12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сахаровская Марина Владимировна29

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3

Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, родился хилым, слабым ребёнком. ( … ) б Суворов родился в Древней Греции, спартанцы сбросили бы его со скалы Тайгет так же, как позже в Риме с Тарпейской скалы сбрасывали преступников. Таков был суровый закон Древней Спарты – убивать всех слабых младенцев.

Чего же добился Суворов благодаря постоянной закалке? Суворов смог во главе армии перейти Альпы. До Суворова Альпы переходили Ганнибал, Наполеон. Но те были совсем молодыми, а генералиссимус совершил этот подвиг в семьдесят лет, да ещё в снежную пургу. В славную историю российского мужества вошли переход через Сен-Готардский перевал, победа над Лекурбом у Чёртова моста, победа у Нови над прославленным генералом Жубером. Разгромив армии генералов Моро и Макдональда, Суворов вступил в Милан и Турин. В Швейцарии он попал в окружение, ввязался в неравный бой, оторвался от грозного Андре Массены и совершил новый опасный переход через вершину Панникс и тем самым спас армию от гибели.

Почему же Суворову удавались беспримерные походы в его семьдесят лет? Не только потому, что он обладал выдающимся талантом полководца, но и благодаря тому, что постоянно себя закалял. Он часто спал на соломе, мог купаться в проруби, среди ночи вскочить на неосёдланную лошадь и скакать по лагерю, да ещё под проливным дождём. Суворов мог париться в бане на самой верхней полке, а потом броситься в снежный сугроб.


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагментов текста. Запишите номера этих ответов.

В тексте большое количество имён собственных, что определяет масштабность описываемых событий.

Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов (полководец, генералиссимус, мужество, подвиг и др.), отражающая проблематику текста.

Текст содержитграмматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (закон, армия, вершина, бой), конструкции с существительными в родительном падеже (благодаря постоянной закалке, победа над генералом и др.)

Такие синтаксические средства, как вопросительные предложения, ряды однородных членов, предложения с противительными союзами обеспечивают выразительность данному тексту.

Текст относится к публицистическому стилю, так как он влияет на чувства читателей.

Самостоятельно подберите подчинительный союз со значением условия, который должен стоять на месте пропуска во второмпредложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТОРВАТЬСЯ - сов. вид, неперех.

Отделиться от чего-л. Вследствие натяжения, рывка, движения. Дубовый листок оторвался от ветки.

Оставить далеко позади себя кого-л., что-л., удалиться от кого-л, чего-л. Удалось обмануть противника и оторваться от него.

Утратить связь с кем-л, чем-л., стать далёким, чуждым чему-л. Оторваться от хозяйства.

Перестать делать что-л., прервать какое-л. занятие. Оторваться от чтения.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

сорИт

озлОбить

понЯвший

гналА

облЕгчит


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы.

Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь.

Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ.

Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.

На сцене знаменитого театра эстрады у певицы Елены Задорожной состоялся первый дебют .

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

опытные ШОФЁРЫ

серьёзных РАЗДУМЬЕВ

благодаря ПРОГНОЗУ

САМЫЙ ДОБРЫЙ человек

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении 1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей ипредложения с сказали им, что вы делаете доброе дело.несогласованным приложением 2) В журнале «Огонёк» по-прежнему можно

Б) неправильное построение найти много интересного материала. предложения с косвенной речью 3) Мысли, посещавшие Дали во время создания

В) нарушение связи между картин, всегда были причудливы. подлежащим и сказуемым 4) Байкал – глубочайшее озеро нашей планеты и

Г) ошибка в построении самый крупный резервуар пресной воды. предложения с 5) Он чувствовал, что душа его наполнена однородными членами восхищением и любовью к матери.

Д) нарушение в построении 6) На графиках показаны двадцать один этап предложения с соревнований. причастным оборотом 7) Герб с изображением льва, держащий в

лапах щит, символизирует доблесть.

8) Посетители картинной галереи хвалили и

фотографировались с художниками.

9) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин

широко использует фольклорные мотивы.


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.


1) запрещать, пригорела, водянистый

2) озарились, намокли, отрасль

3) лесной, побережье, загадать

4) конфета, красоваться, золотой

5) удивление, подкопать, заказной

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) пр..остановить, пр..открытая, пр..вет

2) бе..шумно, бе..полезный, ра..казывать

3) пр..бабушка, пр..молчать, пр..слезиться

4) без..скусный, раз..грать, вз..скать

5) с..курсник, поз..вчера, под..слать

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) подмиг..вать, настойч..вый

2) переговар..ваться, независ..мо

3)заботл..вый, камеш..к

4) ружь..цо, заворач..вать

5) зак..зать, сначал..

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) рекоменду..мый, недоум..вать

2) накле..шь, постел..нный

3) поджар..шь, увид..м

4) мол..щийся, клан..емся

5) выглядыва..т, невид..мый

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Зал, ещё (НЕ)ЗАПОЛНЕННЫЙ зрителями, хранил тишину и уныние.

Нужны (НЕ)ВЫЗУБРЕННЫЕ правила, а понятые и осмысленные теоретические сведения.

