Контрольно-измерительный материал по географии для 8 класса
МБОУ «Куединская СОШ №1 имени П.П. Балахнина»
Контрольно-измерительный материал
по географии для 8 класса
Составитель: Халилова
Елена Сабитовна
учитель географии
высшей квалификационной
категории
2017 год
Пояснительная записка
КИМ предназначен для проведения промежуточной аттестации по географии за курс 8 класса.
Составлен по учебнику: «География 8 класс», И. И. Бариновой. - М.: Дрофа, 2014. – 336с.: ил., карт.
В соответствии с ФГОС содержит два уровня: базовый и повышенный.
План работы
Условные обозначения:
Уровень сложности:
Б – базовая сложность,
П – повышенная сложность;
Тип задания
ВО – выбор ответа,
НС - найти соответствие
РО – развернутый ответ.
№ |
Учебная тема |
Проверяемое умение |
№ задания |
Уровень сложности задания |
Тип задания |
1. |
Наша Родина на карте мира |
характеристика географического положения РФ; называть основные результаты выдающихся путешественников; решение задач на определение местного времени |
1, 5, 11 17 С1 |
Б Б П |
ВО РО |
2. |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы |
определение возраста гор по тектонической карте; выявление особенностей географических объектов |
3 6, 13 |
Б Б Б |
ВО ВО НС |
3. |
Климат и климатические ресурсы |
умение читать климатические карты; |
7, 8 |
Б |
ВО |
4. |
Внутренние воды и водные ресурсы |
вычисление солености вод; выявление значимых географических объектов; |
10 15, 17, 18 |
Б Б |
ВО ВО |
Почвы и почвенные ресурсы |
Определение особенностей почв; |
12 |
Б |
ВО |
|
5. |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы |
Определение особенности природных зон |
4, 16 |
Б |
ВО |
6. |
Природное районирование |
определение исчерпаемости и неисчерпаемости природных ресурсов; |
16 В1 |
Б П |
ВО НС |
7. |
Природа регионов России |
выявление значимых географических объектов; Выявление особенностей регионов |
2 14, 19, 20 В2 |
Б Б П |
ВО ВО НС |
8 |
Человек и природа |
определение рационального и нерационального природопользования; |
9 |
Б |
ВО |
Б-20 П-3 |
ВО-19 НС-3 РО-1 |
Итоговый тест по географии за курс 8 класса
ВАРИАНТ 1.
Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. Внимательно читай задания! В них тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру верного ответа. В некоторых заданиях тебе нужно будет записать только ответ, а также будут задания, где нужно прописать всё решение и записать ответ. Встретятся задания, где нужно найти соответствия.
Курсивом обозначены умения, которые проверяет данное задание.
Одни задания покажутся тебе более лёгкими, это задания базового уровня. Другие – более трудные, задания повышенного уровня. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь вернуться к ним.
Желаем успеха!
Базовый уровень
Умение определять крайние точки России
1. Какая из названных точек является крайней северной материковой точкой России?
1. мыс Дежнева 2. мыс Челюскин 3. мыс Флигели 4. остров Ратманова
Умение определять значимые географические объекты
2. Определите самый высокий действующий вулкан России:
1. Толбачик 2. Кроноцкая Сопка 3. Ключевская Сопка 4. Шивелуч
Умение определять возраст гор по тектонической карте
3. В эпоху какой складчатости образовались самые высокие горы России - Кавказ?
1. байкальской 2. герцинской 3. каледонской 4. альпийской
Умение определять природную зону по животному миру
4. Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: сайгак, сурок, дрофа, суслик?
1. тайги 2. смешанных лесов 3. степи 4. пустыни
Умение определять пограничные с Россией государства
5. С каким государством Россия имеет сухопутную границу с
1. Швецией 2. Арменией 3. Турцией 4. Казахстаном
Умение определять высоту горных вершин
6. Какая из перечисленных горных систем России имеет наибольшую высоту?
1. Алтай 2. Верхоянский хребет 3. Саяны 4. Урал
Умение работать по климатической карте
7. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1. Пермь 2. Воронеж 3. Ростов-на-Дону 4. Мурманск
Умение работать по климатической карте
8. Карта погоды составлена на 7 апреля. В каком из показанных на карте городов на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1. Архангельск 2. Новосибирск 3. Пермь 4. Благовещенск
Умение определять рациональное и нерациональное природопользование
9. Примером нерационального природопользования является
1. рекультивация земель в районах добычи угля
2. использование природного газа вместо угля на ТЭС
3. захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах
4. комплексное использование добываемого сырья
Умение вычислять соленость вод
10. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Умение распознать последовательность встречи Нового года по регионам России
11. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
1. Тюменская область 2. Республика Татарстан 3. Амурская область
Умение определять показатели почвы
12. Почвы, какой из перечисленных природных зон России имеют наиболее высокое естественное плодородие?
