Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой контрольной работы по географии
Министерство образования Ростовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологий машиностроения»
(ГАПОУ РО «РКТМ»)
Комплект Контрольно-измерительных материалов
для ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по БОУД.08 география
по специальности
социально-экономического профиля профессионального образования
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
2020
Контрольно-измерительные материалы разработаны для проведения итоговой контрольной работы и направлены на определение уровня требований к предметным результатам освоения базового курса по учебной дисциплине «География» в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж технологий машиностроения».
Разработчик:
Климова Ю. В., преподаватель географии ГАПОУ РО «РКТМ».
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания разработаны для проведения итоговой контрольной работы по УД «География» и направлены на выявление уровня знаний и умений обучающихся. В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;
слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;
наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности;
применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран;
читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения.
давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;
составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);
применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними.
Знать:
основные географические понятия и термины;
традиционные и новые методы географических исследований;
типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
проблемы современной урбанизации;
понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности
географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Итоговая контрольная работа включает в себя задания следующих тем:
Тема 1. Политическое устройство мира.
Тема 2. География мировых природных ресурсов.
Тема 3. География населения мира.
Тема 4. География мирового хозяйства.
Тема 5. Регионы и страны мира.
Тема 6. Россия в современном мире.
Тема 7. География современных глобальных проблем.
Задания, предназначенные для проведения итоговой контрольной работы, состоят из трех частей:
Часть А включает 16 заданий (базового уровня) с выбором ответа.
Часть В включает 5 заданий (повышенного уровня сложности) с кратким ответом.
Часть С включает 2 задания (высокого уровня сложности) с развернутым ответом.
За каждый ответ обучающиеся получают баллы. Максимальное количество баллов – 32.
Критерии оценивания:
«5» – 29–32 балла;
«4» – 26–28 баллов
«3» – 22–25 баллов;
«2» – 0–21балла.
Объекты исследования | Контролируемые знания, умения | Вариант I | Вариант II |
Политическое устройство мира: политическая карта мира; типология стран по уровню социально-экономического развития | Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности; применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран; читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения. давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона); сопоставлять географические карты различной тематики; давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними. Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности; географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда | Часть А 2,6,10 | Часть А 1,6,10 |
География мировых природных ресурсов: взаимодействие человеческого общества и природной среды; природные ресурсы; виды и особенности размещения природных ресурсов | Часть А 5,7, 8 | Часть А 5,7,8 | |
География населения мира: численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения мира; качество жизни населения; трудовые ресурсы и занятость населения; расовый, этнический и религиозный состав населения; размещение населения, миграция и урбанизация | Часть А 15,16 | Часть А 15,16 | |
География мирового хозяйства: современные особенности развития мирового хозяйства; география отраслей первичной сферы мирового хозяйства; география отраслей вторичной сферы мирового хозяйства; география отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Часть Б | Часть Б | |
Регионы и страны мира: география населения и хозяйства Зарубежной Европы; география населения и хозяйства Зарубежной Азии; география населения и хозяйства Африки; география населения и хозяйства Северной Америки; география населения и хозяйства Латинской Америки; география населения и хозяйства Австралии и Океании | Часть С | Часть С | |
Россия в современном мире: географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России; роль России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | Часть А 11, 12,13,14 | Часть А 11,12,13,14 | |
География современных глобальных проблем: глобальные проблемы человечества; демографическая проблема; экологическая проблема | Часть А 1, 3, 4, 9 | Часть А 2, 3, 4, 9 |
Вариант I
Часть А
1.Жидкие отходы загрязняют в первую очередь:
а) гидросферу;
б) атмосферу;
в) литосферу.
2. Наиболее богаты минеральными ресурсами:
а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай;
б) Япония, Швейцария, Великобритания;
в) Ближний Восток;
г) ЮАР, Канада, Австралия.
3. Больше всего «горячих точек» вы найдёте на карте:
а) Европы;
б) Азии;
в) Северной Америки;
г) Южной Америки.
4.Важную роль в регулировании международных конфликтов играет:
а) ООН;
б) ОПЕК;
в) НАТО;
г) Красный крест.
5. Расширение НАТО на восток – это сложная военно-политическая проблема для:
а) Эстонии и Латвии;
б) России;
в) Польши и Венгрии.
6. Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:
а) численностью населения;
б) ВВП на душу населения;
в) плотностью населения;
г) ценами на газеты и журналы.
7. Наибольшее количество развивающихся стран находится в:
а) Азии, Африке, Латинской Америке и Океании;
б) Юго-восточной Азии;
в) Центральной и Южной Америке;
г) Австралии и Океании.
8. Государства обладающие богатыми лесными ресурсами:
а) Россия, Канада, Амазония;
б) Россия, Украина, США;
в) Россия, США, Аргентина.
9. Сохранение и восстановление экологического равновесия на Земле связано в первую очередь с отношениями в системе:
а) человек-общество;
б) человек-природа;
в) мировой безопасности.
