом.
8. Прочитайте рассказ по ролям, передавая настроение
героев.
9. Подберите словосочетания, в которых прилагательные
будут иметь прямое значение. С двумя парами словосочетаний
составьте предложения.
Образец: чистая совесть – чистые руки.
Яркий талант – ...; глухой голос – ...; мягкий климат
– ...; холодный взгляд – ...; ласковый ветер – ...; горячее
желание – ...; тёплая встреча – ... .
10. Подберите синонимы к словам, обозначающим черты
характера человека.
Добрый, ласковый, злой, грубый, искренний, робкий,
верный, смелый.
Слова для справок: сердечный, недобрый, неж-
ный, дерзкий, прямой, душевный, открытый, злобный,
стыдливый, храбрый, надёжный, отважный.
● Кого из героев рассказа вы могли бы охарактеризовать
данными словами-синонимами? Аргументируйте свой
ответ.
11. Ответьте на вопросы:
1. Как вы считаете, какие профессии сейчас самые попу-
лярные? Почему?
2. Кем бы вы хотели стать? Почему?
3. Хотели бы вы выбрать профессию своих родителей?
4. Как вы понимаете выражение «Без добрых дел нет доброго
имени»?
4.Словарная работа.
сцена – sahna
освещение – yşyklandyrma
неразбериха – düşnüksizlik
5.Закрепление.
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Какие чувства он у вас вызвал?
3. Где происходит действие?
4. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?
6.Задание на дом.
Морфология. Имя прилагательное.
7. Итог урока.