1. тайга 2. пустыня 3. степь 4. широколиственные леса
Умение определять последовательность расположения горных пород
13. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1. суглинок 2. глина 3. известняк
Умение анализировать климатическую карту
14. С помощью карты сравните средние июльские температуры в городах Мурманск, Москва и Волгоград. Расположите эти города в порядке увеличения средней июльской температуры.
1. Мурманск 2. Волгоград 3. Москва
Умение выявлять значимые географические объекты
15. Укажите самое глубокое озеро России
1. Каспийское 2. Ладожское 3. Онежское 4. Байкал
Умение определять природные ресурсы по исчерпаемости
16. Назовите исчерпаемые невозобновые природные ресурсы
1.энергия Солнца 2.воды рек 3.нефть 4. лес
Умение называть основные результаты выдающихся путешественников
17. Кто из русских путешественников разведал путь в Западную Сибирь?
1. Ермак 2. Обручев 3. Прончищев 4. Челюскин
Умение определять содержание понятия
18. Выберите правильное определение понятия «паводок»:
1. расстояние между противоположными берегами реки
2. наиболее высокий уровень воды в реке
3. наиболее низкий уровень воды в реке
4. наибольшая глубина реки на данном отрезке
Умение определять типы питания рек
19. Реки Кавказа имеют питание:
1. ледниковое 2. смешанное 3. дождевое 4. снеговое
Умение определять месторождения полезных ископаемых
20. Где находится крупные месторождения нефти и газа?
1. на Альтае 2. на Урале 3. на Западно-Сибирской равнине 4.в Забайкалье
Повышенный уровень
Умение соотносить природные зоны и их растения
В 1. Установите соответствие:
Природная зона Древесная порода
1. тундра А. ель, сосна, лиственница
2. тайга Б. мхи, лишайники, полярные ивы
3.степь В. ковыль, типчак, тонконог
Умение соотносить моря и реки
1.Азовское А. Лена
2.Карское Б. Дон
3.Море Лаптевых В. Печора
4.Баренцево Г. Обь
Умение решать задачи определение на местного времени
С 1. В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с сентября 2011 г. на территории страны установлено 9 часовых зон. Исходным временем при исчислении местного времени часовых зон служит московское время — время II часовой зоны.
Самолёт вылетел из Новосибирска (IV часовая зона) в Улан-Удэ (VI часовая зона) в 17 часов по времени Новосибирска. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Улан-Удэ, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи по действиям.
Итоговый тест по географии за курс 8 класса
ВАРИАНТ 2.
Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. Внимательно читай задания! В них тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру верного ответа. В некоторых заданиях тебе нужно будет записать только ответ, а также будут задания, где нужно прописать всё решение и записать ответ. Встретятся задания, где нужно найти соответствия.
Курсивом обозначены умения, которые проверяет данное задание.
Одни задания покажутся тебе более лёгкими, это задания базового уровня. Другие – более трудные, задания повышенного уровня. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь вернуться к ним.
Желаем успеха!
Базовый уровень
Умение определять крайние точки России
1. Какая из названных точек является крайней восточной материковой точкой России?
1. мыс Дежнева 2. мыс Челюскин 3. мыс Флигели 4. остров Ратманова
Умение определять значимые географические объекты
2. Определите самую высокую точку России:
1. Народная 2. Белуха 3. Ключевская Сопка 4. Эльбрус
Умение определять возраст гор по тектонической карте
3. В эпоху какой складчатости образовались горы Урал?
1.байкальской 2. герцинской 3. альпийской 4. каледонской
Умение определять природную зону по животному миру
4. Для какой природной зоны России характерны следующие представители фауны: черепаха, ушастый еж, скорпион?
1. тайги 2. смешанных и широколиственных лесов 3. степи 4. пустыни
Умение определять пограничные с Россией государства
5. С каким государством Россия имеет сухопутную границу с:
1. Украиной 2.Киргизией 3. Ираном 4. Швецией
Умение определять высоту горных вершин
6. Какая из перечисленных горных систем России имеет наибольшую высоту?
1. Среднесибирское плоскогорье 2. Верхоянский хребет 3. Саяны 4. Урал
Умение работать по климатической карте
7. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1. Москва 2. Нижний Новгород 3. Санкт-Петербург 4. Новосибирск
Умение работать по климатической карте
8. Карта погоды составлена на 12 апреля 2013 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1. Сыктывкар 2. Москва 3. Воронеж 4. Омск
Умение определять рациональное и нерациональное природопользование
9. Охране речных вод от загрязнения способствует
1. создание систем замкнутого водооборота на промышленных предприятиях.