10. На современной политической карте мира насчитывается стран:
а) 230;
б) 150;
в) 1000.
11. Единицей территориального деления России не является:
а) область;
б) автономный округ;
в) федеральная земля;
г) республика.
12. Общими отраслями специализации Европейского Севера и Дальнего Востока являются:
а) черная металлургия и машиностроение;
б) машиностроение и электроэнергетика;
в) электроэнергетика, зерновое хозяйство и овцеводство;
г) лесная и рыбная промышленность.
13. Тремя основными районами производства шерсти являются:
а) Поволжье;
б) Северный Кавказ;
в) Восточная Сибирь;
г) Центральное Черноземье;
д) Урал;
е) Западная Сибирь.
14. Выберите из списка города-миллионеры:
а) Владивосток;
б) Тула;
в) Новосибирск;
г) Новороссийск.
15. Демографический взрыв в настоящее время свойственен:
а) всем странам мира;
б) в основном развитым странам;
в) в основном развивающимся странам.
16. В большинстве стран мира рождаемость:
а) превышает смертность;
б) примерно равна смертности;
в) ниже смертности.
Часть В
Установите соответствие:
Страны:
1) Киргизия, Бразилия, Канада;
2) Франция, Бельгия, Литва;
3) Германия, Украина, Япония;
4) Монголия, Ирландия, Белоруссия.
Тип электростанций:
а) в основном ТЭС;
б) в основном ГЭС;
в) в основном АЭС;
г) только ТЭС
Странами-лидерами по добыче железной руды являются:
а) США, Россия, Канада;
б) Китай, Бразилия, Австралия;
в) Китай, США, Россия;
г) Канада, Бразилия, Австралия.
Установите соответствие:
Продукция:
1) Суда;
2) Автомобили;
3) Телевизоры;
4) Компьютеры.
Страна:
а) США;
б) Япония;
в) Китай.
Организация ОПЕК объединяет:
а) страны Востока;
б) страны Азии;
в) производителей сельскохозяйственной продукции;
г) экспортёров нефти.
Основной сбор пшеницы приходится:
а) на США, Канаду, Австралию, Россию, Украину;
б) на Юго-Восточную Азию;
в) на Латинскую Америку;
г) на Австралию и Новую Зеландию.
Часть С
Дайте экономическо-географическую характеристику Великобритании по плану:
Географическое положение;
Политическое устройство;
Характеристика населения (национальный состав, возрастной состав, этнический состав, религиозный состав);
Природные ресурсы;
Хозяйство (промышленность страны, экономические связи).
Вариант II
Часть А
Самое большое по территории государство Земли:
а) Канада;
б) Россия;
в) Китай.
Озоновые дыры наибольших размеров наблюдаются над:
а) Антарктидой и Арктикой;
б) Европой и Австралией;
в) Сибирью и Уралом;
г) Чернобыльской АЭС.
«Зеленая революция» – это:
а) сооружение лесозащитных полос;
б) использование достижений науки в сельском хозяйстве;
в) охрана окружающей среды;
г) организация заповедников и национальных парков.
Примерами «горячих точек» России 90-х могут служить:
а) государства Балтии;
б) Приднестровье, Таджикистан, Чечня;
в) Дальний Восток;
г) Урал и Поволжье.
Наибольшими запасами приливной энергии обладают океан:
а) Атлантический;
б) Тихий;
в) Индийский;
г) Северный Ледовитый.
Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:
а) численностью населения;
б) ВВП на душу населения;
в) плотностью населения;
г) ценами на газеты и журналы.
Сколько человек может прокормить Земля?
а) 10–15 млрд;
б) 40 млрд;
в) 6 млрд;
г) 2 млрд.
Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для:
а) Азии;
б) Южной Америки;
в) Европы.
Сохранение и восстановление экологического равновесия на Земле связано в первую очередь с отношениями в системе:
а) человек-общество;
б) человек-природа;
в) мировой безопасности.
На современной политической карте мира насчитывается стран:
а) 230;
б) 150;
в) 1000.
Крупнейшим нефтеналивным портом России является:
а) Владивосток;
б) Мурманск;
в) Новороссийск;
г) Архангельск.
Выберите район – центр добычи золота:
а) Московская область;
б) Башкортостан;
в) Татарстан;
г) Магаданская область.
Общими отраслями специализации Северо-Кавказского и Поволжского экономических районов являются:
а) черная металлургия и машиностроение;
б) машиностроение и электроэнергетика;
в) электроэнергетика и овцеводство.
Группа близко расположенных городов, объединенных тесными связями, называется:
а) главной полосой расселения;
б) агломерацией;
в) депортацией;
г) урбанизацией.
Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает:
а) Россия;
б) Китай;
в) США;
г) Бразилия.
Однонациональными странами являются:
а) Польша, Германия, США;
б) Индия, Китай, Япония;
в) Канада, США, Бразилия;
г) Египет, Саудовская Аравия, Ливия.