За стенами корабля (НЕ)ИСТОВСТВОВАЛ океан, грозя поглотить всё в своей бешеной стихии.

Нисколько (НЕ)СТРАШНО было Фёдору в этом лесу: он хорошо ориентировался в таких местах, да и карта с компасом лежали в рюкзаке.

(НЕ)ВЫЗЫВАЯ подозрения у местных жителей, студенты скоро разузнали всё, за чем их сюда отправили.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки.

Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.

Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ыедрагоце(3)ыми камнями золочё(4)ые ножны с волшебным мечом.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую


1) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

2) Каждая травинка и мшинка блестела и улыбалась капельными глазками.

3) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

4) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Некоторых современников возмущало употребление А.С.Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя». Он (4) казалось (5) не замечал ничьих нападок и писал, как считал нужным.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1) Разнообразна природа и красота планеты Земля. (2) Разные страны гордятся своей, подчас неповторимой, природой и красотой. (3) В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут долину Роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон …

(4) А там какой-нибудь водопад, а там оазис и мираж в пустыне, а там птичьи базары, а там пампасы и прерии. (5) Бесконечно красива наша Земля! (6) Бесконечны возможности путешествовать по ней, и не хватит одной человеческой жизни, чтобы узнать и увидеть Землю.

(7) Если же окинуть взглядом нашу страну – нетрудно заметить: у нас есть почти всё, имеющееся в тех или иных отдалённых странах. (8) Много ездившие и много видевшие люди, имея большой опыт путешественника, непременно подтвердят вам это. (9) Красивейшая в мире страна предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. (10) Это ли не великое счастье?!

(11) Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. (12) Одним словом, путешествовать по Земле.



Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27

(1) Когда человек жив, здоров и находится рядом, он не кажется нам уж таким дорогим и родным, мы не знаем цены его взглядам, поступкам. (2) Но вот нет человека, и только теперь – такова наша логика! – начинаешь задумываться над сказанным им когда-то. (3) И по-новому смотришь на вещи, которые он любил, – теперь они вместо него говорят, – на животных, которые его окружали, ну хотя бы на кошку, которую он считал своим другом, дороже собаки.

(4) В шесть утра трёхшёрстная – серо-белая, с рыжими пятнами – Мурка всегда провожала отца на работу и бежала за ним почти до конца цветника. (5) Там она, потеревшись о его сапоги и мурлыча, завязав много раз хвост кольцом так и эдак, прощалась с ним и долго сидела одна на тропинке, глядела с вниманием вслед, пока тот не скроется с глаз: в контору ей был вход заказан.

(6) Вечером, когда били в рельс, Мурка, радостно задрав хвост трубой, мчалась встретить отца на тропинке. (7) Сядет, вытянув шею, насторожив треугольничком свои пёстрые уши, и вдруг кинется под ноги, громко мурлыча с какой-то ликующей вопросительной интонацией, что-то вроде: «Мр-рр, мр-рр? Ты жив? Ну, ты жив?..» (8) И подпрыгивает при этом, чтобы ткнуться пушистой пятнистой головой в его мягкую, ласкающую ладонь, что, наверное, означает мольбу: «Ну погладь, ну погладь!» (9) И он гладил, спокойно шагая усталой, довольной походкой. (10) Иногда, в свою очередь, и он её громко спрашивал:

Ну что, Мурка, что? Что ты, Мурочка?..

(11) В воскресенье, на рассвете, они оба шли на рыбалку: отец шёл впереди, неся удочки и ведро, а кошка бежала чуть сзади, подняв хвост трубой и волнуясь, уже предвкушая добычу.

(12) Река у нас мутная, очень быстрая и холодная, потому что в жаркие летние дни в горах тает снег, и сюда, на равнину, выносит ещё не согревшиеся ледяные потоки. (13) Берег крут и обрывист. (14) У отца здесь, в кустарниках, много излюбленных мест. (15) Мурка рядом сидит, навострив свои жёлто-серые уши. (16) Окуньки все достанутся ей. (17) Она их ждёт терпеливо, совсем как собака, которой приказано быть «у ноги».

(18) Домой они возвращаются уже несколько по-иному. (19) Мурка мчится, бежит впереди, а отец идёт сзади, чуть прячет усмешку в усы.

(20) За обедом мать цыкнет на Мурку: «А ну, не вертись!» (21) И та обернётся с такой обидой, отойдёт и с презрительным видом усядется где-нибудь в стороне, равнодушно закрыв свои жёлтые очи.

(22) Мурка ела лишь то, что положит отец.

(23) Нальёт кто-нибудь другой молока, Мурка только понюхает и отойдёт, нервно дёрнув кончиком довольно-таки некрасивого, обрубленного дверью хвоста. (24) Спать уляжется на отцовской кровати, на собственном, давно уже вылежанном месте, как раз посредине. (25) Так что отец очень долго умащивается на самом краю, всё теснится, боится лишний раз повернуться с боку на бок: а вдруг да потревожит толстенную, развалившуюся во весь рост, посапывающую во сне Мурку.

