Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс
Повторение изученного в 5-7 классах
Вариант 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бАлуясь
2) нАчавший
3) созданА
4) досЫта
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) выстав..вший, вылет..в
2) н..как, г..мнастка
3) докрасн.., набел..
4) разве..в, ка..щийся
А3. В каком предложении на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) Этому кова..ому сундуку место в музее.
2) Цирковые медведи обуче..ы езде на велосипеде.
3) Тушё..ые овощи менее полезны, чем свежие.
4) Кама — самая большая река ба..ейна Волги.
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЧТО)БЫ не опоздать, пришлось выехать (ПО)РАНЬШЕ.
2) Не сердись на меня (ЗА)ТО письмо, я ТО(ЖЕ) переживаю.
3) (В)ДАЛИ раздался звук, (КАК)БУДТО струна лопнула.
4) (В)ВИДУ болезни преподавателя занятий (НЕ)БУДЕТ.
А5. В каком предложении не нарушена речевая норма?
1) Читая рассказ, мне стало интересно.
2) Книги учат различать добро и зло.
3) Двери дома открывались вовнутрь.
4) Приезжающие на соревнования хоккеисты провели первую тренировку.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2) Пушкина привлекали переломные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием.
3) За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати.
4) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1) Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему, но и историком. (2) По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачёва. (3) Пушкин внимательно изучал исторические документы, записывал устные исторические предания, услышанные им от свидетелей событий. (4) В то же время Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков. (5) Всё это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.
B1. Из предложения (1) выпишите союз.
В2. В предложении (3) найдите причастие, укажите его постоянные морфологические признаки.
В3. Из предложения (4) выпишите деепричастие, укажите его вид.
В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
С1. Прокомментируйте высказывание А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Главные члены предложения
Вариант 1
А1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
1) Мы с приятелем вдвоём очень весело живём.
2) По аллее шла нарядная девочка с пуделем.
3) Жили-были старик со старухой.
4) Иногда кошка с собакой живут дружно.
А2. Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.
1) Вечером мы будем смотреть футбол по телевизору.
2) Ты бы поговорил со мной.
3) А щука выскользнула из рук и бултых в воду!
4) На реке нескончаемо сновали лодки и катера.
А3. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Я намерен был уехать сегодня же.
2) Мы продолжили изучать тему.
3) Любишь ты поспорить!
4) В детстве он хотел стать пожарным.
А4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Ты (..) настоящий друг.
2) Три (..) число магическое.
3) С другом и горе (..) не беда.
4) Ласковое слово (..) что солнышко в ненастье.
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.
С1. Опишите известный вам памятник архитектуры.
ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. ¤Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. ¤¤При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову.)
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания
1-й вариант * 2-й вариант **
2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.
1) Подчеркнуть, надписав сказуемые разных видов.
2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях
1-й вариант¤ 2-й вариант¤¤
Контрольная работа «Односоставные предложения».
Вариант № 1.
1. Укажите неверное утверждение.
A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.
Б. Односоставные предложения могут быть распространенными.
B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.
Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.
2. Найдите односоставные предложения.
A. День ясен.
Б. С утра морозит.
B. Что бы это значило? ,
Г. Мне нездоровится.
Д. Ряд телеграфных столбов.
3. Укажите определенно-личные предложения.
A. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?
B. В доме шумят.
Г. Цыплят по осени считают.
Д. Быть грозе великой.
4. Найдите неопределенно-личные предложения.
A. Вот парадный подъезд.
Б. Люблю грозу в начале мая.
B. В дверь постучали.
Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Д. Будут долго вспоминать его рассказы.
5. Укажите безличные предложения.
A. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.
B. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло грозою дерево.
6. Найдите обобщенно-личные предложения.
A. Вам не видать таких сражений.
Б. Вечерами работалось особенно хорошо.
B. Каких только птиц не увидишь в лесу!
Г. Любишь кататься — люби и саночки возить.
7. Укажите назывные предложения.
A. Мне холодно.
Б. Вот заводская улица.
B. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.
Д. Вода немного коричневатая.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ум — это сила.
B. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.
Д. «Как тебя зовут?» — «Меня Анной».
9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?
A. На пригорке то сыро, то жарко.
Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.
B. Светло на улице, и виден сад насквозь.
Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.
10. Определите виды односоставных предложений? (запишите вид словами).
1)Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
2)Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!
3)Мне было скучно одному и немного страшно.
4)Травы скашивают рано утром.
5)В городе открыли новый кинотеатр.
6) Соловья баснями не кормят.
7) От добра добра не ищут.
8)Ударило, загрохотало.
9) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
10) От детей прячут спички.