2. использование минеральных удобрений в бассейнах рек
3. осушение болот в бассейнах рек
4. размещение водоёмких производств на берегах рек
Умение вычислять соленость вод
10. Средняя солёность поверхностных вод Черного моря составляет 17‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Умение распознать последовательность встречи Нового года по регионам России
11. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
1. Республика Саха (Якутия) 2. Калининградская область 3. Пермский край
Умение определять показатели почвы
12. В тайге преобладают почвы
1. подзолистые 2. тундрово-глеевые 3. черноземы 4. солонцы
Умение определять последовательность расположения горных пород
13. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
1. суглинок 2. глина 3. известняк
Умение анализировать климатическую карту
14. С помощью карты сравните значения средних многолетних минимумов температуры воздуха в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите точки в порядке повышения температур.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Умение выявлять значимые географические объекты
15. Укажите самое крупное по площади озеро России и мира
1.Байкал 2. Каспийское 3. Неджели 4. Чаны
Умение определять природные ресурсы по исчерпаемости
16. Назовите неисчерпаемые природные ресурсы
1. лес 2.почва 3. энергия Солнца 4.железная руда
Умение называть основные результаты выдающихся путешественников
17. Кто из русских путешественников первым вышел к Охотскому морю?
1. И. Ю. Москвитин 2. К. Иванов 3. С. В. Обручев 4. И. Д. Черский
Умение определять содержание понятия
18. Выберите правильное определение понятия «межень»:
1. расстояние между противоположными берегами реки
2. расстояние между берегом и стрежнем реки
3. наиболее низкий уровень воды в реке
4. наибольшая глубина реки на данном отрезке
Умение определять типы питания рек
19. Реки Дальнего Востока имеют питание:
1. смешанное; 2.ледниковое; 3. снеговое 4. дождевое.
Умение определять месторождения полезных ископаемых
20. Какое полезное ископаемое добывают в КМА (Курской магнитной аномалии)?
1.уголь 2. газ 3. железная руда 4. золото
Повышенный уровень
Умение соотносить природные зоны и их растения
В1. Установите соответствие:
Леса Древесные породы
а) тайга; А. Береза, ель, дуб, сосна, липа;
б) смешанные леса; Б. Ель, сосна, пихта;
в) широколиственные леса В. Пробковый дуб, бархатное дерево.
Дальнего Востока.
Умение соотносить моря и реки
1. Охотское А. Волга
2. Карское Б. Амур
3. море Лаптевых В. Лена
4. Каспийское Г. Енисей
Умение решать задачи определение на местного времени
С 1.В соответствии с законом «Об исчислении времени» и постановлением правительства России с сентября 2011 г. на территории страны установлены 9 часовых зон
Самолет вылетел из аэропорта, расположенного в III часовой зоне, в аэропорт, расположенный в V часовой зоне, в 10 часов по местному времени. Расчётное время полета составляет 3 часа. Сколько времени будет в аэропорту прилета, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи по действиям.
Примерная шкала оценивания результатов
Количество набранных баллов |
Отметка |
Уровень освоения |
0-5 |
«1» |
Низкий |
6-11 |
«2» |
Ниже базового |
12-16 |
«3» |
Базовый |
17-22 |
«4» |
Повышенный |
23-27 |
«5» |
Высокий |
Методические рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
Критерии оценки |
1 |
2 |
1 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
2 |
3 |
4 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
3 |
4 |
2 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
4 |
3 |
4 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
5 |
4 |
1 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
6 |
1 |
3 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
7 |
4 |
4 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
8 |
2 |
2 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
9 |
3 |
1 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
10 |
24 |
34 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
11 |
312 |
132 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
12 |
3 |
1 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
13 |
123 |
123 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
14 |
132 |
321 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
15 |
4 |
3 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
16 |
3 |
2 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
17 |
1 |
1 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
18 |
2 |
3 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
19 |
1 |
4 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
20 |
3 |
3 |
Правильно указан ответ-1б. Максимальное количество баллов: 1 балл |
В1 |
1- Б. 2-А, 3-В |
1-Б, 2-А, 3-В |
Правильно указан ответ-2б. Максимальное количество баллов: 2 балла |
В2 |
1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В |
1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А |
Правильно указан ответ-2 б. Максимальное количество баллов: 2 балла |
С1 |
6-4=2 17+3=20 20+2=22 |
5-3=2 10+3=13 13+2=15 |
Правильно вычислена разница часовых поясов-1б. Правильно вычислено время прилета– 1б. Правильно вычислено местное время – 1б. Максимальное количество баллов: 3 балла |
ИТОГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 27 |
Использованная литература
https://geo-oge.sdamgia.ru/ «Решу ОГЭ»: география. Обучающая система Дмитрия Гущина