(26) Даже очень больной, умирая, он боялся подвинуться: Мурка вот-вот, со дня на день, ожидала котят.

(27) Я не знаю, как Мурка смотрела на гроб, на чужие, ей незнакомые сапоги, на голый, как будто бы выкошенный цветник, где всё было срезано дочиста на венок, на могилу, – я в то время там не была.

(28) Я приехала через год, ранним летом, когда Мурка играла в траве, на лужайке, с котятами. (29) Я окликнула её: «Мурка!»

(30) Она услыхала мой голос, видно, очень похожий, что-то дрогнуло в ней, словно что-то пронзило её, она кинулась молнией прямо в ноги мне, заплелась, но увидела, что не он, и мгновенно отпрянула, свернув гибкое своё тело, как стальную пружину, отпрыгнула, повернулась с дороги и пошла как-то горестно, одиноко, опустив свою пёструю голову.

(31) Сколько я ни звала её, она больше не подошла.

(32) Поздно вечером Мурка сидела на отцовском табурете за его письменным столом и смотрела в окно, в ту же самую точку на горизонте, за большим орошаемым полем, за виноградником, куда пряталось солнце и куда отец вечерами в задумчивости смотрел, покуривая свёрнутую из газетной бумаги вонючую самокрутку. (33) Что было в этот момент в звериной её голове? (34) О чём Мурка думала? (35) Пятнистая её мордочка в полутьме показалась мне горестной, очень мудрой, старушечьей, в то же время такой отрешённо-жестокой ко всем остальным в своей верности лишь одному человеку, в почти осязаемой непримиримости к его смерти.

(36) – Мурка, Мурка … – окликнула я её. – Что ты, Мурочка?

(37) Она даже не обернулась.


(По О.К.Кожуховой*)


* Ольга Константиновна Кожухова (1922 – 2007) – русская советская писательница, участница Великой Отечественной войны. Автор романа, многих повестей, рассказов, очерков и стихов.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По-новому смотришь на то, что любил родной человек, после его смерти.

2) Кошка Мурка ходила по утрам вместе с хозяином к нему на работу.

3)Мурка не любила, не признавала никого, кроме отца рассказчицы.

4)Кошка, игравшая в траве со своими котятами, откликнулась на зов дочери хозяина, потому что в голосе рассказчицы послышались ей знакомые нотки.

5) Рассказчица знала, что было в голове Мурки, когда та сидела поздно вечером на отцовском табурете.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1 – 3 представлено описание.

2) В предложении 8 содержится ответ на вопрос, заданный в предыдущем предложении.

3) Предложение 11 представляет собой повествование.

4) Предложение 19 раскрывает смысл предложения 18.

5) В предложениях 32 – 35 содержится рассуждение.

Подберите синоним к слову цыкнет (предложение 20). Запишите этот синоним.

Среди предложений 28 – 37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яркость этих впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: синтаксическое – (А) ______ ( «Ты жив? Ну, ты жив?..» в предложении 7, «Ну, что, Мурка, что? Что ты, Мурочка?..» в предложении 10) и лексическое – (Б) _____ ( «совсем как собака» в предложении 17 ). Описывая дружбу отца и кошки Мурки, писательница использует такие тропы, как (В) _____ ( «пушистой пятнистой головой», «мягкую, ласкающую ладонь» в предложении 8) и (Г) _____ ( «завязав хвост кольцом» в предложении 5, «задрав хвост трубой» в предложении 6 )

Список терминов :

1) метафора

2) парцелляция

3) олицетворение

4) вопросительные предложения

5) эпитет

6) сравнение

7) фразеологизм

8) восклицательные предложения

9) антонимы





ОТВЕТЫ. ВАРИАНТ 1

1 – 1245

2 – если

3 – 2

4 – облегчит

5 – этическим

6 – первый

7 – раздумий

8 – 91687

9 – 35

10 – 124

11 – 125

12 –134

13 – неистовствовал

14 – поэтомупоскольку

15 –123

16 – 145

17 – 123

18 – 1245

19 – 14

20 – 123

21 – 34

22 – 134

23 – 34

24 – прикрикнет

25 –3035

26 – 4651



ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

На вершине высокой гранитной скалы, где разгуливал лишь вольный ветер, у самого её края, над обрывом, росла одинокая сосна. В отличие от других деревьев она не стояла, а почти лежала на скале.

Трудно сказать, ( … ) случилось с деревом. Может быть, ещё молодым оно было надломлено бурей, человеком или животным, любившим полакомиться корою, но сосна не хотела покориться лихой судьбе и умереть. Она стала бороться за жизнь. Корни искалеченного дерева уходили в расщелины в поисках соков, и так, лёжа на скале, оно стало расти и крепнуть.

Но самое удивительное было в том, что вся крона сосны повисла над обрывом, и казалось непостижимым, как дерево не сломилось под её тяжестью. Нагнувшись над обрывом, я увидела, что несколько длинных ветвей дерева превратились в крепкие корни, ушли далеко в скалу и тем словно привязали к ней ствол вместе с его вершиной.