11.Произведите полный синтаксический разбор предложения.
Максим Максимыч, не хотите чаю или кофе?
12. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого.
Мне было жаль старика.
Становилось светлее и светлее.
Налетел тёплый ветерок.
13. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Зима.
Диктант по теме «Однородные члены предложения»
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, вёсла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звёздами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)
Грамматическое задание
Сделать синтаксический разбор предложений.
I вариант: первое предложение;
II вариант: последнее предложение.
Тест по теме «Однородные члены предложения»
1 вариант
1. Какое утверждение является неверным?
Однородные члены предложения …
соединяются между собой сочинительными союзами
отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
могут быть распространенными
всегда выражаются одной частью речи.
2. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?
А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.
1) А,В 2) Б,В 3) А,Б 4) А,Г
3. В каком варианте ответа указаны предложения с однородными членами, связанными сочинительными соединительными союзами?
А. Ветер то стихал, то задувал вновь.
Б. Устюг поставлял в Сибирь товары как общественного производства, так и привозные из других городов.
В. Мы старались не приближаться к веткам или же сперва шлепали по ним прутьями, стряхивая крупные дождевые капли.
Г. Левицкий писал не только домашние портреты, но и парадные.
1) А,Г 2)Б,В 3) А,В 4) Б,Г
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.
Б. Царское правительство не заинтересовалось «тунгусским феноменом» и экспедицию в тайгу не послало.
В. Окончен рассказ и полуулыбка тронула его бесцветные губы.
Г. Волны медленно шли к берегу и замедлялись на отмелях.
1) А,В 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,Б
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых перед ДА должна стоять запятая?
А. Венчики трав качались над головами да осыпали плечи желтой пылью.
Б. Он прекрасно играл на гитаре да и пел неплохо.
В. Я бы сам к вам явился да побоялся гнева отца.
Г. Алеша отыскивал любимые уголки да вспоминал друзей детства.
1) А,Г 2) Б,В 3) В,Г 4) А,В
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы.
Б. Утром я проснулся ни свет, ни заря от звенящей тишины.
В. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома, то столб, то силуэт дерева.
Г. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи телесуфлёра.
6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
7. В каком предложении однородные члены связаны разделительными союзами?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
8. В каком предложении однородными являются дополнения?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
9. В каком случае однородные члены имеют при себе зависимые слова?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
10. В каком предложении несколько рядов однородных членов?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
Диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
Утро на Атлантическом океане
Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Как-то торжественно-безмолвно кругом.
Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.
Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.
Пусто вокруг!
Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.
Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто. (164 слова) (К. М. Станюкович)
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ И ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ»
Дом, кажется, рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу, а от сосен всё лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он, к досаде, не проникал в открытые окна.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. Единственное, раздражавшее композитора, – скрипучие половицы. Только переступив через пять шатких половиц, он мог пройти к роялю. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Но вот ни одна из половиц не скрипнула, Чайковский садится за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Неприятное позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое. Рассохшийся дом, к изумлению многих, запоёт от первых же звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом, казалось, скучал.
Иногда ночью, просыпаясь, композитор слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, вспомнив, к его радости, дневную музыку. Он мечтал передать лёгкий восторг от всего: от зрелища радуги, и от ауканья крестьянских девушек, и от самых простых явлений жизни.
И он, конечно, никогда не ждал вдохновения, а работал и работал. И вдохновение рождалось, разумеется, в работе. (По К. Г. Паустовскому.) (181 слово.)
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Петербургская ночь
Однажды на рассвете художник Кипренский возвращался из гостей. Он шёл по мосту через Неву, опустив голову, и ни о чем не думал. Запоздалая тройка пронеслась мимо, обдав лицо морозной пылью.
Кипренский оглянулся, поднял голову и остановился.
Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту, вырывая из неё то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, седой от снежной пыли, то колонны, украшенные бронзовыми листьями.
Небо чистое и прекрасное, как в Италии, простиралось в зените с грядой легких розовеющих облаков. Чудилось, что медленно летящий снег зарождается в чистом воздухе между землёй и небесным сводом.
Кипренский долго смотрел на торжественное падение снега среди немоты и безлюдья петербургских площадей. Снег осторожно ложился на чугунные перила мостов, на меховой ворот шинели и спины спящих извозчиков.
– Где я возьму красок, – подумал он с тоской, – чтобы изобразить это зимнее безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие объём и тяжесть, и, наконец, волнение своего сердца?
(По К. Паустовскому.) (152 слова.)
Селиванова Галина Геннадьевна
Нижегородцева Оксана Владимировна
Небрат Елена Александровна