Часть В
Установите соответствие:
Страны-лидеры:
1) Россия, США, Канада;
2) Саудовская Аравия, США, Россия;
3) США, Япония, Россия;
4) Китай, США, Германия.
Продукция:
а) уголь;
б) нефть;
в) природный газ;
г) электроэнергия
Странами-лидерами по добыче железной руды являются:
а) США, Россия, Канада;
б) Китай, Бразилия, Австралия;
в) Китай, США, Россия;
г) Канада, Бразилия, Австралия.
Установите соответствие:
Специализация:
1) электроника и электротехника;
2) часы и станки;
3) автомобили и самолеты;
4) автобусы.
Страна:
а) Венгрия;
б) Нидерланды;
в) Швейцария;
г) Швеция.
Технология – это:
а) то же самое, что и техника;
б) система методов производства;
в) передовые методы производства;
г) умение работать.
Образование мирового рынка – результат:
а) Первой мировой войны;
б) распада колониальной системы;
в) экспедиций к Северному полюсу;
г) эпохи Великих географических открытий.
Часть С
Дайте экономическо-географическую характеристику Японии по плану:
Географическое положение;
Политическое устройство;
Характеристика населения (национальный состав, возрастной состав, этнический состав, религиозный состав);
Природные ресурсы;
Хозяйство (промышленность страны, экономические связи).
Вариант I
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
а | а | б | а | б | б | а | а | б | а | в | г | а | а | в | б |
Часть В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-б 2-в 3-а 4-г | б | 1-б 2-б 3-в 4-а | г | а |
Часть С
Географическое положение.
Островное государство Зарубежной Европы. Занимает 10 место по площади среди стран Европы. В состав территории входит остров Великобритания, северо-восточная часть острова Ирландия и многочисленные мелки острова в океане.
Политическое устройство. Великобритания – конституционная монархия. Это унитарная страна. Она делится на 4 области – Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию.
Характеристика населения (национальный состав, возрастной состав, этнический состав, религиозный состав). Великобритания – страна с преобладанием одной национальности. 80% ее численности составляют англичане, а остальная часть – шотландцы, ирландцы. Низкая рождаемость привела к постарению населения. Доля детей составляет 18%. Государственная религия – христианство. Иммигранты исповедуют ислам и индуизм. Это типичная городская страна.
Природные ресурсы. Центральная часть страны сосредотачивает крупные запасы каменного угля и железных руд. На большей части территории распределены плодородные почвы. Страна богата водными ресурсами.
Хозяйство (промышленность страны, экономические связи).
Великобритания – экономически высокоразвитая страна. Ведущей сельскохозяйственной отраслью является животноводство. Ведущей вторичной сферой хозяйства является машиностроение и химическая промышленность. Высоким уровнем развития характеризуется третичная сфера хозяйства и в первую очередь транспорт.
Вариант II
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
б | а | б | б | а | б | а | в | б | а | а | г | а | б | в | г |
Часть В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-в 2-б 3-г 4-а | б | 1-б 2-в 3-г 4-а | б | г |
Часть С
Географическое положение. Япония – островная страна. Основную ее территорию составляют четыре крупных острова Японского архипелага. Страна омывается с юго-запада водами Восточно-Китайского моря, с востока – Японского, с севера – Охотского, с востока и юга – Тихого океана.
Политическое устройство. По форме правления Япония – конституционная монархия. Это унитарное государство. Страна делится на 47 префектур.
Характеристика населения (национальный состав, возрастной состав, этнический состав, религиозный состав).
Население многочисленно. Япония – классическая однонациональная страна. Японцы составляют 99% ее населения. Доля городского населения невелика и составляет 66%. Низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни обуславливают небольшую долю детей (14%). Население Японии придерживается буддистских и конфуцианских традиций.
Природные ресурсы. Япония обладает ограниченными природными ресурсами. Имеется значительное разнообразие минеральных ресурсов. Страна богата водными ресурсами. Леса занимают около 2/3 территории.
Хозяйство (промышленность страны, экономические связи).
Япония – одна из самых экономически развитых стран мира. Для нее характерны преобладание сферы услуг, меньшая доля промышленности и особенно сельского хозяйства. Ведущая отрасль – машиностроение. Особое место занимают транспортное и энергетическое машиностроение, электротехника и электроника, производство промышленного оборудования.
Бланк итоговой контрольной работы по географии
Фамилия_____________________________________________________
Группа ____________ Вариант №____
Часть А
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Вариант ответа | | | | | | | | | | | | | | | | |
Часть В
Номер задания | 1 (Р=4) | 2 (Р=1) | 3 (Р=4) | 4 (Р=1) | 5 (Р=1) |
Ответ | | | | | |
Часть С (Р=5)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов – 32;
«5» – 29–32 баллов;
«4» – 26–28 баллов
«3» – 22–25 баллов;
«2» – 0–21балла.
3