Невольно думалось, сколько же сосне пришлось вынести бед, какая исполинская борьба за жизнь среди бурь, дождей, морозов и зноя происходила на холодной скале в течение многих лет. И сосна не только победила в неравной борьбе с силами природы, но и дала новую жизнь: неподалёку от скалы, на её южном склоне, выросла весёлая, ершистая поросль молодых, стройных сосёнок. То были, конечно, дети мужественной сосны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Выразительность тексту придают такие художественные средства, как олицетворение (разгуливал ветер и др.), эпитеты (одинокая сосна, искалеченного дерева, ершистая поросль и др.), сравнение (словно привязали к ней ствол).

2) В тексте используются такие синтаксические средства, как вводные слова, уточняющие члены предложения, ряды однородных членов.

3) Используется тематическая группа слов, отражающая проблематику повествования (крепкие корни, кора, крона сосны, ветви, ствол, молодая поросль).

4) Текст относится к художественному стилю, так как автор, используя различные средства выразительности, создал яркий художественный образ сосны.

5) Грамматические особенности текста – это использующиеся в большом количестве краткие прилагательные и причастия (в отличие, далеко, конечно и др.)


Самостоятельно подберите союзное слово, выраженное местоимением, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


РАСТИ – несов.в., неперех.

1) Проводить где-нибудь своё детство, ранние годы жизни. Расти в деревне, в большой семье.

2) Развиваясь, совершенствоваться. Талант растёт.

3) О растениях: водиться, произрастать. Кипарисы растут на юге.

4) Увеличиваться в числе, в размерах, развиваться. Растёт интерес к искусству.

5) Крепнуть, усиливаться. Популярность спортсмена растёт.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

щавЕль

мизЕрный

бАловать

столЯр

звонИт


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По ЗЕМЛИСТОМУ цвету лица Павла можно было понять, сколько пришлось ему пережить мучений в плену врага.

ГАРАНТИРОВАННЫЙ срок службы этого прибора указан в его техническом паспорте.

План ГЕНЕРАЛЬНОГО сражения был готов и ждал обсуждения в высших кругах командования.

На Наталье Ивановне было длинное платье БОЛОТНОГО цвета и чёрная кожаная куртка.

На первое время обещали ПРЕДОСТАВИТЬ комнату в заводском общежитии.


Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По голосам и звону посуды, доносившимся из кухни, по торопливым шагам Вари, успевающей раздавать поручения младшим сёстрам и проверять убранные накануне комнаты для гостей, по звукам пианино из дальней комнаты, где репетировала своё выступление Мила, все заранее предчувствовали наступление праздника.


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ЧУЛОК

НАДЕНЬТЕ шляпу

ТРОИХ школьниц

песни БОЛГАР

вишня БОЛЕЕ СПЕЛАЯ


Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с косвенной речью

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением




ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Алексею хотелось сказать жене, что «как ты смеешь требовать прежнего уважения к себе после произошедшего накануне» .

2) Убегая и поминутно оглядываясь, малыш всё же не выпускал из рук раненую птичку.

3) По данному вопросу решение будет принято согласно устава этого предприятия.

4) Две девочки, собиравшие на поляне клубнику, услышали раньше всех сигнальный звук и услышали раньше всех сигнальный звук и поспешили к палатке.






















5) На подготовку оперы «Ромео и Джульетты» по пьесе Шекспира начинающие артисты потратили целых три месяца.

6) Благодаря вовремя подоспевшей тяжёлой технике завалы на трассе

удалось ликвидировать уже через полчаса.

7) Николай Иванович дочитывал второй том «Войны и мира», когда вернулась с прогулки Маша и позвала его к чаю.

8) Распорядившись насчёт лошадей, офицеру было предложено хорошенько закусить перед дальней дорогой.

9) Володя вышел из укрытия и увидел бодро идущих ему навстречу девушку с ярким пакетом в руках.


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заблестела, предполагаемый, растение

2) выбирать, прикосновение, заря

3) приближаться, выросли, промокательная(бумага)

4) наслаждение, выровнять, загорелый

5) перебирается, бегущая, предложение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..бросать, и..ход, вы..тупать

2) пр..открыть, пр..неприятное, пр..вокзальный

3) по..держать, на..пись, по..чёркнутый

4) из..явить, зав..южило, под..езд

5) мирово..зрение, бе..оговорочный, ра..глядывать


Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) магни..вый, взвеш..вать

2) расспраш..вая, просматр..вать

3) горош..нка, ситц..вый

4) вспах..вать, имень..це

5) камуш..к, тен..вой

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) вид..мый, нагрева..мый

2) погружа..шься, застрян..шь

3) оберега..мый, приподнима..шь

4) налад..вший, движ..мый

5) постро..шь, увид..нный


Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Расстраиваться (НЕ)ЗАЧЕМ: всё у вас получится.

(НЕ)ЗАКОНЧИВШЕЕСЯ к вечеру мероприятие повлекло за собой отказ от других запланированных дел.

Походив вокруг дома и (НЕ)НАЙДЯ себе занятия, Михаил вернулся в беседку.

Учитель открыл тетрадь ученика и увидел, что многие задания (НЕ)ВЫПОЛНЕНЫ.

(НЕ)ЗНАЛ Григорий о спасении брата и потому пребывал в унынии.


Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с друзьями, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.

(ПО)ТОМУ, как выглядел Илья Петрович, я понял, что он ТАК(ЖЕ) болен и слаб.

Дождь не переставал идти (В)ТЕЧЕНИЕ часа, (ПО)ЭТОМУ пришлось отложить прогулку в парке.


Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а лампой и четырьмя стари(2)ыми канделябрами, расставле(3)ыми на дли(4)ом чайном столе.


Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от зимнего сна.

2) В апреле мы не ходили в школу из-за карантина и в мае тоже все учились дистанционно.

3) Поздно вечером я возвращаюсь домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

4) Как летом так и зимой тётушка предпочитала жить в загородном доме.

5) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.


Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Не останавливаясь (1) на достигнутом (2) спортсмены уже готовили новую программу (3) способную удивить и восхитить самую искушённую публику (4) разбирающуюся во всех тонкостях фигурного катания.


Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Это был настоящий русский барин, не терпевший (1) вообще (2) ничего иностранного в своём доме. Все новомодные европейские штучки (3) по его выражению (4) не стоили серьёзного к ним отношения по сравнению с обычаями предков.


Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пел он весёлую (1) украинскую песню (2) слова (3) которой (4) неожиданно разбудили в душе Оксаны грустные воспоминания о прошлогодней сельской ярмарке и знакомстве на ней с тем самым художником.


Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Два всадника на вороных конях промелькнули за деревней (1) и (2) когда они уже скрылись из виду (3) то возле разрушенного моста появился откуда-то человек в странном одеянии (4) будто сказочный герой вышел из речки на берег.


Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1) В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку и чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (2) Надо уметь не мешать друг другу. (3) Например, за столом, во время еды. (4) Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом. (5) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим людям: на вас не должно быть противно смотреть. (6) Не надо утомлять собеседников беспрерывными шутками, рассказывая анекдоты и остроты, уже кем-то рассказанные вашим слушателям. (7) Этим вы ставите их в неловкое положение. (8) Не старайтесь всё время развлекать других – позволяйте им тоже что-то рассказать. (9) Всё в нас должно быть сдержанным и ... красивым, ибо любая красота не утомляет: она «социальна».


Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27

(1)Несколько лет назад я возвращался домой из Австралии. (2)Моим соседом в самолёте был австралийский фермер лет семидесяти – крепенький, краснощёкий, налитый здоровьем и оптимистическим любопытством. (3)Он скопил за свою рабочую жизнь кое-какие деньжонки и решил на старости лет взглянуть на мир. (4)До сих пор фермер никогда не покидал пределов Австралии, да и знание родины у него ограничивалось знанием собственных овцеводческих пастбищ.

(5)Всё вызывало в нём восторг – и то, как, покачивая бёдрами, стюардессы катили по проходу столик с крошечными бутылочками, и то, что где-то внизу, изумрудно просвечивая сквозь облака, проплывали неизвестные ему ранее острова, и то, что на его груди болтался новенький «Поляроид», которым фермер предполагал запечатлеть ожидаемую красоту мира.

(6)Фермер летел в Париж, я – в Москву, однако забастовка работников аэролинии остановила его и меня на пару дней в Дели. (7)Нас поселили в одной гостинице, и, скинувшись, чтобы подешевле, мы наняли такси для поездки в Старый Дели.

(8)Предвкушая экзотическое зрелище, фермер привёл в боевую готовность «Поляроид». (9)Однако недалеко от въезда в Старый Дели шофёр категорически потребовал, чтобы мы подняли стёкла автомашины, несмотря на удушающую жару.

(10)Мы поняли причину его настойчивости, только когда въехали в город. (11)Шофёр был вынужден снизить скорость до минимума, потому что машину обступили измождённые полуголые люди, протягивая к нам руки: «Моней! Моней!» (12)В их просьбах не было никакой крикливой назойливости и даже почти никакой надежды, но это-то и было страшно. (13)Мы видели прижимающиеся к стёклам скелетообразные призраки с неподвижными, погружёнными в собственный голод глазами, и таких людей были не десятки, не сотни, а тысячи. (14)Это были те, кто рождались на улице, спали на улице и умирали на улице, так и не узнав, что такое значит собственная крыша над головой. (15)Особенно невыносимо было видеть детей, настолько исхудалых, что они казались прозрачными. (16)Их чёрные глаза прилипали к стёклам машины, а тоненькие руки царапали ногтями по стеклу. (17)Если бы мы вывернули карманы, отдав всё до последней монеты, мы бы всё равно не смогли бы помочь им всем сразу. (18)Австралийский фермер забыл про свой «Поляроид» и, задыхаясь, прохрипел: «Назад... Назад... Это невозможно видеть...» (19)Ночью впервые в его жизни у него было плохо с сердцем, и пришлось вызывать врача. (20)Фермер лихорадочно бормотал, хватая мою руку: «Я не представлял, что так бывает. (21)Я честный человек, я ничего не украл, я сам работал всю жизнь, но я почувствовал себя преступником... (22)Да, все мы преступники, если есть ещё дети, которые так живут...» (23)Я тоже чувствовал себя преступником. (24)А скольких таких детей я встречал в Того, Либерии, Гане, в Мексике, в Уругвае, Эквадоре, на Филиппинах! (25)Дитя войны, я хорошо знаю, что такое голод, и понимаю тех, кто голоден.

(26)Когда-то русский философ Фёдоров мечтал о воскрешении мёртвых, считая это тем общим делом, вокруг которого должно сплотиться человечество. (27)Наша сегодняшняя задача намного скромнее – не дать умереть голодной смертью живым. (28)В книге Роберта Мак Кланга «Исчезающие животные Америки» грустно сказано: «Печальная судьба диких животных предупреждает о возможном будущем самого человека». (29)Что же спасёт природу и человека? (30)Машинный разум? (31)Но человек, прежде чем передоверить мыслящим машинам ряд важнейших решений, должен создать этику мыслящих машин. (32)Человеку не от кого ждать помощи, кроме как от себя. (33)Если он утопает сегодня во множестве проблем, то только он сам вытащит себя за волосы. (34)Но порой человечество похоже на странного утопающего, который одной рукой вытаскивает себя из грязной воды, а другой – толкает на дно.

(35)Затраты на вооружение, на каждую ядерную боеголовку таковы, что могли бы спасти от голода десятки тысяч ни в чём не повинных детских головок. (36)«Все лучшие идеалы человечества не стоят одной слезы невинно замученного ребёнка», – сказал Достоевский. (37)Ручонки голодающих детей незримо скребутся в окна каждого из нас, взывая к нашей совести.


(По Е.А.Евтушенко*)

*Евгений Александрович Евтушенко (1932 – 2017) – известный русский поэт, прозаик, публицист.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) События, описанные в тексте, происходили с рассказчиком в Австралии.

2) Австралийский фермер, попутчик автора текста, впервые в жизни покинул свою страну, чтобы посмотреть мир.

3) В Старом Дели, по словам рассказчика, их машину обступили бездомные люди, которые просили деньги, но в их просьбах не было никакой надежды.

4) Фермер из Австралии не сделал ни одного снимка своим фотоаппаратом, потому что в городе, куда он приехал, была запрещена фотосъёмка.

5) Автор текста хорошо знал, что такое голод, так как на его детство выпало испытание войной.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 есть описание.

2) В предложениях 6 – 8 представлено рассуждение.

3) В предложениях 11 – 14 дано повествование.

4) Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 22.

5) В предложении 32 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 29.


Из предложения 7 выпишите разговорное слово, имеющее значение «устроить складчину; коллективно собрать и внести для какой-либо цели деньги».


Среди предложений 1 – 5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 – 25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


«Вспоминая случай, произошедший с ним несколько лет назад в Индии, Е.А.Евтушенко знакомит нас со своим случайным попутчиком. Словно любуясь им, этим немолодым австралийским фермером, автор текста использует такой троп, как (А) _ («крепенький, краснощёкий, налитый здоровьем» в предложении 2). Продолжая описывать жизнерадостного фермера, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Б) _ (в предложениях 3, 5). Неожиданно – прежде всего для самого фермера – картина резко меняется. И слова «восторг», «запечатлеть красоту» (в предложении 5), «предвкушая» (в предложении 8) сменяются словами «задыхаясь, прохрипел» (в предложении 18), «лихорадочно бормотал» (в предложении 20). Такой приём называется (В) _ . Эмоциональности повествованию придаёт также такое явление, как (Г) _ (в предложениях 28, 36)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) антитеза

3) эпитет

4) сравнительный оборот

5) парцелляция

6) цитирование

7) ряд однородных членов

8) вводные и вставные конструкции

9) метафора



Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ОТВЕТЫ. ВАРИАНТ 2


1234

что

3

баловать

гарантийный

заранее

трёх

93185

12

35

245

234

незачем

чтобывовремя

234

24

234

34

2

134

159

235

1345

скинувшись

35

3726



Вариант 3

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3

Цунами – это серия волн, возникающих при сильном землетрясении или извержении вулкана на морском дне либо на суше вблизи побережья. Многие волны цунами бывают очень маленькими, ( … ) они могут достигать гигантских размеров и обрушиваться на берег, всё сметая на своём пути. Японское слово «цунами» означает «волны в гавани». Иногда их также называют приливными волнами, хотя на самом деле они не имеют отношения к приливам и отливам.

Цунами возникают, когда участки морского дна резко сдвигаются вверх или вниз вдоль разрыва при землетрясении или же когда часть извергающегося вулкана обрушивается в море. То же самое происходит при землетрясении либо извержении вулкана на суше вблизи побережья. Во всех случаях волны цунами порождаются движением земной коры. В открытом море эти волны не больше обычных, но расходятся во всех направлениях с фантастической быстротой – около 800 км/ч.

Когда волны цунами достигают мелководья, их скорость снижается , а высота начинает увеличиваться, как и у обычных волн. Но волны цунами движутся очень быстро, и при резком замедлении движения их высота возрастает столь же стремительно, так что на берег обрушивается огромная стена воды.

Некоторые волны цунами достигают высоты от 30 до 50 метров. Их высота во многом зависит от очертаний побережья и от глубины моря вблизи берега. Не все землетрясения и извержения вулканов порождают цунами, и не все цунами столь разрушительны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагментов текста. Запишите номера этих ответов.

1) Слово «цунами» заимствовано из японского языка и имеет значение «волны в гавани».

2) Использование антитезы (извергающегося – потухающего, резко сдвигаются – медленно расходятся), фразеологизма (возрастает столь же стремительно), метафоры (скорость снижается) позволяет лучше понять природу описываемого явления природы.

3) Текст содержит такие грамматические особенности, как образованные способом сложения имена существительные (землетрясение, мелководье), возвратные глаголы (обрушиваться, порождаются, увеличиваться и др.).

4) Такие синтаксические средства, как сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, ряды однородных членов предложения придают выразительность тексту.

5) Данный текст относится к публицистическому стилю речи, так как цель автора – сообщить очень важную информацию и призвать к правильному поведению во время цунами.

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИЛИВ, -а, м. рода

1) Периодически повторяющийся подъём уровня воды в океане, в море. Прилив растёт.

2) Приток, наплыв какой-либо субстанции. Прилив энергии.

3) Прибытие, поступление чего-либо во множестве (перен.). Прилив денежных средств.

4) Наращение, утолщение на отливаемом изделии (техн.). Прилив на корпусе буксы.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

вручИт

сорвалА

катАлог

довезЁнный

донЕльзя


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Иван Иванович входил и сразу же здоровался своим громким, ЗВУЧНЫМ голосом.

2) ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь все цветы в саду.

3) Пальто из кожи мой друг ОДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.

4) По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство.

5) Каждый собиратель стремится ПОПОЛНИТЬ, расширить свою коллекцию.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Главным приоритетом в деятельности недавно открывшегося кафе является популяризация морепродуктов.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

мы не ЛЖЁМ

страховые ПОЛИСА

ЛЯГТЕ на пол

на ОБЕИХ руках

в ДВЕ ТЫСЯЧИ восьмом году

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением











ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Высматривая добычу, охотник пользовался

биноклем.

2) Пьесу «Грозу» Островский написал в 1859 году.

3) На уроке химии были проведены опыты, помогающие понять формулы кислот.

4) Сразу по приезду в село Константиново на родину поэта – школьники отправились в музей.

5) Возвращаясь домой очень поздно, скандал был неизбежен

6) Татьяна любила гадать и старинные обряды.

7) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

8) В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский обличает бюрократизм и волокиту.



9) Чайки питаются не только рыбой, но и падалью.


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) подросли, выбирают, расстилается

2) неукоснительно, предлагают, отрасль

3) зарница, промокашка, издавать

4) интеллектуальный, городской, поджигать

5) контингент, предположение, выращенный

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..нтересный, под..грать, без..дейный

2) пр..бить, пр..морский, пр..ветствие

3) по..сказка, по..разумевать, выпо..рошить

4) бе..звучный, вы..волить, ра..будить

5) поз..вчера, н..ивысший, оп..здание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, ноч..вать

2) задремл..шь, колебл..мый

3)пристёг..вать, оранж..вый

4) плать..це, заброс..вший

5) мяч..к, затверд..вать

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) игруш..чный, посад..шь

2) стрекоч..щий, держ..щий

3) невид..мый, озабоч..нный

4) подмаж..шь, поед..шь

5) замш..вый, посе..шь

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Музыкант (НЕ))РАЗДУМЫВАЯ дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей.

В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (НЕ)ПОЛНОСТЬЮ распустившийся бутон.

Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Нужно дорожить (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫМИ мгновениями общения с прекрасным.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года мы старательно готовились к экзаменам, (ПО)ЭТОМУ нам не страшны никакие испытания.

Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же (ВСЁ)ТАКИ настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.

(В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени , не будем отклоняться от предмета лекции.

(ЧТО)БЫ ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.

Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

На картине, созда(1)ой ю(2)ым живописцем, изображе(3)а девушка в дли(4)ом платье.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!

2) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.

3) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

4) Деревья шумели то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу обществу. Увлекаясь живописью, он (3) по словам современников (4) положил начало замечательному собранию картин.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд (3) связанных по смыслу и грамматически (4) предложений представляет собой текст.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я долго сидел на берегу реки (1) и смотрел в воду (2) где хорошо видны были стайки мальков (3) где солнечные лучи будто скользили по гладкой поверхности (4) и (5)где чистое песчаное дно казалось таинственной подводной дорогой.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Психологи утверждают, что до 40% всей информации при устном общении человек получает с помощью несловесных, иначе говоря, невербальных средств общения. (2) Это очень много.

(3) К несловесным средствам общения лингвисты относят мимику, взгляд, интонацию, жесты, телодвижения, позу. (4) Для нас очень важно, улыбается ли человек при разговоре. (5) Говорит ли вежливым тоном. (6) Смотрит ли в глаза. (7) Если этого не происходит, то мы настораживаемся, и это мешает установлению и поддержанию контакта.

(8) Очень важно уместное использование несловесных средств. (9) Если во время общения в официальной обстановке вы будете поправлять волосы или принимать развязные позы, это будет мешать успешному общению, так как вы показываете низкую коммуникативную культуру. (9) Поэтому многие специалисты в области коммуникации советуют следить за своими жестами и мимикой и даже репетировать будущее выступление.

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27

(1 Мы все когда-то в детстве могли чувствовать себя счастливыми без всякого повода. (2)Могли радоваться жизни во всех её проявлениях, могли наслаждаться хорошей погодой, природой, общением с друзьями и многими другими вещами, которых нам в жизни взрослой, увы, недостаточно для искренней радости. (3)Бесконечные проблемы и обязанности настолько поглотили человека взрослого, что он потерял эту способность – быть счастливым благодаря мелочам.

(4)Постоянная бессмысленная гонка – на выживание, за успехом, вдогонку славе – съедает наши души без остатка. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется большой список целей: карьера, квартира, машина и деньги, деньги, деньги... (6)Мы настолько вросли в этот скаредный вещный мир, что у нас не осталось времени на саму жизнь. (7)На наших близких, на хорошие книги, на общение с природой.

(8)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (9)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперёд, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла...

(10)Но даже если мы можем сказать, что такие моменты есть в нашей жизни, чего-то всегда будет не хватать для полного счастья. (11)Особенно сейчас, когда информационную плотину прорвало и мощный новостной поток, к сожалению, в основном негативный, грязный и депрессивный, заливает нас ежечасно. (12)Многие уже сейчас смотрят на жизнь цинично, воспринимают её в чёрном цвете. (13)И кажется, что жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.

(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно прозвучит, сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы». (17)Если изменить мир вокруг и себя в наших силах, стоит начать это делать, маленькими шагами приближаясь к цели. (18)Настроить себя на позитивную волну: послушать любимую музыку, посмотреть комедию или мелодраму с хорошим концом, почитать художественную книгу. (19)А главное, не забывать о близких – родственниках и друзьях. (20)Они чувствуют нашу любовь, нуждаются в ней, и сами, взамен, нас любят и поддерживают. (21)Стоит с ними поделиться своими печалями – и станет легче. (22)А человеку одинокому можно посоветовать завести домашнего питомца: собаку, кошку, хомяка, попугая – любое живое создание, заботу о котором мы возьмём на себя и забудем в приятных хлопотах о своих бедах, хотя бы на время. (23)Наблюдая за котёнком, обучая пса, «общаясь» с хомячком, мы забудем о депрессии. (24)А если ещё чаще выходить на улицу, гулять в парке, наблюдать смену времён года: лиственное золото на фоне голубого небесного свода, безмятежную белизну и строгую красоту зимы, буйство зелени, кипучую энергию жарких месяцев, - это станет лучшим лекарством от тягостного настроения. (25)Тем более, что все эти способы нам всегда доступны, и то беспричинное ощущение счастья, которое мы испытывали в детстве, никуда не делось, просто ждёт, когда мы посмотрим на мир другими глазами.

( По Е.А.Лебедевой * )

* Елена Анатольевна Лебедева – современный психолог, педагог.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве у человека больше поводов радоваться , чем во взрослой жизни.

2) Стрелки настенных часов автора спешат.

3) Жизнь – это всегда беспросветная полоса проблем и забот.

4) Автор согласен с тем, что «Человек сам хозяин своей судьбы».

5) Внимание к близким и к природе делает человека более счастливым.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 представлено повествование.

2) В предложении 5 представлено рассуждение.

3) Содержание предложения 10 противопоставлено содержанию предложения 9.

4) В предложении 12 представлено повествование.

5) Содержание предложения 24 противопоставлено содержанию предложения 23.

Из предложений 13 – 18 выпишите слово со значением «нелепо, бессмысленно».

Среди предложений 17 – 21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В центре внимания Е.А.Лебедевой – один из самых острых современных вопросов, рассуждая о котором, автор стремится убедить читателя в справедливости собственного мнения. Поэтому в тексте применён приём (А) _ (предложения 14-15). Автором убедительно используются тропы: (Б) _ («скаредный мир» в предложении 6), (В) _ (предложение 11). Синтаксический приём (Г) _ (предложения 6-7) помогает передать эмоциональность рассуждений автора.

Список терминов :

1) метафора

2) парцелляция

3) олицетворение

4) вопросно-ответная форма

5) эпитет

6) риторический вопрос

7) фразеологизм

8) лексический повтор

9) антонимы

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 3. ОТВЕТЫ

1 – 134

2 – но (однако)

3 – 1

4 – каталог

5 – надевает

6 – главным

7 – полисы

8 – 54762

9 – 12

10 – 24

11 – 24

12 – 45

13 – незабываемыми

14 – впрочемввиду

15 – 14

16 – 14

17 – 1234

18 – 12

19 – 23

20 – 234

21 – 1479

22 – 145

23 – 14

24 – абсурдно

25 – 2021

26 – 4512



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.